Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Конституционный Суд РФ разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими органами государственной власти субъектов РФ.
Важным полномочием обладает Конституционный Суд РФ в области защиты прав и свобод граждан. Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле.
Конституционный Суд РФ наделен правом толкования Конституции Российской Федерации, которое он дает по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ. Также Конституционный Суд РФ по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Конституционный Суд Российской Федерации наделен правом выступать с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.
В
целях недопущения втягивания Конституционного
Суда в политическую борьбу и разграничения
сферы его деятельности с деятельностью
других судов в законодательстве закрепляются
положения, ограничивающие компетенцию
Конституционного Суда РФ. Так, ст. 3 ФКЗ
о Конституционном Суде устанавливает,
что Конституционный Суд РФ решает исключительно
вопросы права. При осуществлении конституционного
судопроизводства Конституционный Суд
воздерживается от установления и исследования
фактических обстоятельств во всех случаях,
когда это входит в компетенцию других
судов или иных органов.
Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов «обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам». Эти положения и явились конституционной основой создания в субъектах Российской Федерации органов конституционного правосудия - конституционных (уставных) судов.
Конституционные (уставные) суды наряду с мировыми судьями являются судами субъектов Российской Федерации. Эти суды не находятся в иерархической связи с Конституционным Судом РФ, они формируются самими субъектами, а их финансирование осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. Порядок формирования, состав и компетенция этих органов правосудия регулируются законодательными актами субъектов Федерации.
Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации», включив в ее состав органы конституционного правосудия субъектов Федерации, закрепляет их назначение. Данные суды создаются для рассмотрения вопросов соответствия законов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Это положение Федерального конституционного закона служит критерием разграничения компетенции Конституционного Суда РФ и органов конституционного правосудия субъектов РФ.
Компетенция конституционных (уставных) судов субъектов РФ закреплена в конституциях, уставах, а также в специальных законах субъектов Федерации. В основном она совпадает по своему содержанию и направлениям с компетенцией Конституционного Суда РФ, хотя в законодательстве субъектов закреплены и особенности компетенции конституционного (уставного) суда.
Согласно действующему законодательству конституционные (уставные) суды и другие органы конституционного правосудия субъектов Российской Федерации реализуют следующие функции:
1.
Проверяют соответствие
2.
Разрешают споры о компетенции
между органами
3.
Выносят решения по жалобам
граждан на нарушения
4. Дают толкование конституции (устава) субъекта РФ.
5.
Участвуют в процессах по
6.
Имеют право законодательной
инициативы в пределах их
Конституционные (уставные) суды субъектов решают исключительно вопросы права, воздерживаются от исследования фактических обстоятельств, если это входит в компетенцию других судов или иных органов. Постановления органов конституционного правосудия субъектов Федерации являются обязательными для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, всех физических и юридических лиц. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.
2.3.
Суды общей юрисдикции
Суды общей юрисдикции представляют собой систему судов, рассматривающих уголовные, гражданские и административные дела. В их задачи входит охрана от всяких посягательств закрепленного в Конституции РФ общественного строя, его политической и экономической систем; социально-экономических, политических и личных прав и свобод граждан; прав и законных интересов учреждений, предприятий и организаций. Деятельность судов направлена на всемерное укрепление правопорядка и законности, предупреждение преступлений и иных правонарушений, воспитание граждан в духе точного и неуклонного исполнения законов, уважения к правам, чести и достоинству граждан.
Суды общей юрисдикции в соответствии с Законом "О судебной системе РФ" представляют собой централизованную систему, возглавляемую Верховным Судом РФ, и подразделяются на две подсистемы. Одну составляют так называемые общие суды, рассматривающие обычные уголовные, гражданские и административные дела. Другую - военные суды, осуществляющие правосудие в Вооруженных Силах РФ и других воинских соединениях. Все суды, входящие в систему судов общей юрисдикции, разделяются на звенья. В каждое звено входят суды, обладающие одинаковой компетенцией и структурой. Высшим звеном является Верховный Суд РФ. В подсистему общих судов входит среднее звено, состоящее из Верховных судов республик в составе РФ, судов автономной области, автономных округов, областей, краев, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Низшее звено составляют районные (городские) суды. Кроме того, в систему судов общей юрисдикции включены также и мировые судьи.
Все суды общей юрисдикции могут рассматривать уголовные и гражданские дела в качестве судов первой инстанции. Верховный Суд РФ и суды, относящиеся к среднему звену, выполняют также функции кассационной и надзорной инстанций.
Далее
рассмотрим систему судов общей
юрисдикции.
Верховный Суд Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а также осуществляет в предусмотренных законодательством случаях судебный надзор за деятельностью других судов, дает разъяснение по вопросам применения судебной практики, возглавляет всю систему судов общей юрисдикции и военных судов. Его организация и правовое положение в судебной системе РФ предусмотрены ст. 126 Конституции, ФКЗ от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации.
Верховный Суд РФ может действовать в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций.
В качестве первой инстанции он рассматривает гражданские и уголовные дела, принятые им к своему производству в силу их исключительной важности и общественного значения. Решения и приговоры Верховного Суда РФ вступают в законную силу с момента их провозглашения и не подлежат обжалованию в кассационном порядке. Они могут быть только опротестованы в порядке надзора.
Как кассационная инстанция Верховный Суд РФ проверяет приговоры и решения Верховных судов республик, входящих в состав РФ, краевых, областных и других равных им судов.
В качестве надзорной инстанции Верховный Суд РФ проверяет обоснованность и законность приговоров и решений нижестоящих судов всех звеньев, вступивших в законную силу, решения кассационных, надзорных инстанций, принятые по делу. Он же является надзорной инстанцией и для приговоров и решений, принятых судебными коллегиями Верховного Суда РФ в качестве суда первой и кассационной инстанций.
Верховный Суд РФ также рассматривает жалобы на решения Центральной избирательной комиссии РФ о регистрации федерального списка кандидатов в депутаты, о регистрации или отказа в регистрации кандидата в Президенты РФ.
Конституцией
РФ (ст. 104) Верховному Суду РФ предоставлено
право законодательной
Верховный Суд РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики. При этом он должен строго придерживаться принципа разделения властей и не присваивать себе полномочия законодательной власти. Верховный Суд РФ не может создавать новых норм, восполнять пробелы в законодательстве. Он только разъясняет некоторые положения закона, которые четко не определены и могут иметь разное применение.
Верховный Суд РФ осуществляет контроль за выполнением судами руководящих разъяснений, разрешает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров РФ, направляет в Конституционный Суд РФ запросы о проверке соответствия Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента и Правительства РФ. При возбуждении Государственной Думой РФ процесса об отрешении Президента от должности Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления.
Такого место и роль Верховного Суда в судебной системе России.
Верховный Суд РФ состоит из председателя, его заместителей, судей и народных заседателей. Судьи Верховного Суда назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Срок их полномочий не ограничен.
Все судьи Верховного Суда РФ, как носители судебной власти, независимы в своей судебной деятельности, подчиняются только закону и обладают неприкосновенностью. Председателю Верховного Суда РФ предоставляется государственная охрана.
Структурными подразделениями Верховного Суда РФ являются Судебная коллегия по уголовным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Военная коллегия, Президиум и Пленум.
Судебная коллегия по уголовным делам в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела особой важности и общественного значения, принятые к производству по инициативе Верховного Суда или Генерального прокурора РФ. В качестве суда надзорной инстанции она проверяет не вступившие в силу приговоры судов второго звена судов общей юрисдикции. В порядке надзора судебная коллегия по уголовным делам проверяет приговоры всех нижестоящих судов, вступившие в законную силу, а также кассационные определения и решения, вынесенные в порядке надзора областных и других равных им судов.
Судебная коллегия по гражданским делам рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела, которые она приняла к своему производству. В качестве кассационной инстанции она проверяет обоснованность и законность решений по гражданским делам судов второго звена, не вступивших в законную силу. В качестве надзорной инстанции судебная коллегия проверяет решения по гражданским делам всех нижестоящих судов общей юрисдикции, вступившие в законную силу, кассационные определения и решения в порядке надзора областных и других равных им судов.
Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления