Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)
  1. Право в системе социальных норм.

 

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными  нормами, как элемент системы  социального нормативного регулирования.

В данном случае система рассматривается  как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

 Будучи видами  социальных норм, право и мораль  обладают общими чертами, которые  присущи всем социальным нормам: общие правила, возникающие в  связи с волей и сознанием  людей, соответствующие типу культуры  и характеру социальной организации  и т. д. Однако по названным  критериям они и принципиально  отличаются.

Мораль формируется в  духовной сфере жизни общества, не институционализирована, т. е. не связана  со структурной организацией общества и не отделима от общественного сознания. Нормы морали опираются на складывающиеся в сознании общества представления  о добре и зле, чести, достоинстве, порядочности и т.п., которые вырабатываются философией, религией, искусством в  процессе этического осмысления мира.

При рассмотрении форм фиксации правовых и моральных норм обращают на себя внимание различные формы  их существования. Правовые нормы как  институциональные регуляторы закреплены в строго определенных документальных формах (нормативные акты, судебные решения, нормативные договоры и  т. д.). Способы их фиксации должны отвечать строго установленным требованиям  с позиций и характера текстов  и их атрибутов. Достаточно конкретен  и круг субъектов, которые формируют  юридические тексты, содержащие нормы  права (органы правосудия, законодательные  органы, субъекты договорных отношений  и т. д.). Разумеется, различного рода высказывания, претендующие на статус правовых, могут содержаться и  в иных текстах — философских, научных, литературных. Однако независимо от их культурной и социальной значимости, влияния на общественное сознание и  других факторов юридического статуса  они не имеют.

Моральные же нормы содержатся в общественном (массовом) сознании и существуют в виде принципов, понятий, идей, оценок и т. п. Соответственно нет каких-либо особых требований к  их форме, текстам по поводу морали. Здесь важно подчеркнуть, что  такого рода тексты создаются именно «по поводу» морали, а не содержат моральных норм, ибо последние  по своей природе могут не иметь  текстуального закрепления, документального  характера.

Регулятивное воздействие  права на общественные отношения  осуществляется через особый механизм правового регулирования, обеспечивающий перевод общих правил в конкретные юридические права и обязанности  субъектов. Эти права и обязанности  достаточно четко определены в плане  возможных и должных действий, т. е. конкретных вариантов поведения  субъектов. В противоположность  этому моральные нормы выражены в безличном долженствовании  и воздействуют путем формирования внутренних регуляторов личности: ценностей, мотивов, установок и т. п. Другими  словами, суть действия моральных норм состоит в формировании общих  принципов, внутренних убеждений и  установок желательного поведения (будь вежлив и др.). Это означает, что регулятивное воздействие моральных  норм не имеет, в отличие от норм правовых, заранее установленных  способов поведенческой реализации.

Специфику способов и методов  обеспечения юридических норм традиционно  усматривают в их связи с государственным  принуждением, функционированием особых институтов государства и общества. При этом государственное принуждение  актуализируется и как действительность, т. е. применение мер властного характера, и как возможность, т. е. угроза такого применения. Важно подчеркнуть, что  государственное принуждение является способом обеспечения юридических  норм, а не просто произволом власти, поскольку осуществляется только специальными субъектами и в рамках установленных  законом процедур.

Мораль не имеет подобных специальных механизмов и процедур, а обеспечивается влиянием общественного  мнения, массовым примером, представленным в виде соответствующих убеждений, ценностей, понятий о справедливости, долге, чести, совести и т. д. Гегель считал, что общественное мнение содержит принцип справедливости «в форме  здравого смысла людей».

Взаимодействие права  и морали достаточно сложно. Разумеется, в современном цивилизованном обществе право поддерживается общественным сознанием, следование праву входит в число его моральных ценностей. Более того, принято говорить об общечеловеческих ценностях (жизнь, свобода, равенство и т.д.), которые и  закреплены как нравственные принципы, и представлены в международных  и национальных юридических актах  как права человека. Следовательно, можно утверждать, что данные ценности являются конституирующими и для  моральной, и для правовой системы, по крайней мере в странах европейской  культурной традиции.

 

 

  1. Признаки и функции права

 

ПРИЗНАКИ:

А) Система норм – она характеризуется  иерархичностью, взаимодействием согласованностью, и непротиворечивостью.

Б) Исходит от государства- т.е принимается, санкционируются либо признаётся им.

В) Охраняемое государством нарушение  права дорлжно влечь гос. Принуждение.

Г) Общеобязательность – состоит  в том, что нормы права распространяют своё действие на все субъекты находящиеся  в сфере действия данной нормы, также  в том, что требования нормы обязательны  для всех субъектов.

Д) Формальная определённость -  право  держится в определённых формах, нормативно-правовых актах, договорах нормативного содержания, судебных и административных прецендентах и правовых обычаях.

Е) Возведённая в закон той  социальной группы, которая находится  у власти

Ж) Выступает государственным регулятором  общественных отношений.

ФУНКЦИИ:

Выделяют две группы функции  права.

1. К общесоциальным относят,  в частности:

а) экономическую функцию — например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещения материальных благ;

б) политическую функцию — право регулирует деятельность субъектов политической системы;

в) коммуникативную функцию — посредством права обеспечивается связь между объектами управления;

г) экологическую функцию.

2. Специально-юридические функции:

а) регулятивная выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем определения правил поведения  людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;

б) охранительная направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путем применения специальных  охранительных норм;

в) оценочная — позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков.

г) воспитательную функцию — право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей;

В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего  строения права выделяют:

  • общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
  • межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
  • отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функция определения деяний, признаваемых преступлениями, и установления наказаний за их совершение);
  • функции отдельных норм права, имеющие специфическую направленность, связанную, например, с действием запрещающих норм в уголовном праве; поощрительных норм в трудовом праве, обязывающих — в административном и др.

Все рассмотренные функции права  обеспечивают в жизни общества нормативные  начала, выражая многосложный процесс  правового регулирования и правового  воздействия.

 

 

  1. Система права: Понятие и содержание

Система права - это  внутренняя структура права, которая  выражается в единстве и согласованности  всех действующих норм права данного  государства, а также в их распределении  по отраслям и институтам права.

Иными словами, система  права - это упорядоченное множество  всех действующих юридических норм данного государства. Системность  массива всех действующих норм права  проявляется в их единстве, взаимосогласованности, непротиворечивости. Упорядоченность  множества всех действующих норм права проявляется и в их распределении  по отраслям и институтам

Включает в себя три  основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли.

Характеристика норм права  будет дана в отдельном разделе.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль — род общественных отношений.

Таким образом, для деления  права на отрасли используются главным  образом два критерия — предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой  институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру  регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Предметом правового  регулирования принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового  регулирования — это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования  характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В  соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового  регулирования: императивный и диспозитивный.

Императивный метод (его  еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, — гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности  субъектов, одновременно предоставляет  им возможность выбрать вариант  поведения или дополнительно  своим соглашением урегулировать  свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому  праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые  для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют  сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время  аграрное право. В его предмет  включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет  включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется  как императивный, так и диспозитивный  методы, а также дополнительный метод — координации в организационно-управленческих отношениях.

Норма права — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Норма права - это закрепленные правила поведения, исполнение которого обеспечивается законом, как принудительной силой государства.

Все нормы права в совокупности составляют объективное право, а регулирующие лишь определённый круг общественных отношений — отрасль права. Внутри отраслей нормы также группируются по институтам и субинститутам.

  1. Норма права: понятие, признаки, виды.

 

Информация о работе Определение права