Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:05, курсовая работа

Описание

Актуальность данной работы заключается в том, что государственные структуры, которые стали предметом изучения, имеют особый статус и занимают особенное положение в системе государственного управления. Понимание принципов организации, структуры, целей и задач деятельности и реализуемых функций прокуратуры РФ и судебных органов России – обязательный этап в изучении системы государственного управления России.
Теоретическая значимость данной работы состоит в оптимизации и систематизации существующей научно-методологической базы по рассматриваемой теме. Практическая значимость работы состоит в анализе существующей системы функционирования органов государственного управления.
Теоретическую базу исследования составили:
- федеральные законы РФ;
- авторские издания по исследуемой проблематике;
- учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству);
- специализированные веб-сайты.
При проведении этого исследования были использованы следующие методы исследования:
- анализ существующей базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
- обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниках (метод научного синтеза и обобщения).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, ЕЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 6
ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 10
2.2. Конституционная юстиция 12
2.3. Суды общей юрисдикции 15
2.4. Арбитражные суды РФ 24
ГЛАВА 3. ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45

Работа состоит из  1 файл

ГиМУ 5-2 Яковлева А.В., СГУ.doc

— 269.00 Кб (Скачать документ)

     История развития правоохранительных органов  показала, что сосредоточение в одном  органе нескольких правоохранительных функций, отрицательно сказывается  на законности его деятельности. Поэтому  в последние годы наблюдается  процесс рассредоточения правоохранительных функций между различными органами. Так, функция исполнения судебных решений по уголовным делам, по которым назначено наказание в виде лишения свободы, передана из ведения МВД РФ в Министерство юстиции РФ. Неоднократно ставился вопрос о выделении следственного аппарата из прокуратуры, МВД, ФСБ и ФСНП и создании самостоятельного ведомства, занимающегося только предварительным следствием. 

     Таким образом, правоохранительные органы - это такие  государственные  органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью на основе закона, в соответствующих формах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.

     Высшей  ценностью Конституция  РФ провозгласила  человека, его права  и свободы и  возложила на государство  обязанность их признавать, соблюдать и защищать. Поэтому защиту прав и свобод своих граждан Российская Федерация должна считать одним из основных направлений деятельности, так как соблюдение именно этого приоритета позволяет характеризовать государство как демократическое и правовое.

     Поэтому среди функций  правоохранительных органов наибольшую значимость приобретает  функция осуществления  правосудия. Многие другие функции являются обслуживающими по отношению  к функции осуществления  правосудия.

     Разделение  государственной  власти на законодательную, исполнительную и судебную и провозглашение самостоятельности органов каждой из ветвей власти (ст. 10 Конституции РФ) означает распределение между ними и государственных функций. На судебную власть возложено осуществление правосудия как исключительного полномочия - «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ст. 118 Конституции РФ).

     Система судебных органов  выступает в качестве носителя судебной власти, поэтому занимает в системе правоохранительных органов главенствующее место.

     Профессиональный  внешний контроль за законностью и  справедливостью  правосудия призвана осуществлять прокуратура, система органов  которой занимает особое положение  в системе государственного управления.

     Статья 129 Конституции РФ, которая определяет основы организации прокуратуры, относится к Главе 7 «Судебная власть». Но так как «судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства» и «правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (согласно ст. 118 Конституции РФ), прокуратура к судебной власти не относится, ведь она не занимается правосудием.

     К законодательной  ветви власти относится  Федеральное Собрание, состоящее из Государственной  Думы РФ и Совета Федерации РФ, так же к ней относятся представительные органы субъектов РФ.

     Есть  мнения, что органы прокуратуры ближе  к исполнительной власти. Но так как  Генерального Прокурора  назначает и освобождает  от должности Совет  Федерации по представлению  Президента, который находится вне «триады власти», можно говорить о системе противовесов и независимости Генерального прокурора (по крайней мере, в теории).

     Поэтому будем считать  прокуратуру независимым  контрольным органом. Что, в свою очередь, позволяет нам  выделить особое значение еще одной функции правоохранительных органов – прокурорского надзора. 

 

     ГЛАВА 2. СУДЕБНЫЕ ОРГАНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

     2.1. Общая характеристика судебной системы РФ 

     Судебная система - это совокупность всех судов, действующих на территории Российской Федерации, объединенных общностью задач, принципов организации и деятельности, руководствующихся единым материальным и процессуальным законодательством и обладающих собственной компетенцией. Судебная система строится в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Конституционным Законом "О судебной системе Российской Федерации".

     Судебная  система РФ состоит из следующих  судов:

    1. Конституционная юстиция.

     Это Конституционный Суд РФ, предусмотренный  Федеральным конституционным законом  «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г., а также конституционные и уставные суды субъектов РФ, предусмотренные их конституциями, уставами и законами. Конституционная юстиция не составляет единой системы – конституционные и уставные суды субъектов РФ автономны.

      2) Суды общей юрисдикции.

     Система судов общей юрисдикции состоит  из Верховного Суда РФ, Верховных судов  республик в составе РФ, краевых, областных судов, судов автономных округов и автономной области, городских  судов Москвы и Санкт-Петербурга, районных (городских) судов. В систему судов общей юрисдикции входят военные суды, действующие в Вооруженных Силах: военные суды гарнизонов, флотилий, армий, флотов и т. д. К ней так же относятся и мировые судьи. Система судов общей юрисдикции является централизованной - возглавляется Верховным Судом РФ, который является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам. Суды общей юрисдикции организуются либо в соответствии с административно-территориальным делением государства - так называемые общие суды, либо соответствии со структурой Вооруженных Сил РФ и других воинских формирований - военные суды.

      3) Арбитражные суды.

     Система арбитражных судов включает Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации. Возглавляется она Высшим Арбитражным Судом РФ, т. е. тоже является централизованной. Суды, входящие в эту систему, действуют как в пределах административно-территориальных образований, так и вне их границ. Они осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривают экономические, хозяйственные споры и некоторые иные дела.

     Закон о судебной системе РФ допускает  создание специализированных судов  по рассмотрению гражданских дел. Примером служат третейские суды, создающиеся для разрешения конкретного спора соглашениями сторон.

     Создание  чрезвычайных судов, образованных вне  общей системы и осуществляющих судебный процесс вне правил, установленных  законом, запрещено. Такие суды не могут создаваться даже при самых экстремальных условиях.

     И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три абсолютно независимых друг от друга части общей судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической, экономической систем, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан.

     Единство судебной системы достигается путем установления судебной системы конституционным законом, соблюдения всеми судами установленных правил производства, применения всеми судами Конституции РФ и других федеральных законов, признания обязательности исполнения вступивших в силу судебных решений на всей территории Российской Федерации, закрепления единства статуса судей, финансирования органов судебной власти за счет средств федерального бюджета. В то же время каждая из этих трех частей судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других.

     Одной из важных характеристик судебной системы является понятие "судебное звено", которое лежит в основе подразделения судов общей юрисдикции и арбитражных судов. Судебным звеном являются суды, наделенные одинаковой компетенцией, с одинаковой структурой и занимающие одинаковое место в судебной системе.

     По  общему правилу суды, объединенные в одно звено, наделены одинаковыми  полномочиями (компетенцией). При этом компетенцию (полномочия) следует понимать в обобщенном смысле, имея в виду все разнообразие судебной деятельности, а не отдельные аспекты, в частности рассмотрение дела по существу, т.е. по первой инстанции.

     Понятие "судебная инстанция" относится  к основным характеристикам судебной системы. На инстанции суды разделяются  в зависимости от процессуальной компетенции, при которой один суд - вышестоящий - имеет право проверять решения нижестоящего и в случае их необоснованности и незаконности изменять и отменять эти решения.

     В соответствии со своей процессуальной компетенцией все суды разделяются  на суды первой, второй (кассационной) и надзорной инстанции.

     Так, мировой судья осуществляет только одну функцию - суда первой инстанции, а областной - сразу три: суда первой, второй и надзорной инстанций. Если суд первой инстанции рассматривает  дела по существу, то суд второй или  надзорной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

     Далее рассмотрим систему судебных органов  более подробно. 

     2.2. Конституционная  юстиция 

     Конституция Российской Федерации, устанавливая судебную систему, закрепляет, что судебная власть в России осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

     Одним из высших федеральных органов судебной власти является Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

     Конституционный Суд РФ состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом  Федерации тайным голосованием по представлению Президента РФ. Судья Конституционного Суда РФ назначается на должность на срок 15 лет. Предельный возраст пребывания в должности - 70 лет. Назначение на эту должность на второй срок не допускается. Конституционный Суд РФ избирает на три года Председателя, заместителя Председателя и судью секретаря. Суд рассматривает дела и принимает решения в пленарных заседаниях и в заседаниях двух палат, состоящих из 9 и 10 судей. Некоторые дела могут рассматриваться только в пленарных заседаниях (о соответствии конституций и уставов субъектов РФ Конституции РФ, о выступлении с законодательной инициативой по предметам ведения суда и др.). Решения суда (постановление, определение, заключение, послание Парламенту, выступление с законодательной инициативой) принимаются открытым голосованием в совещательной комнате путем поименного опроса судей. Судья не вправе воздерживаться от голосования.

     Основными принципами деятельности судей являются: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей.

     Полномочия  Конституционного Суда РФ установлены ст. 125 Конституции РФ и ст. 3 ФКЗ «о Конституционном Суде Российской Федерации». К их числу относятся, прежде всего, полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции РФ:

а)  федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ,  Совета  Федерации,   Государственной  Думы,   Правительства РФ;

б)  конституций  республик, уставов, а также законов  и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в)  договоров  между органами государственной  власти РФ и органами государственной  власти субъектов РФ,   договоров   между   органами   государственной   власти   субъектов РФ;

г)  не вступивших в силу международных  договоров РФ.

     Конституция Российской Федерации закрепила  четкий ограниченный перечень субъектов, которые могут обращаться в Конституционный Суд с запросами по разрешению дел о соответствии этих актов Конституции РФ. Это: Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Информация о работе Прокуратура и судебные органы в системе государственного управления