Шпаргалка по "Истории государства и права России"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:08, сочинение

Описание

1. Предмет, задачи и метод истории государства и права России
2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
3. Возникновение государственности у славян. Образование древнерусского государства. Теории происхождения древнерусского государства
4. Источники права древнерусского государства

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка по истории государства и права России.docx

— 207.37 Кб (Скачать документ)

 

Все уголовное законодательство пополнилось новыми составами преступлений и ужесточилось.

 

Указ ПВС СССР от 15 ноября 1943 г. «Об ответственности за разглашение  государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную  тайну», установил уголовную ответственность  в виде лишения свободы до 10 лет  для должностных лиц и до 3 –  лет для частных лиц.

 

Смертная казнь назначалась  для фашистских преступников и их пособников – предателей советской  Родины.

 

Устанавливалась ответственность  за незаконное хранение оружия для  лиц, проживающих на освобожденных  территориях и не сдавших трофейное  оружие.

 

Спекуляция получила значительное расширение в определении состава  преступления. Ответственность за нее  возросла.

 

В экономических отношениях реже стало применяться договорное право, возросла роль административных актов.

 

Указом ПВС СССР от 1 марта 1945 г. «О наследниках по закону и  по завещанию» расширялся круг наследников  по закону, к ним были причислены усыновленные дети. В остальном наследование сохранило свои основные требования. Допускалось наследование по завещанию.

 

Трудовое право в целом  тоже ужесточилось. Указ ПВС СССР от 26 июня 1941 г. предоставил директорам предприятий промышленности, транспорта, сельского хозяйства и торговли право устанавливать с разрешения Совнаркома СССР для рабочих и  служащих предприятий обязательные сверхурочные работы продолжительностью 1–3 ч в день, отменил отпуска, заменив их денежной компенсацией.

 

Семейно-брачное право  в период Великой Отечественной  войны изменилось, Указ ПВС СССР 1943 г. «Об усыновлении» установил, что  усыновляемому по просьбе усыновителя  могут быть присвоены фамилия  и отчество по имени усыновителя. Усыновление лиц, достигших 10 лет, присвоение им фамилии и отчества по имени  усыновителя, а также запись усыновителей в качестве родителей без согласия усыновляемых не допускались.

 

Законный брак – зарегистрированный. Право обращения матери, не состоявшей в браке с предполагаемым отцом, в суд с иском об установлении отцовства и о взыскании алиментов  на содержание ребенка было отменено. Изменился порядок развода, он производился публично, через суд, допускались  закрытые слушания по просьбе супругов. Порядок развода был затруднен  в целях укрепления семей.

85. Закон о всеобщей  воинской обязанности 1939 г. Красная  армия в годы Великой Отечественной  войны 

 

Закон «О всеобщей воинской обязанности» 1939 г. ознаменовал начало реформы в Вооруженных силах  Советского государства. Он был принят Верховным Советом СССР 1 сентября 1939 г.

 

Ранее существовавшая система  Вооруженных сил характеризовалась  следующими признаками:

 

1) немногочисленностью (в  1923 г. состав Красной армии  насчитывал 600 тыс. человек, составляющих 46 территориальных и 31 кадровую  дивизию) и преобладанием доли  коммунистов в армии;

 

2) формирование Красной  армии по смешанной системе,  в ее составе создавались территориально-милиционные  и кадровые части.

 

Причины реформы Красной  армии в 1939 г.:

 

1) обострение международной  обстановки;

 

2) увеличение сложности  военной техники, находившейся  на вооружении Красной армии;

 

3) сокращение численности  Красной армии в результате  массовых репрессий в 1937–1938 гг.

 

Основным результатом  реформ стало изменение порядка  формирования войск. Теперь Вооруженные  силы Советского государства формировались  только по кадровой системе, территориально-милиционная  же система утратила свою актуальность и была ликвидирована.

 

Реформирование затронуло  организационную структуру Вооруженных  сил СССР. Местный военный аппарат  включал в себя:

 

1) военные советы (они возглавляли  военные округа, число которых  значительно возросло);

 

2) военные комиссариаты (их  система также стала более  обширной; военные комиссариаты  формировались в автономных республиках,  областях и городах, тем самым  обеспечивался наилучший учет  военнообязанных и облегчался  призыв в армию).

 

Законом «О всеобщей воинской обязанности» были увеличены сроки  службы. Теперь по призыву в сухопутных частях служили 3 года, а во флоте  – 5 лет. Возраст призывников по новому Закону составлял – 19 лет и более, а для окончивших среднюю школу  – до 18 лет.

 

Президиум Верховного Совета СССР в январе 1939 г. утвердил новый  текст военной присяги. Военную  присягу принимали все военнослужащие по призыву в индивидуальном порядке. После этого военнослужащие обязаны  были подтвердить присягу собственноручной подписью.

 

С началом Великой Отечественной  войны Указом ПВС СССР «О военном  положении» было разрешено введение военного положения в отдельных  местностях или по всей территории СССР в интересах обороны государства, для обеспечения общественного  порядка и государственной безопасности. На таких территориях власть переходила в руки военных советов фронтов, армий, военных округов, либо – высшему  командованию войсковых соединений.

 

В случае введения военного положения все дела о преступлениях  против обороны, общественного порядка  и государственной безопасности рассматривались военными трибуналами. Военные трибуналы могли рассматривать  по поручению местных властей  дела о спекуляции, злостном хулиганстве  и иных преступлениях. Военные трибуналы  рассматривали дела по положению  «О военных трибуналах в районах  военных действий». Приговоры военных  трибуналов не подлежали кассационному  обжалованию и пересмотру в порядке  надзора.

 

30 июня 1941 г. был сформирован  высший орган государственной  власти в период Великой Отечественной  войны – Государственный Комитет  Обороны (ГКО), в который вошли  ПВС СССР, ЦК ВКП(б) и СНК  СССР.

86. Cудебная система и  система правоохранительных органов  по «Основам законодательства  СССР и союзных республик» 1958 г 

 

Уже с 1948 г. процессуальное законодательство СССР и республик претерпело значительные изменения:

 

1) народные суды стали  выборными;

 

2) суды стали более независимыми, по Положению о дисциплинарной  ответственности судей от 1948 г.  дисциплинарные взыскания на  судей налагались коллегиями  по дисциплинарным делам при  областных (краевых) судах и  верховных судах республик СССР, теперь их деятельность не  была подконтрольна управлению  юстиции.

 

Эти новые демократические  принципы были официально закреплены в декабре 1958 г. в Основах законодательства о судоустройстве СССР, союзных и  автономных республик.

 

Нововведения в системе  судов по Основам:

 

1) вместо участковой системы  народных судов появились единые  районные, городские суды;

 

2) вырос срок полномочий  судей до 5 лет;

 

3) в верховных судах  республик формировались пленумы  и президиумы;

 

4) помимо подотчетности  судов, перед вышестоящими судами, народные суды должны были  отчитываться перед избирателями.

 

Демократические принципы судоустройства по Основам:

 

1) осуществление правосудия  только судом;

 

2) равенства всех граждан  перед законом и судом;

 

3) коллегиальность рассмотрения  дел в суде;

 

4) независимость судей  и их подчинение только закону;

 

5) гласность судебного  разбирательства;

 

6) право обвиняемого на  защиту и т. д.

 

В уголовном судопроизводстве защита получила право принимать  участие в процессе с момента  объявления обвиняемому об окончании  предварительного следствия, а не только в момент судебного рассмотрения дела. По уголовным делам в отношении  несовершеннолетних защита принимала  участие в процессе с момента  предъявления обвинения.

 

Нововведения в уголовном  процессе:

 

1) отменены чрезвычайные  процедуры военного времени;

 

2) повысился возраст привлечения  к уголовной ответственности  (с 14 до 16 лет, за исключением  наиболее тяжких преступлений: разбой, изнасилование и др.);

 

3) наказание применялось  только по приговору суда.

 

Прокуратура и следствие  по Основам 1958 г.: в компетенцию прокуратуры  входило расследование уголовных  дел, контроль и направление деятельности (их указания носили обязательный характер) органам дознания, прокурорский надзор за законностью.

 

Принципы прокурорского  надзора:

 

1) единообразие законности;

 

2) иерархическая подчиненность  органов прокуратуры генеральному  прокурору.

 

Основные задачи и функции  прокуратуры в области прокурорского  надзора:

 

1) общий надзор;

 

2) надзор за дознанием  и следствием;

 

3) надзор за законностью  судебных решений;

 

4) надзор за учреждениями, исполняющими уголовное наказание.

 

Органы госбезопасности  занимались расследованием особо опасных  государственных преступлений.

 

В результате реформирования судебно-следственной системы в 1960-х  гг. функции МВД СССР были переданы МВД союзных республик, а позднее (в 1962 г.) правоохранительные органы были переименованы в Министерство охраны общественного порядка. Эти органы были подконтрольны союзно-республиканскому Министерству охраны общественного  порядка СССР. С марта 1959 г. постановлением правительства в помощь этим органам  были переданы добровольные народные дружины.

87. Гражданский и уголовный  кодексы РСФСР 1964 г 

 

Гражданское законодательство 1964 г: в 1964 г. в РСФСР был принят Гражданский кодекс на основе Единых общесоюзных основ гражданского законодательства СССР и союзных  республик, принятых в 1961 г.

 

ГК 1964 г. устанавливал основную цель законодательства: укрепление экономической  системы СССР, рост социалистической собственности, поддержание и укрепление законности в области имущественных  отношений и охраны прав юридических  и физических лиц.

 

ГК 1961 г. регулировал следующие  гражданские правоотношения:

 

1) имущественные отношения:  связанные с товарно-денежными  формами производства в коммунистическом  строительстве; хозрасчетные системы  экономики, использование денежных  средств, регулирование цен, расчет  себестоимости и прибыли, торговля; кредитные и банковские;

 

2) личные неимущественные  отношения: право на авторство;  право на защиту чести и  достоинства субъектов гражданских  правоотношений (гражданин и организация);

 

3) наследственные правоотношения.

 

Гражданские права и обязанности  возникали на основании установленных  законодательством СССР и союзных  республик условий (юридических  фактов – событий), также в результате действий граждан и организаций (юридических фактов – действий), которые сами по себе порождают гражданские  права и обязанности либо установлены  законодательством.

 

Устанавливалась очередность  наследников по закону. В первую очередь наследовали:

 

1) ближайшие родственники  по нисходящей линии;

 

2) ближайшие – по восходящей  линии;

 

3) супруг умершего лица.

 

ГК 1961 г. устанавливал свободу  завещания при соблюдении обязательной доли для несовершеннолетних, нетрудоспособных детей или супруга, родителей  и иждивенцев умершего.

 

Особенности регулирования  права собственности по ГК 1964 г.:

 

1) существовала исключительная  собственность государства, колхозов  и других организаций и их  объединений, частная собственность  на движимое имущество, личная  собственность граждан, занимающихся  кустарно-ремесленными промыслами, сельским хозяйством, бытовым обслуживанием  и т. п.;

 

2) устанавливалась равная  государственная защита для государственной  собственности, имущества колхозов, кооперативов и общественных  организаций и личной собственности  граждан, занимающихся деятельностью,  основанной на личном труде.

 

Основы гражданского законодательства устанавливали основной способ защиты гражданских прав – исковое производство (суд).

 

Выделялись суды: общей  юрисдикции; арбитражный; третейский; товарищеский.

 

Уголовное законодательство 1964 г.: уголовный кодекс был принят в 1964 г. на базе Единых общесоюзных основ  законодательства СССР и союзных  республик, принятых в 1958 г.

 

Особенности УК РСФСР 1964 г.:

 

1) общая направленность  на смягчение за преступные  деяния, не представляющие большой  общественной опасности;

 

2) замена в ряде случаев  уголовной ответственности на  административную либо на меры  общественного воздействия;

 

3) появились новые главы  о преступлениях против социалистической  собственности;

 

4) устанавливались формы  участия общественности в борьбе  с преступностью;

 

5) «врагов народа» по  УК не было;

 

6) повышался возраст привлечения  к уголовной ответственности.

88. Конституция СССР 1977 г 

 

Подготовка проекта новой  союзной Конституции началась в 1962 г. Проект готовился специальной  конституционной комиссией. Окончательный  проект был разработан к маю 1977 г. По этому проекту было проведено  всенародное обсуждение.

 

Конституция СССР была принята  на внеочередной сессии Верховного Совета СССР 7 октября 1977 г.

 

Структура Конституции 1977 г.:

 

1) I раздел – «Основы  общественного строя и политики»;

 

2) II раздел – «Государство  и личность»;

 

3) III раздел – «Национально-государственное  устройство»;

 

4) IV раздел – «Советы  народных депутатов и порядок  их избрания»;

 

5) V раздел – «Высшие  органы власти и управления»;

Информация о работе Шпаргалка по "Истории государства и права России"