Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»
Институт Государственного управления и права
Кафедра
Государственного управления и политики
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Система государственного управления»
на
тему: «Прокуратура и судебные органы
в системе государственного управления»
Выполнила:
студентка ГиМУ 5-2 ______________ А.В. Яковлева
Проверил: доктор ф. н., профессор И.К. Харичкин
Москва – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
45
ВВЕДЕНИЕ
Конституция Российской Федерации исходит из того, что Россия будет развиваться эволюционным путем на базе согласия всех основных слоев общества при полном и безусловном соблюдении прав и свобод граждан, которые названы в ней высшей ценностью, с возложением на государство обязанностей их признания, соблюдения и защиты (ст. 2).
Таким образом, признание и защита прав и свобод граждан являются конституционной обязанностью государства, всех его органов, учреждений и организаций. Без такого всестороннего подхода невозможна реализация этих прав и свобод. В то же время, когда нарушение прав и свобод граждан другими лицами или государственными органами, учреждениями и организациями связано с нарушением конкретных правовых норм об ответственности за преступления или иные правонарушения, когда возникает необходимость пресечения таких действий или восстановления нарушенных прав, - эта обязанность возлагается на правоохранительные органы.
Роль правоохранительных органов в системе государственного управления значительна, ведь чем выше уровень деятельности правоохранительных органов, тем больше возможностей для предупреждения и пресечения преступлений, а также их раскрытия, тем больше у государства возможностей для защиты прав и свобод граждан, восстановления нарушенных прав.
Деятельность правоохранительных органов реализуется через выполнение следующих функций:
В совокупности эти функции характеризуют разделение компетенции правоохранительных органов и в определенной степени влияют на их структуру. Выполняемой функцией определяется место правоохранительных органов в системе органов власти и управления. Так, судебные органы представляют судебную власть в стране - одну из трех ветвей власти.
Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Поэтому суд как орган, олицетворяющий судебную власть, имеет особый статус среди иных органов, стоящих на страже права.
Функция правосудия имеет особое значение для каждого правового государства. Поэтому справедливость и честность отправления правосудия, уважение к праву и строгое соблюдения законов определяют и подчеркивают важность роли органов прокуратуры в системе государственного управления.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет от имени государства надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура также имеет особое положение в системе органов государственного управления, так как не относится ни к одной из ветвей власти и реализует свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, а также от органов местного самоуправления.
В данной работе автор ставит своей целью исследовать место и роль Прокуратуры Российской Федерации и судебных органов в системе государственного управления. Поставленная цель реализуется через следующие задачи:
- дать общую характеристику судебной системы РФ;
- рассмотреть конституционную юстицию РФ;
- рассмотреть
систему судов общей
- рассмотреть
организацию арбитражного
Объект
работы – правоохранительная деятельность
органов государственного управления.
Предмет исследования – место
и роль органов прокуратуры и
судебных органов в системе
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
Работа состоит из введения, трех глав основной части, заключения и списка литературы. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи, охарактеризованы методы исследования и источники информации, показаны научная и практическая значимость.
В
первой главе рассмотрены основные моменты
правоохранительной деятельности государства.
Вторая глава представляет собой анализ
системы судебных органов Российской
Федерации. В третьей главе представлен
анализ системы органов прокуратуры РФ.
В конце каждой главы автором сформулированы
выводы и отмечены основные положения.
ГЛАВА 1.
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА,
ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
Конституция РФ определяет Российскую Федерацию как правовое государство. Это означает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан. Правоохранительная деятельность является одним из видов государственной деятельности.
В ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Таким образом, государство обязывает все свои органы, учреждения уважать и соблюдать законные права и свободы граждан. Существенным условием обеспечения прав и свобод человека и гражданина является создание четко скоординированной системы правовых механизмов и процедур их реализации.
Все органы законодательной, исполнительной и судебной власти должны принимать меры для поддержания законности и правопорядка в государстве. Строго соблюдая законы, обеспечивая реализацию своих прав гражданами, отстаивая законные государственные интересы, государственные органы тем самым косвенно участвуют в правоохранительной деятельности, то есть способствуют охране права от нарушений. Однако это важная, но далеко не единственная сторона деятельности большинства государственных органов. В основном, они решают конкретные хозяйственные, культурные, социальные задачи, для достижения которых они и создаются. А для постоянной охраны права от нарушений, для выявления, пресечения и предупреждения правонарушений, применения различных санкций к правонарушителям государство создает специальные органы, для которых правоохранительная деятельность является главной. Эти органы уполномочиваются особыми законами осуществлять правоохранительную деятельность в установленной законом форме.
Таким образом, можно говорить о правоохранительной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле - это деятельность всех государственных органов, обеспечивающих соблюдение прав и свобод граждан, их реализацию, законность и правопорядок. В узком смысле - это деятельность специально управомоченных органов по охране права от нарушений, осуществляемая в установленной законом форме, в соответствии с компетенцией того или иного органа.
Поэтому
государство создает
Традиционно к правоохранительным органам относят суд, прокуратуру, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, органы юстиции. В последние годы, в связи с развитием системы правоохранительных органов, к ним прибавились таможенные органы, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы.
Правоохранительная деятельность является многообразной и выражается в основных функциях (направлениях). Функции, присущие правоохранительному органу, определяют его организацию, структуру и компетенцию. Выделяют следующие правоохранительные функции:
Некоторые правоохранительные органы осуществляют только одну функцию. Например, Конституционный Суд осуществляет функцию конституционного контроля. Других функций он не выполняет. А на другие органы возлагается несколько функций. Так, органы внутренних дел осуществляют оперативно-розыскную деятельность, расследование преступлений, административную деятельность.
Конкретные правоохранительные функции имеют право осуществлять только определенные органы. Например, функцию прокурорского надзора могут осуществлять только органы прокуратуры. Другие же функции могут быть возложены на несколько правоохранительных органов. Оперативно-розыскная деятельность осуществляется и органами внутренних дел, и органами федеральной службы безопасности, и еще некоторыми другими органами. Ряд функций тесно взаимосвязаны, зависят одна от другой. Функция предварительного расследования предшествует осуществлению правосудия, а функция исполнения судебных решений следует только после судопроизводства.
Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления