Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 13:37, шпаргалка
Рабоат содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".
- Федеральный закон
«О несостоятельности (
- Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ (с изменениями и дополнениями) регулирует отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, банковских услуг, страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.
- Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7августа 2001 года № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями) направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В действующем законодательстве
закреплены основные принципы организации
банковской системы России, к числу
которых относятся:
- двухуровневая система
- универсальность деловых банков
- коммерческая направленность
деятельности банков
Принцип двухуровневой структуры реализуется путем законодательного разделения функций центрального банка и всех остальных банков. Банк России как верхний уровень банковской системы выполняет функции денежно-кредитного регулирования, банковского надзора и управления системой расчетов в стране. Он может проводить банковские операции, необходимые для выполнения данных функций, только с российскими и иностранными кредитными организациями, а также с Правительство РФ, представительными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными внебюджетными фондами, воинскими частями. Банк России не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и с физическими лицами (кроме военнослужащих и служащих Банка России). Он не может прямо выходить на банковский рынок, предоставлять кредиты непосредственно организациям и не должен участвовать в конкуренции с коммерческими банками.
Коммерческие банки
и другие кредитные организации
образуют второй, нижний, уровень банковской
системы. Они проводят операции, связанные
с посредничеством в расчетах,
кредитовании и инвестировании, но
не принимают участия в разработке
и реализации денежно-кредитной политики.
Все банки второго уровня ориентируются
в своей работе на установленные Банком
России параметры денежной массы, процентных
ставок, темпов инфляции и т.п. Они должны
выполнять нормативы и требования Банка
России по уровню капитала, созданию резервов
и др.
Принцип универсальности
российских банков означает, что все
действующие на территории РФ банки
обладают универсальными функциональными
возможностями, т.е. имеют право осуществлять
все обусловленные
Принцип коммерческой
направленности банков второго уровня
выражается в том, что согласно законодательству
основной целью деятельности банков
и кредитных организаций в
Российской Федерации является получение
прибыли. Во многих странах наряду с коммерческими
существуют и некоммерческие кредитные
организации, например кооператвиные
банки, которые не преследуют цели получения
прибыли, а создаются для удовлетворения
потребностей своих участников в финансовых
услугах. Посредничество в кредите и инвестировании
могут осуществлять и государственные
банки, также не ставящие своей главной
целью получение прибыли.
Функции банков
Первая функция -
обеспечение хозяйствующих
Вторая функция
банков состоит в обеспечении
субъектов экономики
Центральный банк —
это банк, возглавляющий кредитную
систему страны, имеющий монопольное
право эмиссии банкнот и
Деятельность Центрального
банка РФ определяется Конституцией
РФ, Федеральным законом «О Центральном
банке Российской Федерации (Банке
России)» и другими
Правовое положение Банка России и его взаимоотношения с банками и небанковскими кредитными организациями определяются тем, что, с одной стороны, Банк России наделен широкими властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой Российской Федерации, а с другой стороны, Банк России — юридическое лицо, вступающее в определенные гражданско-правовые отношения с банками и небанковскими кредитными организациями. Банк России непосредственно не контролирует деятельность хозяйствующих субъектов, он осуществляет банковское регулирование и надзор за деятельностью кредитных организаций, принимает меры по защите интересов вкладчиков. Для обеспечения стабильности банковской системы кредитная организация обязана создавать резервы (фонды), в том числе под обесценение ценных бумаг, порядок формирования и использования которых устанавливается Банком России.
Банк России имеет право предоставлять российским и иностранным кредитным организациям, Правительству РФ кредиты на срок не более одного года под обеспечение ценными бумагами и другими активами, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете. Обеспечением для кредитов Банка России могут выступать:
— золото и другие
драгоценные металлы в
— иностранная валюта;
— векселя в российской и иностранной валюте со сроками погашения до шести месяцев;
— государственные ценные бумаги.
Списки векселей
и государственных ценных бумаг,
пригодных для обеспечения
В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.
Согласно действующему законодательству Банк России является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.
Как орган управления кредитной системы Российской Федерации Банк России, осуществляя функции регулирования и надзора, вправе издавать нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции в области банковского кредитования.
В соответствии с российским законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций.
Подотчетность Банка России Государственной Думе означает, что назначение на должность и освобождение от должности его Председателя осуществляются Государственной Думой по представлению Президента РФ. Кроме того. Государственная Дума назначает и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России. Банк России представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет и аудиторское заключение. Государственная Дума определяет аудиторскую фирму для проведения аудиторской проверки Банка России. Помимо этого она проводит парламентские слушания о деятельности Банка России и заслушивает доклады его Председателя.
Банк России независим в пределах выполнения своих полномочий, поэтому федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в его деятельность. В противном случае Банк России информирует об этом Государственную Думу и Президента РФ.
Банк России имеет право обращаться в суды с исками о признании недействительными правовых актов федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Банк России имеет двойственную правовую природу: с одной стороны, он является органом государственного управления специальной компетенции, осуществляя управление денежно-кредитной системой, а с другой — юридическим лицом и может совершать гражданско-правовые сделки с российскими и иностранными кредитными организациями, с государством в лице Правительства РФ.
В соответствии с российским законодательством Банк России осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Указанный контроль осуществляется в процессе рассмотрения вопроса о регистрации кредитной организации в Книге государственной регистрации кредитных организаций, выдачи и отзыва лицензии на право совершения банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте.
Отказ в государственной
регистрации кредитной
Банк России в
соответствии с федеральным
— минимальный размер уставного капитала для вновь регистрируемой кредитной организации; предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации. Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Внесенные в уставный капитал кредитной организации в установленном порядке материальные активы (здания, помещение, в котором располагается кредитная организация, банковское оборудование и другое имущество) становятся ее собственностью. Не могут вноситься в уставный капитал нематериальные активы (в том числе права аренды помещения) и ценные бумаги;
— максимальный размер риска на единого заемщика или группу связанных заемщиков. Данный норматив устанавливается в процентах от собственных средств кредитной организации. При определении размера риска учитываются вся сумма кредитов кредитной организации данному заемщику или группе связанных заемщиков, а также гарантии и поручительства, представленные организацией заемщику или группе заемщиков;
— максимальный размер крупных кредитных рисков. Указанный норматив устанавливается как процентное соотношение совокупной величины крупных рисков и собственных средств кредитной организации. Крупным кредитным риском является объем кредитов, гарантий и поручительств в пользу одного клиента в размере свыше 5% собственных средств кредитной организации. Максимальный размер крупных кредитных рисков не может превышать 25% собственных средств кредитной организации (банковской группы). Банк России вправе вести реестр крупных кредитных рисков кредитных организаций;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и труда"