Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 15:17, дипломная работа
Цель и задачи работы
Исходя из анализа литературы, цель нашей работы: охарактеризовать представления о складывании на территории Сибири особого «европейско-сибирского» типа русского народа, русских публицистов второй половины XIX в., соотнести их с представлениями наших современников по данному вопросу, а также предложить вариант изучения дискуссионного вопроса данного современной школе.
Для достижения этих целей ставили задачи:
Рассмотреть идеи областников о формировании регионального варианта русской народности Сибири.
Проанализировать материалы дискуссии по интересующему нас вопросу развернутых на страницах русской прессы второй половины XIX века.
Выявить и охарактеризовать мнения наших современников об особенностях психологии сибиряков на примере изучения материала журнальной публицистики и научно-популярных изданий по истории Сибири, а также на материалах опроса проведенного нами среди жителей Новосибирской области.
Проанализировать, как на уроках истории в современной школе изучаются дискуссионные вопросы исторической науки.
Описать образ сибиряка, представленный в школьных учебниках «История Сибири».
Предложить вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни».
Введение……………………………………..…………………………………….3
Глава 1. Дискуссия о существовании особого «европейско-сибирского» типа русского народа во второй половине XIX века
§1. Сибирские областники о формировании особого «европейско-сибирского» типа русского народа…………….14
§2. Представления о культурном и социально-психологическом типе сибиряка-старожила в публицистике 1880-1890 гг. ……………………………………………22
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей Новосибирской области в конце ХХ века о сибиряках и о сибирском характере…..42
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с элементами дискуссии по теме «Мир сибирской деревни»………………………………………..72
Заключение……………………………………………………………………….79
Примечания………………………………………………………………………83
Список используемой литературы и источников……………………………...90
Министерство образования Российской Федерации
Новосибирский государственный педагогический
университет
Исторический факультет
кафедра истории мировой культуры
Тема: Представления об особом «европейско-сибирском» типе русского народа во второй половине
XIX и в конце XX веков
Новосибирск 2001г.
Содержание
Введение……………………………………..………………
Глава 1. Дискуссия о существовании
особого «европейско-
§1. Сибирские областники
о формировании особого «европейско-
§2. Представления о культурном
и социально-психологическом
Глава 2. Представления об идентификации сибиряков в конце ХХ века
§1. Эволюция взглядов о «европейско-сибирском» типе русского народа в отечественной науке и публицистике в конце ХХ века………………………………………………29
§2. Представления жителей
Глава 3. Изучение дискуссии об особом «европейско-сибирском» типе русского народа в школе
§1. Использование элементов дискуссии на уроках истории: теория и практика…………………………………….46
§2. Образ сибиряка в учебниках «История Сибири»…….63
§3. Вариант урока с
элементами дискуссии по теме «Мир
сибирской деревни»………………………………
Заключение……………………………………………………
Примечания……………………………………………………
Список используемой литературы и источников……………………………...90
Введение
Актуальность темы.
Сегодня, как никогда, отношение к прошлому во многом является мерилом настоящего.
Мы обязаны поддерживать связь времен, память о делах, заботах, чаяниях и надеждах не только близких, но и отдаленных предков.
На этой памяти зиждется наша любовь к Отчизне, к родному краю, наше духовное здоровье. Эта память помогает нам понять современность. «Если мы будем смотреть на современность с расстояния десяти, двадцати, сорока и даже пятидесяти лет, мы увидим немногое. Современную эпоху можно по-настоящему оценить только в свете тысячелетий», - писал академик Д.С. Лихачев в книге «Родная земля».
В русской публицистике второй половины XIX века широко обсуждался вопрос о том, что русские в Сибири вступали в активные межличностные, хозяйственные, культурные, семейные контакты с коренным населением. В результате чего, по мнению ряда ученых и общественных деятелей, образовался особый «европейско-сибирский» тип русского этноса.
Авторами этой идеи были такие ученые как А.П. Щапов, Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев и другие представители общественно-политического течения «областничества».
В конце XIX века эта идея
стала предметом горячих
На наш взгляд, изучение материалов дискуссии второй половины XIX начала XX вв. о существовании «европейско-сибирского типа русского народа и современных представлений по данному вопросу очень важно с точки зрения социальной истории, потому что позволяет выяснить взгляды интеллигенции второй половины XIX века на русских сибиряков как на особую этнографическую группу в составе русского населения, а также выявить факторы, повлиявшие на формирование этих взглядов.
Следующее поколение должно быть сильным, независимым, свободным, раскрепощенным. Это значит, учащиеся должны уметь рассуждать, самостоятельно находить правильное решение, отстаивать собственную точку зрения. Одним из способов организации обучения, позволяющим решить эту задачу является дискуссия учащихся по какой-либо проблеме.
Обзор литературы по теме.
Заметим, что в
исторической литературе
Среди работ первой группы можно назвать работы А.А. Кауфмана. Известный экономист в своей монографии «Переселение и колонизация», а также в статьях, опубликованных в журнале «Северный вестник» предпринял попытки проанализировать мнение областников Щапова А.П. и Ядринцева Н.М. по интересующей нас проблеме (1). Кауфман отрицал идею существования специфической этнической и культурной общности русских сибиряков старожилов. По его мнению, невозможно выделить особый тип старожила, также как этого не возможно сделать в отношении переселенца. В его трудах нашла освещение переселенческая политика царизма, организация переселений, путевые условия, социальный состав и экономическое положение новоселов. Ряд статей он посвятил такому слабоизученному вопросу, как проблема культурного влияния переселенцев на старожильческое население Сибири.
Свой вариант анализа теоретического наследия областников предложили в начале ХХ в. сибирские этнографы Д.А. Клеменц и А.А. Макаренко. Они выступили с критикой тезиса о формировании на территории Сибири нового типа русского народа («русско-сибирской народности»). Они отстаивали идею единства основных характеристик русского крестьянства Сибири и Европейской России при наличии немалых особенностей у локально-территориальных, историко-этнографических и сословных групп.
А.А. Макаренко считал, что русская народность не только не «потерялась в Сибири, но и оказывала положительное влияние на культуру местных народов» (2).
Проблема идентификации русских сибиряков интересовала и представителей столичной интеллигенции.
В 1892 г на страницах либерального журнала «Вестник Европы» рассмотрел работы областников петербургский историк и публицист А.Н. Пынин. Он отмечал, что «… за прошедшее время возможен и уже был поставлен общий вопрос о том, что сделалось с русской народностью в Сибири: к таким же заключениям приходили здесь наблюдатели русской народности в Сибири – что, по их мнению, произошло с национальным русским типом в стране, куда 300 лет назад двинулась правительственная и народная колонизация, и где она встретила совершенно новые условия природы, климат.
Сибирская молодежь, искавшая высшего образования должна была отправляться в Россию в университеты, духовные академии в Казань, Москву, Санкт-Петербург» (3).
В советский период представления об «европейско-сибирском» типе русского народа рассматривались, в основном, в работах по историографии Сибири.
Н.А. Миненко и Л.М. Горюшкин, рассматривая работы областников, главным образом касались их взглядов на особенности колонизации Сибири, их оценок экономического, политического и культурного развития российской окраины и почти не уделяли внимания анализу их представлений о существовании особого «европейско-сибирском» типе русского народа. Они указывали лишь на то, что областникам не хватило научных данных для обоснования своих спорных идей (4).
В подобная оценка
интересующих нас
Интересующие нас вопросы
освещались и в исследованиях
по истории общественно-
Обращались к идеям
о «европейско-сибирской»
Нами были привлечены работы этнографов, историков и антропологов, посвященных заселению и составу русского старожильческого населения разных областей Сибири (8).
По имеющимся данным можно утверждать, что сибирские группы, кроме старообрядческих, объединяются некоторыми общими признаками и при сравнении с антропологическими вариантами европейской части страны могут быть определены как особый областной тип русского народа с несколькими подтипами.
В Забайкальских русских популяциях:
1) смешанного происхождения
доля бурятской крови
Некоторые отличия русских популяций от европейского русского типа объясняются наличием в составе переселенцев Сибири коми-зырян и других финских народностей, но основной фактор, определивший своеобразие русской разновидности, - это обособление при первоначальном формировании групп разных переселенцев. Характерна для русских сибирских неметисированных групп сравнительно большая ширина лица составляет отличие русского населения Архангельско-Вологодского края, откуда выходили в XVI – XVII вв. переселенцы в Сибирь.
Следует полагать, что свойственные сибирским популяциям по преимуществу коренастое сложение, средняя длина тела и, может быть, сравнительно большая ширина лица сложились в отдаленном прошлом как приспособление к большой затрате физических сил, которая требовалась в условиях сибирского климата (9).
Дискуссионные вопросы исторической науки изучаются на уроках истории в современной школе. В работах Лазуковой Н.Н., Троицкого Ю.Л., Лернера И.Я. показаны приемы организации познавательной деятельности учащихся при изучении спорных вопросов истории, представлена характеристика оптимальных форм урока истории, а также приведены примерные сценарии некоторых уроков по дискуссионным вопросам исторической науки. (10)
Цель и задачи работы
Исходя из анализа
литературы, цель нашей работы: охарактеризовать
представления о складывании
на территории Сибири особого «европейско-
Для достижения этих целей ставили задачи: