Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.
В соответствии со ст. 22 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба.
Порядок осуществления правосудия военными судами, как и для других судов общей юрисдикции, установлен уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным законодательствами. При рассмотрении дел в военных судах применяются те же принципы правосудия, что и в судах общей юрисдикции.
К
подсудности военных судов
Если военнослужащий обвиняется в совершении преступления в составе группы гражданских лиц, то все дело рассматривается военным судом.
Военные суды рассматривают в основном уголовные дела. Гражданские дела рассматриваются военными судами в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды, а также в российских войсках, находящихся за границами России. Кроме того, военные суды рассматривают жалобы военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, нарушающих их права и свободы.
Военные суды подразделяются на звенья. В каждое звено входят суды, имеющие одинаковую структуру и обладающие равной компетенцией. Низшее звено составляют суды гарнизонов, армий, флотилий. Среднее звено образуют военные суды округов, видов Вооруженных Сил, групп войск, флотов. Высшим звеном для военных судов является Верховный Суд РФ, в составе которого есть Военная коллегия.
Военные
суды состоят из судей и народных
заседателей. Судьи военных судов назначаются
Президентом РФ, срок их полномочий законом
не ограничен. Народные заседатели избираются
на собраниях военнослужащих сроком на
пять лет и привлекаются к исполнению
своих обязанностей не более двух недель
в году. На военных судей полностью распространяются
положения Закона "О статусе судей в
РФ". Они независимы, подчиняются только
закону, неприкосновенны. Какое-либо вмешательство
в их деятельность влечет предусмотренную
законом ответственность. Народные заседатели
в период исполнения своих обязанностей
пользуются равными полномочиями с судьей.
Отличительная особенность судей и народных
заседателей военных судов в том, что они
состоят на военной службе, имеют воинские
звания, пользуются правами и льготами
в соответствии с Законом "О статусе
военнослужащих".
2.4. Арбитражные суды РФ
Организация и деятельность арбитражных судов законодательно регламентирована ст. 125, ст. 127 Конституции, Федеральным конституционным законом от 5 апреля 1995 г. "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (АПК РФ).
Арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды субъектов РФ являются основным (первым) звеном системы арбитражных судов. Средним (вторым) звеном системы являются федеральные арбитражные суды округов. Высшим (третьим) звеном является Высший Арбитражный Суд РФ.
Основными задачами арбитражных судов являются:
1.
Защита нарушенных или
2. Содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в этих сферах деятельности.
Арбитражные суды рассматривают дела по экономическим спорам, возникающим из гражданских, административных и иных правоотношений:
Так,
арбитражные суды разрешают экономические
споры о признании права
Порядок
деятельности арбитражного суда определяется
АПК РФ, принятым 5 апреля 1995 г. При осуществлении
полномочий судьи арбитражных судов обладают
статусом, установленным Законом РФ "О
статусе судей в Российской Федерации".
Арбитражные суды субъектов РФ.
В
соответствии с действующим
1) рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам РФ, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда РФ;
2) рассматривает
в апелляционной инстанции
3) пересматривает
по вновь открывшимся
В состав судов субъектов РФ входят председатель, его заместители и судьи - члены арбитражных судов. В составе этих судов формируется президиум. В суде могут быть также образованы судебные коллегии:
- по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Президиум арбитражного суда субъекта РФ не осуществляет судебных полномочий, а проводит работу по организации деятельности суда, утверждает членов судебных коллегий и т. д.
Судебные полномочия арбитражных судов субъекта РФ реализуются непосредственно судебными коллегиями, где они созданы, или судебными составами. Судебный состав возглавляет соответствующий председатель, помимо которого в него входят двое судей-профессионалов. В большинстве случаев арбитражные дела по первой инстанции рассматриваются единолично.
В
апелляционном порядке все
Законом
предусмотрено в качестве эксперимента
участие при коллегиальном
Федеральные арбитражные суды округов.
Средним (вторым) звеном арбитражных судов РФ являются федеральные арбитражные суды округов. Законом предусмотрено создание десяти окружных региональных судов по географическо-экономическому признаку. Каждый федеральный арбитражный суд округа проверяет законность решений, принятых судами определенных субъектов РФ.
В состав федерального арбитражного суда округа входят председатель суда, его заместители и члены суда. В структуре этого суда находятся:
- президиум;
- судебная коллегия по рассмотрению споров возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Федеральный арбитражный суд округа осуществляет следующие полномочия:
1) проверяет
в кассационной инстанции
2) рассматривает
по вновь открывшимся
Эти
полномочия реализуются в коллегиях
суда. Президиум федерального арбитражного
суда округа осуществляет лишь организационную
работу, как и в арбитражном суде субъекта
РФ.
Высший Арбитражный Суд РФ
Возглавляет
систему арбитражных судов
- пленума;
- президиума;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
- судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов РФ. Он рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и других нормативных актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики; утверждает по представлению председателя суда членов судебных коллегий и решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов России. В пределах своей компетенции пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для всех арбитражных судов РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные решения арбитражных судов РФ. В его компетенцию входит также рассмотрение отдельных вопросов судебной практики и информирование арбитражных судов РФ о принятых решениях. В заседаниях президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ, а по приглашению председателя Высшего Арбитражного Суда РФ - председатель Конституционного Суда РФ, председатель Верховного Суда РФ и другие руководители судебных органов.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают в пределах своей компетенции дела в первой инстанции; изучают и обобщают судебную практику и дают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных актов; осуществляют другие полномочия в соответствии с регламентом арбитражных судов.
Таким
образом, закон об арбитражных судах
в России и АПК укрепляют и расширяют
роль правовых судебных решений в системе
нормального функционирования рыночной
экономики. Они создали благоприятные
возможности предприятиям всех форм собственности,
гражданам-предпринимателям для судебной
защиты своих прав и законных интересов.
Негосударственные арбитражные суды
Помимо арбитражных судов, входящих в судебную систему России, существуют специальные арбитражные суды. К ним относятся Международный коммерческий арбитражный суд и Морская арбитражная комиссия при Торгово-Промышленной палате РФ. Они являются самостоятельными постоянно действующими арбитражными учреждениями -третейскими судами. Третейские суды не входят в систему арбитражных судов, а их члены не являются судьями с соответствующим статусом. Данные суды могут быть образованы как постоянно действующие третейские суды, так и для рассмотрения конкретного спора. Создание, деятельность и порядок разрешения споров для постоянно действующих третейских судов, как правило, определяются правилами, уставами и другими документами юридических лиц, создавших его.
Третейские суды для рассмотрения конкретного спора создаются по обоюдному согласию сторон. Стороны могут по своему усмотрению согласовать порядок назначения третейского судьи (судей), которым может быть только физическое лицо, обладающее дееспособностью и давшее согласие на выполнение обязанностей третейского судьи.
Третейский суд образуется в составе трех судей, при отсутствии иного соглашения сторон. Каждая сторона выдвигает по одному судье, которые в свою очередь назначают третьего.
Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления