Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций
Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.
В многонациональной России,
где развиты межнациональные
браки, миграция населения,
Конституция закрепляет право
человека на свободу
Конституция 1993 года гарантирует
каждому свободу мысли и слова.
Специфика личных прав и
свобод состоит не только в
том, что они направлены на
обеспечение автономии
Политические права и свободы,
Одним из наиболее важных
представляется право граждан
Российской Федерации избирать
и быть избранными в органы
государственной власти и
В конституционных нормах
закрепляются основные
Орган государственной власти – группа людей , наделенная властными полномочиями и осуществляющая в установленном законом порядке реализацию задач и функций государства.
Государство
реализует свои властные правомочия
главным образом через систему
органов и учреждений, которые
в совокупности образуют государственный
механизм. Конституционно-правовое регулирование
государственного механизма в демократических
государствах основываются на ряде принципов,
среди которых необходимо назвать
следующие два:
Принцип народного суверенитета,
.означающий, что носителем суверенитета
и единственным источником власти в России
признается ее многонациональный народ.
Власть народа осуществляется в двух основных
формах: непосредственной и представительной.
Высшим непосредственным выражением народовластия
в РФ являются свободные выборы и референдум;
Разделение властей -
один из основополагающих принципов конституционализма)
согласно которому единая государственная
власть подразделяется на самостоятельные
и независимые друг от друга законодательную,
исполнительную и судебную ветви власти.
Принцип разделения властей был выработан
мировым сообществом в ходе развития демократических
государств в противовес другой модели,
основанной на идее монополизации власти.
Государственный орган
- это лицо (президент, губернатор) или
организованная группа лиц (парламент,
суд и т.д.), наделенные правом государственных
полномочий, необходимых для осуществления
функций государственной власти. Государственным
органам в Российском государстве присущи
специфические черты, отличающие их от
других органов или организаций. К ним
относятся:
а) Порядок образования
государственных органов четко регламентирован
нормами Конституции РФ, федеральными
законами. Существуют следующие способы
создания государственных органов; избрание,
назначения, формирование;
б) Каждый государственный
орган имеет свое направление деятельности,
т.е. социальное назначение, выраженное
в его задачах. Например, парламент осуществляет
законодательную власть и проводит парламентский
контроль, правительство - исполнительную
власть и т.д.;
в) Государственный орган
наделен определенной компетенцией, которая
включает функции и конкретные полномочия
(права и обязанности) в отношении определенных
предметов ведения. Следует иметь в виду,
что в отличие от частных лиц, которые
могут делать все, что не запрещено законом,
государственный орган может делать только
то, на что он прямо правомочен законом
или основанным на законе другим государственным
актом;
г) Каждый государственный
орган имеет четко определенную структуру
Например, парламент, т.е. Федеральное
Собрание в РФ, состоит из двух палат -
Совета Федерации и Государственной Думы.
Каждая палата имеет внутреннюю организацию:
председатель, заместители, комитеты или.
комиссии и т.д.
д) Каждый орган государственной
власти строит свою работу в присущих
и определенных ему организационно-правовых
формах, т.е. в соответствии с определенной
процедурой. Так, основной формой работы
палат Федерального Собрания являются
заседания. Конституция РФ и принятые
палатами парламента регламенты определяют
периодичность работы указанных органов,
порядок проведения внеочередных заседаний
и др. Процедура работы парламента, например,
включает целый ряд производств или процессов:
законодательный процесс, процедура назначения
должностных лиц и т.д.;
е) Наконец, каждый государственный
орган обладает таким элементом правового
статуса, как ответственность. Например,
конституционная ответственность Президента
РФ наступает в случае совершения им государственной
измены или иного тяжкого преступления
и состоит в потере Президентом РФ своей
должности.
Каждая из составных частей
системы и органы, входящие в нее, обладают
значительной спецификой, обусловленной
природой и характером соответствующих
законодательной, исполнительной и судебной
ветвей государственной власти:
а) Органы законодательной
власти (представительные органы государственной
власти) состоят из парламента РФ, парламентов
республик в составе России, представительных
органов государственной власти других
субъектов Федерации (государственных
дум краев, областей, городов федерального
значения и т.п.) и местных представительных
органов государственной власти (собраний
депутатов, муниципальных советов и других
органов на уровне сельских и городских
районов). Они занимаются в основном нормотворческой
деятельностью. Те, которые обладают правом
принимать законы (парламент РФ и парламенты
республик), принято называть органами
законодательной власти. Органы государственной
власти других субъектов Федерации (автономных
образований, городов федерального значения,
краев и областей), а также городов, сельских
и городских районов, которые вправе принимать
не законы, а иные нормативно-правовые
акты (решения, постановления и т.п.), именуют
обычно представительными органами государственной
власти. Так же именуют, как мы видели вначале,
и органы законодательной власти. И это
верно: и первые, и вторые состоят из депутатов
- представителей групп избирателей и
общественных объединений, избранных
в органы власти народом;
б) Федеральные органы
исполнительной власти имеют существенные
особенности по сравнению с органами как
законодательной, так и судебной власти.
Они обусловлены своеобразием характера
и спецификой функций исполнительной
власти и органов, данную власть осуществляющих.
Одной из основных особенностей
исполнительной власти как ветви государственной
власти является то, что она имеет исполнительный
и распорядительный характер. Исполнительный
характер состоит в практической организации
выполнения законов, иных нормативных
актов, других правовых предписаний. Распорядительный
характер проявляется в том, что по вопросам
своей компетенции органы исполнительной
власти вправе принимать постановления
и распоряжения, обязательные к исполнению
на соответствующей территории. В силу
того, что эти органы обладают не только
исполнитель' ной, но и распорядительной
властью, их именуют также исполнительно-
в) Органы судебной власти
предназначены для осуществления правосудия
посредством конституционного, гражданского,
административного и уголовного судопроизводства.
В соответствии с Конституцией России
Президент является главой государства
(п.1 ст.80), гарантом Конституции России,
прав и свобод человека и гражданина.
В порядке, установленном Конституцией,
он принимает меры по охране суверенитета
России, ее независимости и
Статья 80 Конституции РФ определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». В Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки – указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.
Такая позиция КС РФ вызвала массу
негативных откликов, в том числе
в лице самих же судей Конституционного
Суда (В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева, Н.В.Витрука):
«Президент, принимая указы по вопросам,
требующим законодательного решения,
фактически присваивает властные полномочия
Федерального Собрания, а это (как
записано в части 4 статьи 3 Конституции
Российской Федерации) преследуется по
федеральному закону. Но, видимо, никто
не верит в реальность подобной угрозы,
иначе представитель Президента
Российской Федерации не заявил бы
в заседании Конституционного Суда
о том, что «нормотворчество с
помощью указов Президента объективно
будет продолжено по тем вопросам,
которые не урегулированы действующим
законодательством». Можно выразить
лишь сожаление, что Конституционный
Суд своим авторитетом
Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что на первое место выдвинуты цели и задачи укрепления государства, обеспечения конституционного правопорядка, согласованной работы всех органов государственной власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций главы государства, они весомей и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического курса государства. То есть, Президент выступает активным проводником политических реформ в рамках защиты конституционного строя.
Президентом инициируются федеральные законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.
Общие положения о выборах Президента
РФ изложены в ст.81 Конституции РФ.
Президент РФ избирается на четыре
года гражданами России на основе всеобщего,
равного и прямого
Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги российскому народу и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92). Акт принесения присяги имеет важное юридическое значение: во-первых, это момент отсчета времени президентства, а во-вторых, это публичная клятва, обязывающая Президента верно служить на благо народа и государства.
Полномочия П.РФ могут быть прекращены
досрочно в случае его отставки,
стойкой неспособности по состоянию
здоровья осуществлять принадлежащие
ему полномочия или отрешения
от должности. При этом выборы нового
Президента РФ должны состояться не позднее
трех месяцев с момента досрочного
прекращения исполнения полномочий.
Во всех случаях, когда Президент
не в состоянии выполнять свои
обязанности, их временно исполняет
Председатель Правительства России.
Исполняющий обязанности
Согласно ст.93 Конституции, Президент
РФ может быть отрешен от должности
Советом Федерации только на основании
выдвинутого Государственной
18.Федеральное Собрание
РФ: структура, порядок
Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.
Конституция РФ (ст. 94) характеризует
Федеральное Собрание РФ как законодательный
орган РФ.В предоставлении
Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов,представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.
В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведениюв соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступленийруководителей иностранных государств.