Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

Обращаясь в суд за судебной защитой своего права, каждый гражданин перед судом определяет круг своих требований и конечную цель — заставить ответчика выполнить данные им обязательства.

При этом гражданин убежден в верности заявленных требований и добивается от суда не только вынести судебный акт, подтверждающий его правоту, но и реально восстановить нарушенное право. Процедура рассмотрения дела, как правило, его не интересует. Но для суда важно разрешить спор, убедится, что истец действительно прав. Убедившись, что требования истца правомерны, суд должен выполнить и цель, поставленную истцом, с учетом имеющихся судебных полномочий, а именно: реально восстановить право.

Это в действительности единое функциональное действие, которое и проявляется как процесс разрешения спора и далее неотъемлемая часть — реальное восстановление права судом: судебное восстановление права выступает как высший уровень защиты и восстановления нарушенного права. И никто, никакая другая процедура другой ветви власти обеспечить этот высший уровень защиты и восстановления нарушенного права не в состоянии. Конституцией РФ высший уровень защиты поручено выполнять судебной власти (судам).

Надо  отметить, что объединение различных действий суда в единой системе гражданской процессуальной деятельности придает свойства целостной структуры. Следовательно, необходимо заботиться не только о том, чтобы каждый элемент, необходимый для «функционирования сложного объекта», находился на своем месте, но и«нужно также позаботиться о том, чтобы этот элемент не был удален или деформирован».

Применительно к деятельности по исполнению судебных постановлений в случае выделения этого вида деятельности из целостной структуры гражданского процесса функционирование системы нарушается.

Удаленная в другую структуру, исполнительная деятельность становится бесполезной для гражданской процессуальной деятельности, поскольку последняя завершается теперь вынесением акта судебной власти. И носитель судебной власти — судья уже не в состоянии реально проконтролировать фактические действия по исполнению судебного акта, производимые уже независимыми от суда субъектами структуры, входящей в изолированную и самостоятельно действующую структуру. Минимальные элементы контроля за исполнением судебных постановлений, оставленные в разд. VII «Производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов» ГПК РФ,«лишили суд (судей) права внепроцессуального (оперативного) контроля за деятельностью судебного пристава-исполнителя». Исполнительное производство в настоящий момент«специфическими средствами и способами выполняет общие для него задачи осуществления защиты нарушенного или оспоренного права». И эти «общие для него задачи» не являются общими для гражданского процесса, так как со стороны судов ведется элементарный контроль, а не общий и постоянный, как это происходит в единой системе гражданской процессуальной деятельности.

Следует акцентировать внимание на том аспекте, что гражданский процесс результирующим моментом своей деятельности имеет цель — реальную защиту прав сторон. Деятельность, лишенная цели, является бесцельной, бессмысленной.

 

    1. Правоохранительные органы Российской Федерации.

 

Защита прав и свобод гражданина и человека –  конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены  на специальные созданные государственной  властью структуры, именуемые правоохранительными  органами.

Что же следует  считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные  органы» в последнее время  активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном  акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение  данного термина.

Прежде всего  рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей  массы социальных образований.

Первый  признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования  к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального  функционирования государство вынуждено  прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических  лиц, но и к негативным рычагам  воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер  принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с  тем есть признаки, которые принадлежат  лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам  второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно  сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные  органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное  определение подходит большинство  правоохранительных органов, в частности  милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы  выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в  то же время показать, что в узком  понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы  процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин «квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы –  это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим  лицам.

 

 

27.Прокуратура

 

Прокуратура Российской Федерации — единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации»[1]. Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти, хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».

В ст. 121 Конституции Украины  изложены задачи органов прокуратуры  которыми являются:

по представительство интересов граждан либо государства в суде в случаях, определенных законом;

надзор за соблюдением  законов органами, ведущими оперативно-розыскную  деятельность, дознание, досудебное следствие;

надзор за соблюдением  законов при исполнении судебных решений по уголовным делам, а  также при применении иных мер  принудительного характера, связанных  с ограничением личной свободы граждан.

Задачи прокуратур, как  органа высшего надзора за соблюдением  законов, сформулированы также и  в ст. 4 Закона Украины «О прокуратуре» и носят общий характер - они  конкретизируются в рамках отдельных  отраслей надзора.

В правовом государстве действует  принцип верховенства закона, в соответствии с которым общественные отношения  регламентируются прежде всего актами высшей юридической силы - законами. В этой связи на прокуратуру возлагаются  следующие задачи:

 ддержание государственного  обвинения в суде;

1) Надзор за тем, чтобы, во-первых, все другие нормативные и индивидуальные  акты органов и должностных  лиц, на которые распространяется  компетенция прокуроров, соответствовала  законам и, чтобы, во-вторых, все  юридические лица неукоснительно  соблюдали их.

2) Деятельность прокуратуры направлена  на укрепление правопорядка, т.е.  обеспечение такого состояния  общественных отношений, которое  соответствовало бы действующему  законодательству. Поэтому Генеральный  прокурор и подчиненные ему  прокуроры должны принимать меры  к обеспечению исполнения требований  ст. 19 Конституции Украины, согласно  которой все органы государственной  власти и местного самоуправления  обязаны действовать на основе  законности, обеспечивать охрану  правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, а  государственные и общественные  организации, должностные лица - соблюдать Конституцию и законы.

3) На утверждение верховенства  закона и укрепление правопорядка  направлена не только надзорная,  но и другая деятельность прокуратуры  (расследование преступлений, поддержание  государственного обвинения, участие  в рассмотрении в судах гражданских  дел и дел об административных  правонарушениях, участие в разработке  мер по предупреждению правонарушений, работа по совершенствованию  и разъяснению законодательства).

4) Задачей прокуратуры является  также обеспечение проведения  в жизнь Акта о провозглашении  независимости Украины путем  надзора за соблюдением и правильным  применением законов, развивающих  положения Акта и направленных  на обеспечение суверенитета  государства в политической и  экономической сферах.

5) Прокуратура призвана пресекать  попытки незаконного изменения  закрепленных Конституцией системы  общественного строя, форм правления  и государственного устройства (государственного  строя), политической деятельности  народа (политической системы), принципов  производства, распределения, обмена, потребления материальных благ  и организации управления экономикой (экономической системы). Она должна  противостоять нарушениям прав  и законных интересов групп  населения, объединенных общими  этническими признаками (национальных  групп), и частей территории Украины  в соответствии с ее административно-территориальным  делением (территориальных образований).

Информация о работе Определение права