Понятие и формы территориально-политического устройства государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 12:02, контрольная работа

Описание

Под территориально-политическим (формой государственного устройства) устройством государства понимается внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

Содержание

1. Понятие территориально-политического устройства государства.
2. Унитарные государства.
2.1. общие положения
2.2. централизованное унитарное государство
2.3. децентрализованное унитарное государство
2.4. территориальная (областная) автономия
2.4.1. политическая автономия
2.4.2. административная автономия
3. Федеративные государства.
3.1. общие положения
3.2. признаки федеративного государства
3.3. разграничение компетенции
3.3.1. условное разделение федераций, в соответствии с конституционным регулированием вопросов компетенции
3.4. субъекты федерации
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Формы гос. устройства.doc

— 88.50 Кб (Скачать документ)


Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации

 

Государственный Университет – Высшая школа Экономики

Санкт – Петербургский филиал

 

Кафедра конституционного и административного права

 

 

Контрольная работа

 

по учебной дисциплине

 

Конституционное право зарубежных стран

 

 

 

 

на тему: «Понятие и формы территориально-политического устройства государства»

 

 

Выполнил:

Студентка  гр. № 392

1 курса факультета сокращенных программ подготовки специалистов

Фомина Ольга Викторовна

 

 

 

 

 

 

Проверил:______________

 

Оценка:________________

«____»____________2010г.

 

 

Санкт-Петербург

2010

 

Содержание.

1.                   Понятие территориально-политического устройства государства.

2.                   Унитарные государства.

2.1.  общие положения

2.2. централизованное унитарное государство

2.3. децентрализованное унитарное государство

2.4. территориальная (областная) автономия

2.4.1. политическая автономия

2.4.2. административная автономия

3.                   Федеративные государства.

3.1. общие положения

3.2. признаки федеративного государства

3.3. разграничение компетенции

3.3.1. условное разделение федераций, в соответствии с конституционным регулированием вопросов компетенции

3.4. субъекты федерации

Список используемой литературы.

              1. Понятие территориально-политического устройства государства

              Под территориально-политическим (формой государственного устройства) устройством государства понимается внутренняя организация государственной власти, принцип деления государства на отдельные части, юридический статус этих составных частей, принципы взаимоотношений между собой центральных и региональных (местных) государственных органов.

              Различают две основные формы территориально-политического устройства государства: унитарную и федеративную.

              Унитарное государство — это единое, цельное, слитное государство, составные части которого не обладают какой-либо политической самостоятельностью. Федеративное государство — это союзное государство, состоящее из нескольких государственных образований, имеющих особый политико-правовой статус.

              От федерации как формы территориально-политического устройства государства следует отличать конфедерацию как международно-правовое объединение суверенных государств. Такое объединение может преследовать различные цели: военные, политические, экономические и т. п.

              На форму территориально-политического устройства оказывают влияние условия образования государства, его исторические традиции и национальный состав, наличие противоречий между центром и регионами и др. В конечном счете форма территориально-политического устройства отражает степень централизации или, напротив, децентрализации государственных функций, распределение компетенции между центром и регионами.

В развитых демократиях Запада выбор формы территориально-политического устройства, как правило, не связан с национальным составом населения, поэтому как унитарные, так и федеративные государства могут быть и однонациональные, и многонациональные. Общей тенденцией, однако, остается растущая децентрализация государственных функций и расщирение прав местных территориальных сообществ.

 

              2. Унитарные государства.

2.1. Унитарная государственность — самая распространенная в настоящее время форма государственного устройства. Унитаризм свойствен подавляющему большинству государств, которые образовались после распада колониальной системы. Однако унитарными могут быть и крупные развитые и среднеразвитые государства (Великобритания, Франция, Италия, Япония, Китай, Египет и др.).

              Унитарной форме государственного устройства свойственны две основные черты: во-первых, правовой статус административно-территориальных образований, составляющих унитарное государство, определяется центральной властью. Она же определяет, на какие административно-территориальные единицы делится государство, каков круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство государства и др. Во-вторых, центральная власть осуществляет прямой или косвенный контроль за деятельностью органов государственной власти на местах. Сегодня соавнительно редко можно встретить унитарное государство, где отсутствовали бы выборные местные органы государственной власти.

              Кроме того, унитаризм вовсе не означает унификацию местного управления. Очень часто в одном унитарном государстве можно встретить достаточно гибкие и разнообразные системы местного управления. К тому же в унитарном государстве, как правило, гарантируются права населения на местное самоуправление. Вместе с тем для унитарной формы государственного устройства характерно закрепленное в законе право на вмешательство центральной власти в дела местного управления.

              Все остальные признаки унитарного государства определяются приоритетом общегосударственного начала в построении и деятельности этого государства. Унитарное государство имеет единую конституцию и единую правовую систему; единое гражданство; единую систему высших органов государства (президента или монарха, парламент, правительство); единую судебную систему.

С точки зрения организации публичной власти в центре и на местах, а также характера взаимоотношений центральных и местных органов все унитарные государства можно подразделить на централизованные, относительно децентрализованные и децентрализованные.

              2.2. В централизованном унитарном государстве административно-территориальные единицы единолично управляются назначенными из центра чиновниками, а выборные местные органы, как правило, отсутствуют (Судан, Чад, Нигер, Малави). В Индонезии чиновники, управляющие соответствующими административно-территориальными единицами, либо непосредственно назначаются «сверху», либо утверждаются из числа кандидатур, предложенных местными представительными органами. В некоторых европейских государствах (Польша, Болгария) областное звено территориального устройства не имеет выборных представительных органов, а административное управление осуществляют назначенные правительством чиновники (начальники областей — в Болгарии, воеводы — в Польше).

              2.3. Децентрализованное унитарное государство характеризуется тем, что наряду с назначенными из центра чиновниками (например, префектами во Франции) существуют избранные населением муниципальные органы (в той же Франции — мэры, советы в департаментах). Права выборных органов на местах существенно ограничены, а правительственные агенты обладают не только обширными административными полномочиями, но и правом вмешательства в дела муниципального управления

              В децентрализованном унитарном государстве нет назначенных правительством администраторов, а местное управление осуществляют выборные органы местных административных единиц (например, советы графств в Англии). Здесь контроль правительства за деятельностью местных органов носит более опосредованный характер и может проявляться, например, через бюджетное и финансово-кредитное регулирование. Кроме того, в децентрализованном унитарном государстве существует достаточно четкое разграничение полномочий между центральной властью и властью местных территориальных сообществ, что сближает эти государства с федерациями.

              2.4. В унитарных государствах может существовать территориальная (областная) автономия, под которой понимается конституционно закрепленное внутреннее самоуправление части территории государства. В зависимости от объема прав, предоставленных местным органам, различают политическую и административную автономию. Политическая автономия предполагает наличие особого юридического статуса, закрепленного в специальном законодательном акте, а также право издания законов по вопросам местного значения. Органы административной автономии не обладают правом издания местных законов, однако их права в управленческой сфере несколько шире, чем в обычных административных единицах. Кроме того, органы административной автономии могут участвовать в разработке акта, определяющего правовой статус данной формы автономии.

              Автономия представляет собой форму децентрализации государственных функций с учетом географических, исторических, а нередко и национальных особенностей той или иной территории.

              2.4.1. Политическая автономия довольно широко распространена в унитарных государствах Европы, Азии и Африки. Так, в составе Великобритании политической автономией обладает Северная Ирландия (Ольстер), которая имеет собственный парламент (стормонт) и собственное правительство, которые, однако, длительное время не функционировали в связи с введением в 1972 г. прямого правления Лондона. В ходе проведенного в 1997 г. референдума в Шотландии и Уэльсе население этих частей страны высказалось за введение там ограниченной автономии и воссоздание собственных парламентов. Шотландия к тому же имеет собственную правовую и судебную систему, собственную церковь, за шотландскими представителями зарезервированы места в британском Парламенте.

              Образование автономии может быть обусловлено и географическим положением территории, ее сравнительной удаленностью от основной части страны.

              В ряде случаев предоставление политической автономии преследует цель — снять напряженность в межнациональных отношениях. Это, в частности, лежало в основе предоставления политической автономии курдам на севере Ирака, которая, впрочем неоднократно нарушалась в период правления партии БААС.

              Возможность образования политической автономии предусматривается, как правило, в конституции и находит детальное регулирование либо в отдельном общегосударственном законе (Дания, Финляндия), либо в особом статуте (законе), который разрабатывается законодательным органом автономной единицы и принимается парламентом страны (Италия, Испания). В каждом автономном образовании имеется свой законодательный орган (например, лигтинг на Фарерских островах, ландстинг в Гренландии, ассамблея в Каталонии и т. п.) и свой исполнительный орган (например, джунты в автономных областях Италии). Последний имеет двойное подчинение: местному представительному органу и центральному правительству. Иногда центральная власть может иметь в автономном образовании своего представителя (губернатора — в Гренландии и на Аландских островах), однако он обладает в основном контрольными функциями.

              Объем компетенции, предоставленной автономным образованиям либо в конституции, либо в отдельном статуте, по некоторым вопросам может быть шире, чем у иных членов федерации (например, у земель в Австрии).

              2.4.2. В отличие от политической административная автономия распространена не столь широко. Наибольшее число административных автономных образований (свыше сотни) имеется в Китае. Административная автономия не обладает правом принятия собственных законов, не имеет собственного парламента, хотя ее жители избирают местный представительный орган, обладающий правом принятия нормативных актов по несколько более широкому кругу вопросов, чем обычные административные единицы. Администрация и суды наряду с официальным языком государства могут использовать местный язык, на котором также может осуществляться преподавание в школе и вещание в средствах массовой информации. В Китае, например, автономные образования вправе также самостоятельно вступать во внешнеэкономические отношения в соответствии с законами государства.

              Обычно административная автономия отражает специфику национального состава соответствующей административной единицы. В Никарагуа предоставление административной автономии двум округам на Атлантическом побережье страны было связано с тем, что там проживали индейские англоговорящие племена. В Молдове имеются два административных округа, где проживают гагаузы.

              Административная автономия может создаваться в субъектах федеративных государств (например, в индийском штате Ассам предоставлена автономия тем районам, где проживают племена нага и мизо. Для этих автономных образований предусматриваются изъятия в пользу местных обычаев из федеральных и штатских законов по вопросам сельского и лесного хозяйства, рыболовства и т. п.).

              В настоящее время четко обозначилась тенденция роста числа автономных образований. Предоставление автономии все большему числу административных территориальных единиц может вести к перерастанию унитарного государства в региональное, которое занимает промежуточное положение между унитарной и федеративной государственностью. Это отражает процесс дальнейшей демократизации власти и ее сближения с населением.

 

3. Федеративные государства.

3.1. Федеративное государство — более сложное государство, чем унитарное. Составные части этого государства, именуемые субъектами федерации, обладают известной политической самостоятельностью. Им присущи определенные признаки государства. Территориальная организация власти в федеративном государстве закрепляет децентрализацию государственных функций. Сложность взаимоотношений федерации со своими субъектами предопределила меньшую по сравнению с унитарной распространенность федеративной формы государственного устройства. Наряду с существующими уже не одно столетие «классическими» федерациями (как США, Канада, Мексика, Аргентина, Швейцария и др.) появились новые федерации в странах Европы (Бельгия), Азии (Индия, Пакистан) и Африки (Нигерия).

              Федеративное государство по своей природе является более демократичным, чем унитарное, поэтому федерации в основном имеют республиканскую форму правления. Есть, однако, и исключения. К федерациям с монархической формой правления относятся такие страны, как Бельгия, Малайзия, Канада, Австралия.

              Федеративное государство образуется в результате договора между независимыми субъектами о создании нового государственного объединения с превращением участников договора в субъектов федерации; путем присоединения к государству новых территорий и наделения их правами субъекта федерации или образования новых субъектов федерации на части территории прежде существовавшего государства; в результате повышения статуса прежних региональных образований и превращения их в субъекты федерации; путем эволюции конфедерации в федеративное государство с превращением прежде независимых государств в субъектов федерации.

Информация о работе Понятие и формы территориально-политического устройства государства