Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

ГиМУ 5-2 Яковлева А.В., СГУ.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     Прокуратуры городов и районов  подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры городов и районов также назначаются на должность Генеральным прокурором сроком на пять лет. С учетом специфики административно-территориального деления субъектов действуют межрайонные прокуратуры, осуществляющие свои полномочия на территории ряда районов, прокуратуры административных округов и т.п.

     В системе органов прокуратуры  существуют специализированные прокуратуры, организация и деятельность которых обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности. Можно выделить два типа специализированных прокуратур:

     1) Транспортные, военные, прокуратуры  войсковых частей – осуществляют  функции прокуратуры в полном  объеме в соответствующих сферах  правоотношений.

     2) Природоохранные и по надзору  за исполнением законов в исправительных  учреждениях – действуют только в рамках соответствующих направлений деятельности прокуратуры.

     Совокупность  органов транспортной прокуратуры возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур. Транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов Министерством транспорта РФ, подведомственными ему федеральными службами и агентствами и входящими в них государственными предприятиями, учреждениями, организациями, Государственным таможенным комитетом. Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. К ведению транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях, совершенных на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте.

     Так как Вооруженные Силы РФ организованы не по территориальному принципу, то территориальные  прокуратуры не могут заменить подсистему военных прокуратур. Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая входит в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Руководство осуществляет Главный военный прокурор. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности.

     Органы  военной прокуратуры организуются в соответствии с принципами устройства Вооруженных Сил и Военно-Морского Флота и включают:

- Главную  военную прокуратуру;

- прокуратуры  военных округов;

- прокуратуры групп войск, флотов;

- прокуратуру  Ракетных войск стратегического  назначения;

- прокуратуру  Федеральной пограничной службы  РФ;

- прокуратуры  других войск, приравненные к  прокуратурам субъектов РФ;

- прокуратуры  гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.

     Необходимость функционирования прокуратур войсковых частей вызвана особым режимом организации и деятельности предприятий и иных объектов оборонного комплекса страны. Прокуратура войсковой части – это специализированная прокуратура, которая действует в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо режимных объектах и в специальных воинских формированиях. Прокуратуры войсковых частей расследуют дела обо всех преступлениях, совершенных на особо важных и особо режимных объектах, а также за их пределами, если они непосредственно связаны с деятельностью этих объектов. Они расследуют и преступления, совершенные военными строителями и военнослужащими войсковых частей, прикомандированных к этим объектам.

     Специализированные  природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме.

     Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы для усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы. Эти прокуратуры производят предварительное расследование преступлений, совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких объектов.

     Такова  система органов прокуратуры. Чтобы  определить роль прокуратуры в системе  государственного управления, необходимо подробнее рассмотреть основные направления ее деятельности. 

     Прокурорский  надзор и его отрасли

     Прокурорский  надзор – это одно из направлений провоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ о прокуратуре.

     Прокурорский  надзор имеет наиболее широкое предназначение – соблюдение Конституции РФ и  всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и  гражданина. Полномочия прокуратуры  имеют универсальный характер и  распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.

     Прокурорский  надзор подразделяется на отрасли (направления  его осуществления).  Отрасли прокурорского  надзора – это регламентированные федеральным законом виды деятельности прокуратуры по обеспечению соблюдения законов, прав и свобод человека, каждая из которых характеризуется определенным предметом надзора, полномочиями прокуроров и средствами прокурорского реагирования на нарушение законности.

     В соответствии с законом о прокуратуре  РФ можно выделить четыре отрасли прокурорского надзора:

  • надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознанием и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мет содержания задержанных и заключенных под стражу.

     Так как прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом  сферы общественных отношений,  в  различных сферах он приобретает  некоторые существенные особенности. Для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен объем полномочий. Акты прокурорского реагирования в одних случаях носят информационный характер, а в других – обязательный для исполнения. Рассмотрим подробнее отрасли прокурорского надзора и выделим особенности каждой из них.

  1. Надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (далее - надзор за исполнением законов).

     Эта отрасль надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и  негосударственных органов и организаций. В рамках данной отрасли прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их деятельность. Прокурорские проверки проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования. Важно отметить, что из сферы прокурорского надзора за исполнением законов исключены Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ.

     Мерами  прокурорского реагирования при  осуществлении надзора являются протест, представление об устранении нарушений закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.

     Протест приносится прокурором на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд с требованием о признании указанных актов недействительными. Простест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

     Представление об устранении нарушений  закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и способствующих условий. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме.

     Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.

     Постановление о возбуждении  уголовного дела или  производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушений закона в предусмотренном законом порядке.

     Невыполнение  требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.

  1. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

     Главное отличие предмета данной отрасли  от иных отраслей прокурорского надзора  как раз и состоит в ее цели – соблюдение прав и свобод личности в деятельности государственных  и негосударственных органов  и организаций. Исходя из конституционных предписаний о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), именно эта отрасль надзора должна рассматриваться в качестве важнейшей.

     В рамках данной отрасли прокурор, осуществляя  возложенные на него функции:

- рассматривает  и проверяет жалобы и иные  сообщения о нарушении прав  и свобод человека и гражданина;

- разъясняет  пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;

- принимает  меры по предупреждению и пресечению  нарушений прав и свобод человека  и гражданина, привлечению к ответственности  лиц, нарушивших закон, и возмещению  причиненного ущерба.

     В этой деятельности прокурор использует по сути те же полномочия, что и в рамках надзора за исполнением закона. К формам прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека относятся протест, представление и постановление.

  1. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

     Предмет этой отрасли надзора – соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных  и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведения расследований, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

     Полномочия  прокурора установлены уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности». Особенность данной отрасли надзора заключается в том, что при его осуществлении прокурор является процессуальным руководителем органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, может давать им обязательные для исполнения указания, отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если было допущено нарушение требований УПК.

Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления