Повседневная жизнь населения древнегреческого полиса Спарта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 16:12, контрольная работа

Описание

Источники по истории возникновения Спартанского государства очень скудны и чрезвычайно не надежны. История Спарты излагалась тенденционально уже древнегреческими писателями, идеологами олигархии, видевшими в Спарте воплощение своих социально-политических идеалов. Спартанский строй этих писателей подвергался явной идеализации. В общественной и философской литературе древней Греции создавалось целое течение, еще в древности название «лаконофильского». Это лаконофильское направление нашло выражение в трудах Ксенофонта, Платона и некоторых произведениях Аристотеля. Сочинения древних представителей этого направления или совсем не дошли до нашего времени, или сохранились виде кратких и обычно малосодержательных отрывков.

Работа состоит из  1 файл

Реферат готов.doc

— 416.00 Кб (Скачать документ)
n="justify">     Архаическая Спарта, в отличие от остальных греческих полисов, принимавших активное участие в выводе заморских колоний, выбрала для себя иной путь выхода из кризиса — внутреннюю колонизацию . Для Спарты завоевание Мессении стало своеобразным вариантом колонизации, с помощью которого она решала те же проблемы, что и прочие греческие государства, но другим, нетрадиционным для полисных структур способом. По мнению Э. Д. Фролова, именно успешное решение земельной проблемы стало основной причиной того, что Спарта счастливо избегла тирании. «Завоевание Мессении доставило спартанцам возможность столь радикально и так широко решить за чужой счет свои больные проблемы, что это в сочетании с особенной крепостью спартанского космоса избавило Спарту от ярма тирании».

     В Мессении спартанцы сражались ради того, чтобы сохранить привычный образ жизни и обеспечить праздное существование не только спартанской элите, но и всему совокупному гражданству. Размеры угрозы и далеко идущие последствия Мессенских войн для Спарты были даже большей значимости, чем Пунические войны для Рима 400 лет спустя. Одним из результатов Мессенских войн было появление новой спартанской армии, фаланги гоплитов. Принято считать, что фаланга начала применяться в Спарте уже к концу VIII в. до н.э., до этого времени первенствующая роль в войске принадлежала индивидуально сражающимся аристократам.

     Состояние источников, к сожалению, не дает нам  возможности с большой степенью точности решить целый ряд проблем, относящихся к спартанской илотии.

     Илотия является особой формой зависимости. Она не совпадает ни с крепостной зависимостью крестьян Средневековой Европы или России XVIII—XIX вв., пи с классическим античным рабством. В привычных для нас терминах определить статус илотов очень трудно. Ближе всего к истине, по-видимому, подошел Д. Лотце, для которого илотия — это форма коллективного рабства, возникшего в ходе завоевания. Действительно, в результате сначала дорийского нашествия, а затем крупномасштабной внутренней колонизации возникла уникальная для греческого мира ситуация, когда формирование полиса шло вместе и наравне с созданием системы управления огромными завоеванными территориями. Данные территории на порядок превышали и по своим размерам, и по числу жителей соответствующие показатели государства-завоевателя. В результате такого уникального в масштабах греческого мира феномена и была создана илотия. Илоты не находились и в прямой собственности у государства. Они лишь могли во имя общих интересов предоставляться в распоряжение государства их непосредственными хозяевами. Это делалось, главным образом, во время военных кампаний, поскольку война создает особую реальность, которая требует и особых, невозможных для мирного времени решений.

     Спартанская община изначально сформировалась как  гражданская корпорация с более жесткой, чем где-либо еще в Греции, структурой. Вся совокупность обычаев и законов, возводимых к Ликургу, была направлена на сохранение количественных и качественных параметров спартанского гражданства. Но любое общество, даже такое ретроградное и неподвижное, каким было спартанское, не могло оставаться абсолютно неизменным в течение длительного исторического периода. Гражданская корпорация в Спарте уже в V в. до н.э., а особенно во 2-й его половине, стала подвергаться размыванию. Из прежде монолитного гражданского сословия вычленялась низшая его часть — гипомейоны. Это уже было знаком начавшегося раскола гражданского коллектива, что в перспективе повлекло за собой катастрофическое уменьшение числа полноправных граждан. Люмпенизация гражданства — вот та цена, которую заплатила Спарта за нежелание динамично и радикально реагировать на новые жизненные ситуации. Появление неодамодов во время Пелопоннесской войны представляется нам первой такой попыткой. Но вольноотпущенничество в Спарте никогда не принимало тех грандиозных масштабов, которые были характерны для Рима, где продвижение из низшего сословия в высшее было намного легче, чем в любом другом греческом полисе, не говоря уж о Спарте. Но в отличие от римских рабов спартанских илотов отпускали на волю только от случая к случаю, как правило, в моменты сильной военной опасности и использовали очень ограниченно — только в качестве солдат. Ни они, пи их дети не становились полноценными спартанскими гражданами. Спарта не обладала необходимой для успешного развития социальной мобильностью, и поэтому гражданство обречено было па постепенное исчезновение, что ставило под вопрос само существование Спартанского государства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 

    Список литературы…………………………………………………………..........................46

Информация о работе Повседневная жизнь населения древнегреческого полиса Спарта