Финансовая система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:08, курсовая работа

Описание

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации, а также на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с этим и система органов управления РФ состоит из органов нескольких видов. Предусматривается наличие органов президентской, законодательной, исполнительной и судебной власти. Каждый из этих органов представляет собой фактически подсистему единой системы государственных органов России, которая в свою очередь может быть по разным признакам разделена на ряд входящих в нее звеньев.

Содержание

Введение……………………………….…………………………….…………3 стр.
Финансовая система……………………….…………………..………...5 стр.
Финансовая система: сущность, подсистемы, сферы, звенья…5 стр.
Структура финансовой системы………………………………..10 стр.
Управление финансовой системой РФ………………………………..12 стр.
2.1. Формирование финансовой системы РФ………...…………….12 стр.
2.2. Финансовый контроль РФ………….….………………………..17 стр.
2.3. Органы управления финансами РФ.………….......……...…….19 стр.
Проблемы финансовой системы РФ.……………………………….….27стр.
3.1. Проблемы укрепления финансовой системы РФ в современных условиях………………………………………………………………...27 стр.
3.2. Какая финансовая система нужна России? ………………..….33 стр.
3.3. Какие задачи должен решать финансовый сектор?...................38 стр.
Заключение……………………………………………………………….…....40 стр.
Список литературы………………………………………….………………...41 стр.

Работа состоит из  1 файл

Финансовая система РФ.docx

— 152.18 Кб (Скачать документ)

    Фактически, это звено находится на стыке  двух видов денежных отношений: финансов и кредита. Соответственно несет  в себе черты обеих категорий. Носит государственный кредит, как  правило, добровольный характер, и характерными признаками для него являются возвратность и платность. В классических же формах финансов движение финансовых потоков  происходит в одном направлении. Государственный кредит представляет собой денежные отношения между  государством, муниципалитетами с одной  стороны, и юридическими, физическими  лицами, иностранными государствами, международными финансовыми организациями с  другой, по поводу получения займов, предоставления кредита и гарантии, а также обслуживает функционирование и использование средств бюджета  и внебюджетного фондов.

    Каждое  звено финансовой системы в свою очередь подразделяется на подзвенья  в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, функционирующих на коммерческих началах, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть выделены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых, транспортных предприятий и т.д., а в зависимости  от формы собственности - финансы  государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

    В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам  страхования.

    В составе государственных финансов группировка финансовых отношений  внутри звеньев осуществляется в  соответствии с уровнем государственного управления (федеральный, субъектов  федерации, местный).

    - 9 -

    1. Структура финансовой системы
 

    Финансы любого государства составляют целостную  систему, включающую в себя несколько  взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных  институтов внутри финансовой системы  объясняется тем, что финансы  обслуживают многообразные потребности  общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю  сферу социальной деятельности в  цело. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует  понимать:

    а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию  и использованию соответствующих  денежных фондов;

    б) совокупность государственных органов  и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

    Так, в частности, финансовую систему  Российской Федерации составляют следующие  фонды денежных средств и соответствующие  им правовые институты:

    1. Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

    2. Государственные внебюджетные фонды  (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными  внебюджетными фондами Российской  Федерации являются: Пенсионный  фонд Российской Федерации; Фонд  социального страхования Российской  Федерации; Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования; Государственный  фонд занятости населения Российской  Федерации.)

    3. Фонды, консолидированные в бюджете.

    4. Внебюджетные децентрализованные  фонды.

    5. Фонды страхования.

    - 10 -

    6. Государственный кредит.

    7. Финансы хозяйствующих субъектов.

    8. Финансы населения.

    Все перечисленные финансовые институты  можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности  расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

    Разграничение финансовой системы на отдельные  звенья обусловлено различиями в  задачах каждого звена, а также  в методах формирования и использования  централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные  централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения  и перераспределения национального  дохода, созданного в отраслях материального  производства.

    Важная  роль, которую выполняет государство  в области экономического и социального  развития, приводит к необходимости  централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности  государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и  использования денежных фондов применяются  кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды  денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

    Финансовая  система РФ является открытой и интеграционной, т. е. она широко общается с окружающей средой и одна существовать не может, ее звенья имеют тесную связь между  собой. 

    - 11 -

    1. Управление финансовой системой РФ.
 

    2.1.Формирование финансовой системы РФ 

    Финансы (фр. finance от лат. financia - наличность, доход) - это обобщающий экономический термин, означающий как фонды денежных средств, находящиеся в распоряжении государства  и предприятий, так и систему  их формирования, распределения и  использования. Сами финансы не могут  существовать отдельно от отношений, способствующих их формированию, поэтому в их понятие  включается и специально созданная  государством система. Она обеспечивает постоянный и планомерный процесс  создания, распределения и использования  финансов.

    Итак, можно говорить о том, что изначально понятие "финансы" рассматривались  только в плоскости формирования, а в дальнейшем и использования  денежных фондов для удовлетворения государственных нужд. Позднее эта  экономическая категория получила название "публичные финансы", которые в настоящее время  включают в себя государственные  и местные финансы (финансы органов  местного самоуправления).

    Характерными  признаками финансов являются: распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса; односторонний (однонаправленный), как правило, характер движения денежных средств; создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

    Основным  материальным источником денежных доходов  населения, хозяйствующих субъектов, государства и органов местного самоуправления является национальный доход. От его величины и характера  распределения зависят возможности  развития экономики, удовлетворения потребностей членов общества.

    - 12 –

    Значение  функций финансов необходимо для  реализации финансовой политики. В  процессе деятельности, связанной с  регулированием реального денежного  оборота, реализуются три основных функции финансов: распределительная, контрольная и регулирующая.

    Распределительная функция. Распределительный процесс, осуществляемый с помощью финансов, сложен и многообразен. Финансы обслуживают  разные этапы распределения совокупного  общественного продукта, участвуя как  в первичном его распределении, так и в перераспределении.

    Финансы играют решающую роль в развитии государственного и частного секторов экономики, производственной и социальной инфраструктуры, научно - технического прогресса и т.п.

    В целом распределительная функция финансов позволяет: создавать целевые фонды денежных средств на уровне хозяйствующих субъектов, населения, государства, органов местного самоуправления; осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также между производственной и непроизводственной сферами и социальными группами; создавать резервы на уровне хозяйствующего субъекта, государства, а также осуществлять накопления гражданами.

    Контрольная функция. Распределительная и контрольная  функция представляют собой две  стороны одного и того же экономического процесса. Основу контрольной функции  финансов составляет движение финансовых ресурсов. Исходя из характера движения, общество имеет возможность знать  о том, как складываются пропорции  в распределении денежных средств; как обеспечивается своевременность  поступления финансовых ресурсов в  распоряжение субъектов хозяйствования. Если контрольная функция финансов не осуществляется на практике, то невозможно оценить и эффективность 

    - 13 -

распределительной функции, что позволяет говорить о необходимости координации  в реализации указанных функций.

    Распределительная функция финансов осуществляется не стихийно, а в соответствии с правовыми  нормами. Совокупность норм, правил, положений, правовых актов призвана регулировать финансовую деятельность и тем самым  регулировать воспроизводственный  процесс. Таким образом, можно говорить и о третьей функции финансов - регулирующей.

    Регулирующая  функция. Проявляется не только на уровне государства, хозяйствующих субъектов, но и в организации собственно финансовых отношений, в иерархии ее построения.

    Совокупность  денежных отношений, возникающих в  связи с движением средств  денежных фондов, образуют финансовые отношения.

    Финансовые  отношения многообразны. Они возникают:

    между хозяйствующими субъектами в процессе реализации продукции, оказания услуг, приобретения товарно-материальных ценностей

    между хозяйствующими субъектами и вышестоящими организациями при создании современных  фондов денежных средств и их использовании;

    между хозяйствующими субъектами и государством, органами местного самоуправления при  формировании бюджетов и внебюджетных фондов;

    внутри  хозяйствующих субъектов при  формировании и использовании целевых  фондов денежных средств;

    между отдельными бюджетами, внебюджетными  фондами;

    между гражданами и государством, органами местного самоуправления при формировании бюджетов и внебюджетных фондов.

    Отличительным признаком финансовых отношений  является и то, что процесс перераспределения  совокупного общественного продукта сопровождается созданием различных  фондов денежных средств, имеющих целевое  назначение. Фонды денежных средств, создаваемые на уровне

    - 14 -

государства, органов местного самоуправления, называются централизованными фондами, а денежные фонды, создаваемые на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, - децентрализованными.

    Еще один отличительный признак финансовых отношений, это то, что они носят  строго регламентированный характер. Из доходов от различных видов  деятельности хозяйствующих субъектов  формируются специальные фонды  денежных средств в виде накоплений амортизационных отчислений, задолженности  по заработной плате, платежом в бюджет и внебюджетные фонды, а также  прибыли, часть которой поступает  в распоряжение через налоговую  систему, а оставшаяся часть идет на расширенное воспроизводство, накопление и распределяется в виде предпринимательского дохода, дивидендов и т.п.

    В распределении совокупного общественного  продукта участвует и население, получая свою долю в виде заработной плате, предпринимательского дохода, дивидендов и других форм перераспределения. Кроме  того, население участвует в формировании централизованных фондов денежных средств  посредством уплаты налогов, других платежей, носящих обязательный характер. Эта система денежных отношений, связанных с формированием и  использованием доходов и расходов населения, также является сферой финансовых отношений.

    Совокупность  денежных средств, находящихся в  распоряжении населения, хозяйствующих  субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой  финансовые ресурсы.

    Таким образом, финансы - это система экономических  отношений, связанных с формированием  и использованием фондов денежных средств  на основе распределения и перераспределения  национального дохода.

Информация о работе Финансовая система Российской Федерации