Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
Основными функциями парламента являются:
1) представительство;
2) законотворчество;
3) контроль.
Основными стадиями законодательного процесса являются:
1) внесение законопроекта в Государственную Думу;
2) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе, принятие или отклонение закона;
3) рассмотрение закона Советом Федерации, его одобрение или неодобрение;
4) подписание Президентом
РФ и обнародование закона. Субъекта
1) Президент РФ;
2) Совет Федерации;
3) депутаты Государственной Думы;
4) Правительство РФ;
5) законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ;
6) Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, но только по вопросамих ведения.
В реализации этих функций участвуют обе палаты Федерального Собрания (что также свидетельствуето единстве правовой природы законодательного органа России), и реализация функций осуществляется посредством конкретных полномочий палат. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены непосредственно в Конституции РФ (ст. 102 и 103 соответственно) в виде закрытого перечня, однако развитие конституционных правоотношений пошло по пути расширения конституционно установленных полномочий палат Федерального Собрания в специальном (отраслевом) законодательстве.
Основной функцией парламента, безусловно, является функция законотворчества. В законодательномпроцессе участвует множество субъектов, однако основная нагрузка в законотворческой деятельности ложится на нижнюю палату Федерального Собрания – Государственную Думу.
В соответствии со ст. 105 Конституции РФ Государственной Думой принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы РФ. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, являющиеся постоянно действующими органами соответствующих палат (ст. 101). Комитеты палат по вопросам, отнесенным к их ведению, осуществляют подготовку и предварительноерассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатами парламентские слушания. Они решаютвопросы организации своей деятельности и осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой федеральным законам.
В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Совет Федерации и Государственная Дума по вопросам своего ведения проводят парламентские слушания.
Парламентские слушания в Совете Федерации организуются по инициативе комитетов палаты в пределахих полномочий, а также комиссий, создаваемых в соответствии с регламентом палаты, по инициативе Председателя Совета Федерации или по инициативе группы в составе не менее десяти депутатов Совета Федерации.
Парламентские слушания в Государственной Думе проводятся по инициативе Совета Государственной Думы, ее комитетов и комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе.
Организация и проведение парламентских слушаний возлагаются на соответствующие комитеты палаты. Комитеты и комиссии палат могут совместно организовывать парламентские слушания. Состав лиц, приглашенных на парламентские слушания, определяется комитетами палаты, которыми организуются эти слушания.
Согласно регламенту Совета Федерации по результатам парламентских слушаний, проводимых в этойпалате, могут быть приняты мотивированные заключения и рекомендации по обсуждаемому вопросу.В регламенте Государственной Думы установлено, что парламентские слушания могут заканчиваться принятием рекомендаций по обсуждаемому вопросу.
Правовыми формами реализации полномочий Федерального Собрания РФ являются принимаемые им нормативные правовые акты.
19.Правительство РФ: полномочия,
основы взаимодействия с
Правительство РФ - высший орган государственной исполнительной власти. Основным нормативным актом, определяющим компетенцию Правительства является ФКЗ "О Правительстве РФ". Правительство РФ является высшим коллегиальным органом исполнительной власти, возглавляющим единую систему исполнительной власти в РФ. С организационной точки зрения Правительство РФ - орган коллегиальный и постоянно-действующий. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров (ст. 110 Конституции РФ).
Правительство
РФ руководит работой федеральных
министерств и ведомств и контролирует
их деятельность. Они подчиняются
Правительству и ответственны перед
ним за выполнение порученных задач.
Председатель Правительства РФ представляет
Президенту РФ предложения о структуре
федеральных органов
Правительство
РФ организует и направляет работу
всех федеральных органов
Правительство Российской Федерации осуществляет свою деятельность на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных указов Президента Российской Федерации (глава 3 Закона «О Правительстве Российской Федерации»).
На основании статьи 114 Конституции Российской Федерации Правительство осуществляет следующие полномочия:
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Взаимодействие Правительства
и Президента Российской Федерации
Взаимодействие Правительства России и Президента РФ в области законотворческой деятельности осуществляется в разнообразных формах. Ряд таких форм существует достаточно продолжительное время и получил правовое закрепление, другие являются новыми, не оформленными в законодательном порядке. При этом часть из них объективно вытекает из конституционных полномочий главы государства, а некоторые предопределяются характером функций Правительства и его полномочиями по реализации задач, которые ставит перед ним Президент РФ.
Прежде всего, Правительство
активно участвует в реализации
ежегодных посланий Президента России
парламенту в той их части, где
дается оценка положения дел в
сфере формирования законодательной
базы деятельности государства и
формируются задачи на будущее, стоящие
перед субъектами законотворчества.
В научной литературе справедливо
отмечается, что послания главы государства
парламенту России имеют сложную
правовую природу. С одной стороны,
делается вывод об обязательном характере
общих установок, конкретных поручений,
содержащихся в посланиях, а с
другой стороны, подчеркивается, что
послания не являются нормативными актами,
не могут противоречить законам,
принимаемым Федеральным
В ряде случаев Президент РФ использовал свои послания парламенту для формулирования законодательных инициатив, которые справедливо можно считать приоритетными в программе законопроектных работ*(9). Вполне понятно, что прежде всего именно послания Президента во многом определяют содержание законотворческой деятельности Правительства России.
Правительство России активно взаимодействует с Президентом Российской Федерации при реализации бюджетных посланий главы государства Федеральному Собранию. В них глава государства определяет основные текущие финансовые приоритеты, которые также оказывают существенное влияние на законотворческую деятельность органов государственной власти России, прежде всего - федерального уровня. При этом Президент РФ обычно обращает внимание субъектов законотворческой деятельности на необходимость совершенствования конкретных правовых актов, а также формулирует задачи, стоящие перед исполнительной властью страны по разработке концептуальных положений экономической политики государства и их правовому оформлению.
Поскольку Президент обладает конституционными полномочиями (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ) по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти, в том числе с участием Правительства России, он использует согласительные процедуры и в процессе законотворчества. Важно подчеркнуть, что в согласительных процедурах с привлечением представителей Правительства Президент рассчитывает на поддержку его позиции с их стороны. Об этом свидетельствует и практика. Президент РФ неоднократно не только прибегал к помощи членов Правительства России при решении сложных вопросов государственной жизни страны, но и прямо назначал в качестве своих представителей на переговорах с депутатскими образованиями Государственной Думы и Совета Федерации Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и даже отдельных федеральных министров*(10).
Тесное взаимодействие между
Правительством РФ и Президентом
России осуществляется в ходе реализации
главой государства принадлежащего
ему права законодательной
В процессе взаимодействия
Президента России и Правительства
Российской Федерации в законотворческом
процессе важная роль принадлежит координации
работы полномочных представителей
высшего органа исполнительной власти
в парламенте России с деятельностью
полномочных представителей Президента
РФ в палатах Федерального Собрания.
С момента учреждения должностей
полномочных представителей Президента
в федеральных округах
Определенную роль в совершенствовании
взаимоотношений Правительства
Российской Федерации и Президента
России в законотворческом процессе
может играть образованный 1 сентября
2000 г. главой Российского государства
Государственный совет