Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Прокуратуры
городов и районов
подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам
и Генеральному прокурору РФ. Прокуроры
городов и районов также назначаются на
должность Генеральным прокурором сроком
на пять лет. С учетом специфики административно-
В системе органов прокуратуры существуют специализированные прокуратуры, организация и деятельность которых обусловливается объективной необходимостью обеспечения законности в специфических сферах деятельности. Можно выделить два типа специализированных прокуратур:
1)
Транспортные, военные, прокуратуры
войсковых частей –
2)
Природоохранные и по надзору
за исполнением законов в
Совокупность органов транспортной прокуратуры возглавляет Управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах Генеральной прокуратуры РФ. В эту совокупность входят транспортные прокуратуры на правах областных и районных прокуратур. Транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов Министерством транспорта РФ, подведомственными ему федеральными службами и агентствами и входящими в них государственными предприятиями, учреждениями, организациями, Государственным таможенным комитетом. Транспортные прокуроры осуществляют свои полномочия по вопросам исполнения законов о безопасности движения, соблюдения прав и свобод человека и гражданина всеми предприятиями, учреждениями и организациями железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта. К ведению транспортных прокуратур отнесено расследование дел о преступлениях, совершенных на соответствующих транспортных объектах, а также о преступлениях по службе, совершенных работниками названных министерств и ведомств, включая работников органов внутренних дел на транспорте.
Так как Вооруженные Силы РФ организованы не по территориальному принципу, то территориальные прокуратуры не могут заменить подсистему военных прокуратур. Военные прокуратуры возглавляет Главная военная прокуратура, которая входит в состав Генеральной прокуратуры РФ на правах структурного подразделения. Руководство осуществляет Главный военный прокурор. Он назначается на пять лет и является заместителем Генерального прокурора по должности.
Органы
военной прокуратуры
- Главную военную прокуратуру;
- прокуратуры военных округов;
- прокуратуры групп войск, флотов;
- прокуратуру
Ракетных войск
- прокуратуру
Федеральной пограничной
- прокуратуры других войск, приравненные к прокуратурам субъектов РФ;
- прокуратуры гарнизонов, объединений и соединений, приравненные к прокуратурам городов и районов.
Необходимость
функционирования прокуратур
войсковых частей вызвана особым режимом
организации и деятельности предприятий
и иных объектов оборонного комплекса
страны. Прокуратура войсковой части –
это специализированная прокуратура,
которая действует в закрытых административно-
Специализированные природоохранные прокуратуры создаются, когда территориальные прокуратуры самостоятельно не в состоянии по объективным причинам обеспечить выполнение всех возложенных на прокуратуру функций в сфере экологии в полном объеме.
Специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний созданы для усиления влияния на состояние законности при исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы и иных мер принудительного характера, назначаемых судом. Эти прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов администрацией исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы, а также специальными подразделениями по обеспечению безопасности объектов этой системы. Эти прокуратуры производят предварительное расследование преступлений, совершенных лицами, содержащимися в учреждениях уголовно-исполнительной системы, а также преступлений по службе, совершенных работниками этих учреждений и специальных подразделений по обеспечению безопасности таких объектов.
Такова
система органов прокуратуры. Чтобы
определить роль прокуратуры в системе
государственного управления, необходимо
подробнее рассмотреть основные
направления ее деятельности.
Прокурорский надзор и его отрасли
Прокурорский надзор – это одно из направлений провоохранительной деятельности, которое состоит в решении прокуратурой задач по обеспечению исполнения законов и соблюдению прав и свобод человека на всей территории РФ и осуществляется в пределах и порядке, установленном ФЗ о прокуратуре.
Прокурорский надзор имеет наиболее широкое предназначение – соблюдение Конституции РФ и всех законов, действующих на территории России, прав и свобод человека и гражданина. Полномочия прокуратуры имеют универсальный характер и распространяются практически на все урегулированные законом сферы общественных отношений.
Прокурорский
надзор подразделяется на отрасли (направления
его осуществления). Отрасли прокурорского
надзора – это
В соответствии с законом о прокуратуре РФ можно выделить четыре отрасли прокурорского надзора:
Так как прокурорский надзор распространяется на многие урегулированные законом сферы общественных отношений, в различных сферах он приобретает некоторые существенные особенности. Для осуществления надзора в различных сферах используются различные правовые средства, различен объем полномочий. Акты прокурорского реагирования в одних случаях носят информационный характер, а в других – обязательный для исполнения. Рассмотрим подробнее отрасли прокурорского надзора и выделим особенности каждой из них.
Эта отрасль надзора имеет наиболее широкий предмет, который охватывает деятельность государственных и негосударственных органов и организаций. В рамках данной отрасли прокуратура не может подменять иные государственные органы, вмешиваться в их деятельность. Прокурорские проверки проводятся на основании поступивших сообщений и имеющихся сведений о нарушениях законности, требующих прокурорского реагирования. Важно отметить, что из сферы прокурорского надзора за исполнением законов исключены Президент РФ, Федеральное собрание РФ и Правительство РФ.
Мерами прокурорского реагирования при осуществлении надзора являются протест, представление об устранении нарушений закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении.
Протест приносится прокурором на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в суд с требованием о признании указанных актов недействительными. Простест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и способствующих условий. О результатах принятых мер прокурору сообщается в письменной форме.
Предостережение о недопустимости нарушения закона прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях.
Постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении выносится прокурором исходя из характера нарушений закона в предусмотренном законом порядке.
Невыполнение требований прокурора, осуществляющего свои надзорные полномочия, влечет за собой установленную законом ответственность.
Главное отличие предмета данной отрасли от иных отраслей прокурорского надзора как раз и состоит в ее цели – соблюдение прав и свобод личности в деятельности государственных и негосударственных органов и организаций. Исходя из конституционных предписаний о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека являются обязанностью государства (ст. 2 Конституции РФ), именно эта отрасль надзора должна рассматриваться в качестве важнейшей.
В рамках данной отрасли прокурор, осуществляя возложенные на него функции:
- рассматривает
и проверяет жалобы и иные
сообщения о нарушении прав
и свобод человека и
- разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимает
меры по предупреждению и
В этой деятельности прокурор использует по сути те же полномочия, что и в рамках надзора за исполнением закона. К формам прокурорского реагирования при осуществлении надзора за соблюдением прав и свобод человека относятся протест, представление и постановление.
Предмет
этой отрасли надзора – соблюдение
прав и свобод человека и гражданина,
установленного порядка разрешения
заявлений и сообщений о
Полномочия прокурора установлены уголовно-процессуальным законодательством и ФЗ «об оперативно-розыскной деятельности». Особенность данной отрасли надзора заключается в том, что при его осуществлении прокурор является процессуальным руководителем органов и лиц, осуществляющих предварительное расследование преступлений, может давать им обязательные для исполнения указания, отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если было допущено нарушение требований УПК.
Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления