Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа
Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
Предмет отрасли – законность нахождения в изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, исправительных учреждениях (тюрьмы, колонии и др.), а также учреждениях, исполняющих решение о принудительных мерах воспитательного и медицинского характера и т.д.; соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.
Полномочия прокурора в этой отрасли довольно обширны. Он вправе в любое время посещать поднадзорные учреждения, опрашивать содержащихся в них лиц, знакомиться со всеми документами и материалами, проверять соответствие закону приказов и распоряжений администрации мест лишения свободы, в случае необходимости – опротестовывать их. Если обнаруживается, что лицо содержится под стражей без законного основания, то прокурор или его заместитель своим постановлением освобождают его из-под стражи.
Такова
основная функция прокуратуры. Из прочих
функций уделим внимание уголовному
преследованию и участию в рассмотрении
дел судами.
Осуществление прокурором уголовного преследования
Уголовное
преследование – это
Прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. Из всех субъектов, осуществляющих уголовное преследование, прокуроры имеют наиболее универсальные полномочия, так как при выполнении следственных действий прокурор полностью самостоятелен.
В
судебном разбирательстве по уголовным
делам прокурор является государственным
обвинителем, представляет государственные
или общественные интересы.
Участие прокуроров в рассмотрении дел судами
В
настоящее время прокуроры
Прокуроры участвуют в судебных разбирательствах для защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
Процессуальное законодательство предусматривает возможность участия прокуроров практически на всех стадиях судопроизводства. Также прокуроры имеют право обжалования судебных решений, но при этом их полномочия не должны выходить за рамки стороны в процессе.
Формы
участия прокурора в
- участие
в качестве государственного
обвинителя в разбирательстве
дела судом первой инстанции,
участие на предварительном
- обжалование приговоров, определений и постановлений судов;
- участие в рассмотрении уголовных дел в контрольных стадиях уголовного судопроизводства (апелляционной, кассационной, надзорной), а также при возобновлении дела в виду новых обстоятельств;
- участие
в рассмотрении судом вопросов,
связанных с исполнением
Прокурор
также принимает участие в
гражданском судопроизводстве. ГПК
РФ предусматривает две формы
участия прокурора в
Так прокурор вправе обратиться в суд для защиты прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов государства, субъектов, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и интересов гражданина прокурор может подать только в том случае, когда гражданин по каким-либо уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Для защиты прав и интересов неопределенного круга лиц прокурор может обратиться в суд для оспаривания незаконных нормативно-правовых актов, нарушающих права и свободы граждан и организаций. В этих же целях прокурор может предъявить иски: о признании действий продавцов противоправными (защита прав потребителей), о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства и т.п.
Прокурор, подавший заявление в порядке гражданского судопроизводства, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Вторая форма участия прокурора в рассмотрении гражданских дел – вступление в процесс для дачи заключения по делу для защиты прав и законных интересов граждан. Институт прокурорского заключения имеет задачу довести до сведений суда позицию прокуратуры как органа, представляющего публичные интересы.
В арбитражном процессе полномочия прокурора и цели его участия близки к порядку участия прокурора в гражданском судопроизводстве. В соответствии с АПК РФ прокурор, обратившийся в арбитражный суд с иском, пользуется процессуальными правами и несет процессуальные обязанности истца.
Прокурор может обратиться в арбитражный суд:
- с
заявлением об оспаривании
- с иском
о признании недействительными
сделок, совершенными органами
- с иском
о применении последствий
По
этим делам прокурор вправе вступить
в дело на любой стадии процесса
для обеспечения законности.
Итак, институт прокуратуры - это многофункциональный орган государства, призванный от имени РФ осуществлять надзор за исполнением действующих на ее территории законов, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, за исполнением законов органами оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия, органами, исполняющими наказания и применяющими назначенные судом меры принудительного характера. Прокуратура осуществляет уголовное преследование и координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, участвует в правотворческой деятельности и через своих представителей — в рассмотрении дел судом.
Характер прокурорского надзора определяется его задачами, назначением прокуратуры как органа, осуществляющего контроль и надзор за законностью и стремящегося к утверждению единообразного и точного исполнения законов всеми органами, организациями и должностными лицами на всей территории государства.
Главным критерием оценки прокуратурой деятельности объектов надзора служит законность их действий и актов. Прокурор обязан фиксировать отклонения от требований закона и требовать устранения правонарушений, причин и условий, им способствующих. Поэтому в поле зрения прокурора находится только та часть деятельности объектов надзора, которая урегулирована законом, связана с его исполнением.
Важно заметить, что прокурорский надзор как особый самостоятельный вид государственной деятельности ограничен отсутствием у прокурора административных полномочий. То есть прокурор не вправе и не должен принимать меры по прямому и непосредственному устранению нарушений закона. В пределах его полномочий (после выявления нарушения закона, причин и способствующих им условий) - поставить вопрос об устранении нарушений перед тем органом или должностным лицом, в компетенцию которых входит осуществление соответствующих мер.
Перед судебной системой РФ стоит задача огромной важности - заставить государственные органы уважать права человека, превратить абстрактные правовые нормы в реальные права и обязанности, обеспечить выполнение государством его обязанностей перед человеком. Поэтому обеспечение реальной независимости судебных органов от других властных структур – важный момент осуществления правосудия. Но нельзя забывать, что гипертрофированная самостоятельность и независимость любой ветви власти, включая судебную, чреваты бесконтрольностью и произволом. Вот почему надзорная деятельность прокуратуры приобретает особенную важность в контексте надзора за деятельностью судебных органов.
В вопросе соотношения судебной власти и надзора прокуратуры автору данной работы кажется важным указать на значительное противоречие, корни которого надо искать в сущности прокурорского надзора и прокурорской деятельности. Вспомним, прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством Российской Федерации и другими федеральными законами. Осуществляя уголовное преследование, прокурор выступает в суде в качестве государственного обвинителя. Одновременно с этим прокуратура, как единая федеральная централизованная система органов государства, осуществляет от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Здесь
у автора возникает
вопрос: почему прокурор,
поддерживая в
суде от имени государства
обвинение, принимая
участие в рассмотрении
дел судами, должен
изменить свой статус,
т.е. забыть, что он -
орган прокурорского
надзора за исполнением
законов? Закон обосновывает
это как гарантию независимости
суда и судей. Но ведь
судебная власть в Российской
Федерации выполняет
государственную функцию
защиты прав и свобод
человека; права и свободы
человека определяют
смысл и содержание
деятельности самой
судебной власти. Значит,
деятельность суда,
несомненно, должна
быть правовой. Соответственно,
осуществление прокурорского
надзора во время участия
прокурора в судебном
разбирательстве не
должно «смущать» суд
и судей, ограничивая
этим независимость
суда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конституция Российской Федерации гарантирует государственную защиту прав и свобод человека и гражданина. Это общее правило закрепляет обязанность государства различными правовыми средствами обеспечить эту защиту и осуществлять их регулирование. Наряду с названной обязанностью государства существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Однако нынешняя ситуация в России, изменения в политической, экономической и социальной сферах, те реалии, с которыми мы сталкиваемся вследствие сложностей (объективного и субъективного характера), возникающих при проведении реформ, создают серьезные препятствия при осуществлении этой деятельности.
Сегодня сложно сказать, что формула, заложенная в ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», полностью реализована в современной России. Это все еще цель, к которой мы должны стремиться. Во всяком случае, наше государство сложно назвать в полном смысле слова демократическим, а уж тем более, правовым.
Необходимое
условие нормального
Судебная власть - это важнейшее средство внутригосударственной защиты прав и свобод человека и гражданина, гарантия соблюдения прав и свобод другими ветвями власти. Поэтому становление сильной и независимой судебной власти становится одним из условий формирования гражданского общества и правового государства, системообразующим признаком которого являются права и свободы индивида.
Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления