Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 06:23, курсовая работа
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
С момента возникновения государства лучшие представители человечества пытались найти более оптимальное сочетание между необходимостью социального регулирования, властными претензиями государственного аппарата и возможностью свободного развития общества. Теологи, философы, ученые искали ответ на один из самых сложных вопросов социального бытия: как примирить природу государственной власти с потребностью свободы личности.
Своеобразным ответом на этот вопрос стало создание нескольких научных концепций, впоследствии объединенных в единую теорию о формах осуществления государственной власти и ее политической организации. Такая теория в науке государственного права получила название «теории разделения власти», основу которой составляет идеологическое, научное и практическое содержание принципа разделения властей.
Теория и практика разделения власти имеют долгую, противоречивую и вместе с тем поучительную историю. Современная интерпретация принципа разделения власти при всей своей актуальности и динамичности содержания опирается на огромный социальный опыт всего человечества, и поэтому является достоянием всей цивилизации.
Интерес к идее разделения власти, возникший практически одновременно с самой теорией, не угасает и в настоящее время. Выступая предметом многочисленных политико-правовых исследований, феномен разделения власти имеет различные, неоднозначные, порой диаметрально противоположные трактовки. Важным является вопрос о периодизации истории разделения власти.
До сих пор нет единого мнения о том, в какой момент возникла данная теория. Одни исследователи, говоря о зарождении теории разделения власти,
отталкиваются от политико-правовых взглядов об ограничении абсолютной власти монарха теми или иными способами: властью Бога и Церкви; нравственными критериями оценки личности государя; законом, которому обязан подчиняться верховный правитель и т.п. Другие уверены, что идеи разделения власти «восходят к древности и берут свое начало со сложившихся взглядов Платона о разделении труда».
Между тем, как справедливо отмечали В.С. Нерсесянц, А.М. Барнашов и др., говорить о том, что древние мыслители «уже в деталях разрабатывали само учение о разделении власти» было бы несколько преждевременно.
Прежде чем обрести формы широко известной «классической» доктрины, концепция разделения власти прошла сложный путь развития. Фундамент этой теории не оказался бы столь прочным, если бы она не опиралась на наследие мыслителей Древнего мира и Средних веков. Предпосылки разделения власти зародились вместе с идеями об ограничении абсолютной власти, сфокусированной в руках одного человека или небольшой группы лиц. Можно предположить, что первые воззрения подобного рода стали появляться в эпоху формирования древних государств, т.к. в условиях любого политического режима возможно свободомыслие и явная или скрытая оппозиция.
Основные положения теории разделения власти следующие:
‒ разделение власти закрепляется конституцией;
‒ согласно конституции законодательная, исполнительная и судебная власти самостоятельны;
‒ все власти равны и автономны, ни одна из них не может быть устранена любой другой;
‒ судебная власть действует независимо от политического влияния, судьи пользуются правом длительного пребывания в должности. Судебная власть может объявить закон недействительным, если он противоречит конституции.
Теория разделения власти имеет ряд специфических черт, обуславливаемых историческим развитием конкретного общества и государства. В связи с этим довольно затруднительно однозначно ответить на многие вопросы, возникающие на современном этапе, если не анализировать сложные и противоречивые процессы, происходящие в государственной и правовой жизни стран, прошедших этап становления теории разделения власти. Изучение взглядов и учений на теорию разделения власти с самого ее зарождения представляется весьма актуальной темой.
Объект выпускной квалификационной работы – общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти, направленной на реализацию в государственном механизме современного демократического государства принципа разделения власти, а также связанные с этим проблемы.
Предмет выпускной квалификационной работы – история формирования и эволюция теории разделения власти.
Цель выпускной квалификационной работы – провести историко-правовой анализ формирования и эволюции теории разделения власти.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
‒ рассмотреть зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире;
‒ дать характеристику разделения власти Д. Локка;
‒ изучить учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье;
‒ рассмотреть взгляды Ж. Руссо на теорию раздел
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЗАРОЖДЕНИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ 7
1.1 Зарождение идеи теории разделения власти в Античном мире 7
1.2 Формирование теории разделения власти в трудах Д.Локка 25
2 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В РАБОТАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XVIII в. 30
2.1 Учение о разделении власти в работах Ш. Монтескье 30
2.2 Ж. Руссо о идеи разделения власти 37
2.3 Американские мыслители конца XVIII – начала XIX вв. о разделении власти на ветви и практика закрепления теории.
43
3 РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТИ В ТРУДАХ МЫСЛИТЕЛЕЙ XIX – XX вв 49
3.1 Учение о разделении власти на ветви в работах Канта и Гегеля 49
3.2 Отечественные мыслители XVIII – XX вв. о разделении власти 55
3.3 Современные учения о разделении власти на ветви 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
Теория разделения властей – общедемократическая концепция, завоевания передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении. Однако не следует абсолютизировать эту концепцию; создавать непроходимые преграды между ветвями власти; нарушать единство государственной политики. Воплощение в жизнь теории Монтескье всеми признается необходимым для становления в России правового государства, гражданского общества, для защиты прав и свобод человека и гражданина. Однако вряд ли стоит переоценивать (как и недооценивать) полезность теории, «разделение властей – отнюдь не убежище от всех бед плохого государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое».134
По мнению профессора В.Н.
В
подавляющем большинстве
Например, в соответствии с Конституцией Финляндии законодательная власть осуществляется Эдускунтой; исполнительная власть осуществляется Президентом Республики, а также Государственным Советом, члены которого должны пользоваться доверием Эдускунты; судебная власть осуществляется независимыми судами во главе с их высшей инстанцией – Верховным судом и Верховным административным судом (§ 3).136
Согласно Конституции Республики Польша, ее устройство основывается на разделении и равновесии законодательной, исполнительной и судебной власти. «...Законодательную власть осуществляют Сейм и Сенат, исполнительную власть – Президент Республики Польша и Совет Министров, а судебную власть – суды и трибуналы» (ст. 10).137
Конституция Греции устанавливает: законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики; исполнительные функции осуществляются Президентом Республики и Правительством; судебные функции осуществляются судами, решения которых исполняются от имени греческого народа (ст. 26).138
Также необходимо отметить, что Конституции некоторых стран Европы, не называя президента главой государства, наделяют его функцией, возвышающей его над органами, осуществляющими в государстве законодательную, исполнительную и судебную власти. Так, согласно Конституции Французской Республики 1958 г., Президент «обеспечивает своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей» (ст. 5)139, а также в силу ст. 49 Конституции Республики Армении 2005 г.140 Президент обеспечивает «нормальное функционирование законодательной, исполнительной и судебной властей». Следует отметить, что в конституциях Ирландии, Македонии и ФРГ функция президента не сформулирована. О ней можно судить по правам, входящим в компетенцию президента в той или иной из этих стран. Впрочем, и в тех государствах, в которых такая функция конституционно установлена, о ее действительном содержании также лучше судить по правам, входящим в компетенцию главы государства.
В конституциях государств-участников СНГ утверждается, что государственная власть осуществляется на основе принципа разделения законодательной, исполнительной и судебной власти.
Например, в ст. 7 Конституции Азербайджанской Республики, сказано, что государственная власть организуется на основе принципа разделения властей. Исполнительная власть, как и другие органы государственной власти, взаимодействуют между собой в соответствии с положениями Конституции и независимы в рамках своих полномочий.141
В ст. 6 Конституции Беларусь, закреплено, что государственная власть в Беларуси осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга.142
В ст. 7 Конституции Кыргызстана указано, что государственная власть в Республике основывается на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную власти, их согласованного функционирования и взаимодействия.143
В ст. 6 Конституции Молдовы утверждено, что законодательная, исполнительная и судебная власти разделены и взаимодействуют при осуществлении своих прерогатив в соответствии с положениями Конституции.144
В ст. 3 Конституции Казахстана сказано, что государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов, в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов.145
В Конституции Латвии146, Литвы147 и Украины148 не закреплено разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Из
всего вышесказанного можно сделать
вывод, что принцип разделения власти
реально осуществляется на практике в
различных государствах мира, причем имеет
место в различных формах, вариантах, не
теряя при этом своего содержания. В Российской
Федерации государственная власть также
строится на основе принципа разделения
власти, хотя имеет при этом свои специфические
особенности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория разделения власти возникает и начинает материализоваться лишь на той стадии развития общества и государства, когда созревают все необходимые предпосылки для активного участия широких слоев общества в социально-политической жизни и политических процессах государства, торжествует хотя бы в формальном плане политический и идеологический плюрализм; среди интеллектуальных слоев общества идет усиленный поиск путей и средств создания надежных гарантий прав и свобод подданных или граждан; предпринимаются попытки ограждения граждан, а вместе с ними всего общества и государства от возможных узурпаций всей государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных государств.
Зачатки доктрины разделения власти усматривались уже в трудах выдающихся мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. Теория разделения власти была создана несколькими исследователями политики: идея высказывалась Аристотелем, теоретически была развита и обоснована Джоном Локком, в классической форме она была разработана Шарлем Луи Монтескье, который осуществил наиболее основательную разработку принципа разделения власти. Именно, начиная с конца XVIII – начала XIX вв., принцип разделения власти получает признание во многих государствах.
Ш.
Монтескье обосновал положение
о том, что государственная власть
должна быть разделена на три ветви.
Его работа «О духе законов» явилась
новым качественным этапом в теории
разделения государственной власти.
И, что не менее важно, в его
интерпретации концепция
Дальнейшее
развитие принцип разделения государственной
власти
получил в творчестве Ж.Ж. Руссо, которых в своих трудах, особенно в«Общественном договоре», обосновал идею народного суверенитета, в соответствии с которым источником и носителем власти в государстве признавался народ. Так принцип разделения власти был соединен с новым пониманием самой сущности власти, которая объективно связывалась с человеком и его объединением в обществе.
Особое значение в становлении принципа разделения власти имеют труды политических деятелей-основателей США и, главное, закрепление этого принципа в Конституции США 1787 г.
В дипломной работе рассмотрено развитие и переосмысление идеи разделения власти в публикации крупных политиков США А. Гамильтона, Д. Мэдисона и Д. Джэя под названием «Федералист», которая стала наиболее оригинальным политико-правовым документов за всю историю США.
Американские федералисты А. Гамильтон, Д. Мэдисон и Д. Джей не только признали актуальным «горизонтальное» разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, но и ее «вертикальное» разделение на государственную власть федерации, государственную власть штатов, местное самоуправление. Кроме того, в содержание классической модели разделения власти была включена известная система «сдержек и противовесов».
Гегель разделение властей считал «гарантией публичной свободы». Эта гарантия заключается в том, что при разделении властей осуществляется взаимный контроль за законностью осуществления полномочий каждой ветвью власти, не допускается узурпация всей полноты одной ветвью власти, а значит и ликвидация демократических прав и свобод.
В современных условиях конституции развитых и большинства развивающихся стран содержат политико-правовой постулат, получивший, во многих конституциях демократических государств юридическое закрепление и состоящий (в самом общем виде) в разделении власти на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную при провозглашенном суверенитете народа.
В заключение отметим, что в современном мире разделение власти – характерная черта, признанный атрибут правового демократического государства. Сама же теория разделения власти – итог многовекового развития государственности, поиска наиболее действенных механизмов, предохраняющий общество от авторитаризма и до тоталитаризма.
Однако вряд ли стоит переоценивать суть явления разделения власти. Разделение власти – отнюдь не панацея от неэффективного государственного управления. Необходима политическая культура, развитое общественное правосознание и многое другое. Последовательная демократизация политической жизни и укрепление основ, прежде всего, представительной власти и парламентской деятельности способны ввести процесс реализации власти в легальные рамки, не только усилить исполнительную вертикаль государства и контрольно-регулятивную функцию судебной системы, но и в целом извлечь из феномена разделения власти всю ту политическую выгоду, которую он потенциально может дать гражданскому обществу.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ