Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

ГиМУ 5-2 Яковлева А.В., СГУ.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     Военная коллегия в качестве суда первой инстанции рассматривает уголовные дела исключительной важности, а также военнослужащих, имеющих звание генерала (адмирала) либо занимающих должность командира соединения и выше. В качестве суда второй инстанции Военная коллегия проверяет законность и обоснованность приговоров военных судов округов, не вступивших в законную силу. Как надзорная инстанция - вступивших в законную силу приговоров и определений всех нижестоящих военных судов.

     Президиум Верховного Суда РФ состоит из 13 судей в составе Председателя Верховного Суда, его заместителей и судей. Он рассматривает в порядке надзора дела по протестам на решения, приговоры, вынесенные судебными коллегиями по гражданским и уголовным делам, Военной коллегией в качестве суда первой инстанции, дела по протестам на определения судебных коллегий, вынесенные в кассационном порядке и в порядке надзора. Кроме того, Президиум рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства.

     Главная задача Пленума Верховного Суда РФ состоит в даче разъяснений по вопросам судебной практики, вытекающим из различного применения закона при осуществлении правосудия. С предложением дать разъяснения по вопросам судебной практики может выступить любой судья Верховного Суда РФ. Основанием для обсуждения этого вопроса могут быть представления Генерального прокурора РФ или министра юстиции РФ. Пленум включает всех судей Верховного Суда РФ и созывается не реже одного раза в четыре месяца, а его заседание правомочно при наличии не менее двух третей полного состава. На Пленуме решаются и другие вопросы: о законодательной инициативе, о соответствии разъяснений Пленума Верховного Суда РФ Конституции РФ и другому законодательству. 

     Верховный суд республики, краевой (областной) суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа и их компетенция (далее – областные и соответствующие им суды)

     Областные и соответствующие им суды осуществляют все три судебные функции и имеют равные компетенцию и положение в судебной системе. Эти суды являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

     В компетенцию областных и соответствующих им судов входят:

- рассмотрение в пределах своих полномочий дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

- осуществление надзора за судебной деятельностью районных (городских) судов, изучение и обобщение судебной практики, анализ судебной статистики;

- реализация других полномочий, предоставленных законодательством.

     В качестве суда первой инстанции областной  суд рассматривает:

а) гражданские  дела, связанные с государственной  тайной, о признании забастовок незаконными; по спорам, возникающим в результате отказа гражданам в выдаче разрешения на выезд за границу, и некоторые другие. Кроме этого они вправе изъять любое гражданское дело из районного суда, находящегося на территории их юрисдикции, и принять его к своему производству при наличии согласия или просьбы сторон.

б) уголовные  дела о преступлениях, представляющих повышенную общественную опасность, которые  законодательством отнесены к его  компетенции.

     В качестве суда второй инстанции они  рассматривает дела по кассационным и частным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления районных судов по уголовным и гражданским делам.

     При осуществлении надзора данные суды рассматривает дела по протестам  указанных в законе должностных лиц на вступившие в законную силу приговоры, решения, определения и постановления судов первой инстанции, а также на кассационные определения судебных коллегий областных судов по этим делам. Протест в порядке надзора в президиум областного суда вправе принести председатель этого суда, прокурор области, Председатель Верховного Суда Российской Федерации и его заместители, Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.

     В состав областного суда входят все  судьи и народные заседатели данного суда. Судьи областных и соответствующих судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. При этом судьей областного суда может быть гражданин России, достигший 30 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Полномочия судей областных судов каким-либо сроком не ограничены.

     Председатели  и заместители председателей  областных и соответствующих  судов назначаются на должность  Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении Высшей квалификационной коллегии судей РФ и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.

     Его структуру составляют три подразделения: президиум суда, судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам.

     Верховные суды республик в составе Российской Федерации по своему положению в  судебной системе, порядку формирования, составу, компетенции и структуре  ничем не отличаются от краевых, областных  судов. Особенность Верховных судов республик состоит в праве законодательной инициативы, которое осуществляется Верховным судом в законодательных органах некоторых республик. 

     Районный (городской) суд, его  компетенция

     Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Районные суды образуются и действуют в каждом районе или городе, не имеющем районного деления, кроме городов районного подчинения. В районе или городе районного значения, расположенном в этом районе, может быть образован либо один районный суд, либо два (по одному в районе и городе).

     Районные  суды рассматривают в качестве суда первой инстанции большинство гражданских  и уголовных дел. К их подсудности  относят гражданские и уголовные  дела, подведомственные судам общей  юрисдикции, за исключением дел, подсудных областному, краевому суду и военным судам.

     Кроме этого, районный (городской) суд рассматривает:

     а) дела об административных правонарушениях,

     б) разрешает вопросы, связанные с  исполнением приговора (условно-досрочное  освобождение, перевод из колонии  одного режима в колонию другого режима и т. д.),

     в) по месту содержания подозреваемых  и обвиняемых рассматривают жалобы подозреваемых, обвиняемых, их защитников, законных представителей по поводу законности и обоснованности избранной меры пресечения в виде заключения под стражу, а также продления ее действия,

     г) выносит решение о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции  органами предварительного расследования,

     д) выносит решение о прослушивании  телефонных переговоров органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

     Итак, районный суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, а также является непосредственно вышестоящей (второй) инстанцией по отношению к мировым судам, действующим на территории соответствующего судебного района.

     Назначение  на должность районного (городского) судьи производиться Президентом  РФ. Районные (городские) судьи обладают правом неприкосновенности, которая  распространяется и на их жилища, служебные  помещения, транспортные средства, имущество.

     В районных (городских) судах, где работают несколько судей, один из них назначается  председателем районного (городского) суда, который сохраняет статус судьи, рассматривает дела, отнесенные законом к компетенции этого суда. На председателя суда возлагается ряд дополнительных обязанностей связанных с организацией работы в суде, в частности, он распределяет обязанности между судьями.

     Как правило, в районном (городском) суде имеются две канцелярии: по уголовным  и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда.  
 
 

     Мировые судьи

     В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, которые занимают в ней особое положение.

     Мировые судьи – суды общей юрисдикции субъектов РФ, входящие в единую судебную систему России. Мировые судьи могут быть назначены законодательными собраниями субъектов РФ или избраны населением судебного участка (участки мировых судей создаются законами субъектов РФ, при этом численность участка должна составлять 15-30 тысяч человек) на срок, установленный законом субъекта РФ, но не более пяти лет. Повторное назначение или избрание осуществляется на срок не менее пяти лет. На практике используется только назначение мировых судей законодательными собраниями субъектов РФ. Порядок осуществления правосудия определяется федеральными законами, по административным делам – также законами субъектов РФ. Финансирование мировых судей осуществляется из федерального бюджета, а материально-техническое обеспечение – из бюджетов субъектов РФ.

     Мировые судьи рассматривают единолично по первой инстанции ограниченную категорию  дел. Они вправе:

    1. рассматривать уголовные дела, предусматривающие наказание до двух лет лишения свободы;
    2. издавать судебные приказы;
    3. расторгать браки, если отсутствует спор о детях;
    4. рассматривать дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества независимо от цены иска;
    5. рассматривать иные дела, возникающие из семейно-брачных отношений (кроме установления отцовства, материнства, лищения родительских прав, усыновления);
    6. рассматривать дела по имущественным спорам, не превышающим 500 МРОТ, установленных федеральным законом на день подачи заявления;
    7. рассматривать дела, возникающие из трудовых отношений (кроме восстановления на работе и коллективных трудовых споров);
    8. рассматривать дела об определении порядка пользования имуществом;
    9. рассматривать дела об административных правонарушениях, которые отнесены к компетенции мирового судьи согласно КоАП РФ и законами субъектов РФ.

     Также федеральными законами к подсудности мирового судьи могут быть отнесены и другие дела.  

     Суды  присяжных заседателей 

     Особое  место в системе судов общей  юрисдикции занимают суды с участием присяжных заседателей. В России они рассматривают только уголовные дела, по которым обвиняемым грозит суровое наказание. Обвиняемые могут выбирать: будет рассматривать их дело обычный суд или суд присяжных.

     Суд присяжных заседателей образуется при суде общей юрисдикции субъекта РФ в составе судьи и 12 присяжных  заседателей. Присяжными заседателями могут быть граждане РФ старше 25 лет, не имеющие судимости, не состоящие на учете в наркологических, психоневрологических диспансерах. Общий список лиц, которые могут быть присяжными заседателями, составляется высшим исполнительным органом субъекта РФ и направляется в суд. Суд для каждого процесса путем случайной выборки определяет состав присяжных заседателей. Они решают вопросы факта (было ли преступление, совершил ли его подсудимый, виновен ли и т.п.). Приговор выносит судья. Приговор, вынесенный судом присяжных, может быть обжалован обвиняемым и опротестован прокурором в Верховном Суде РФ.

     Военные суды

Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления