Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

 В многонациональной России, где развиты межнациональные  браки, миграция населения, многие  люди проживают вне своих национальных  территорий, немаловажное практическое  значение имеет конституционная  норма, закрепляющая право каждого  определять и указывать свою  национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26 Конституции).        

 Конституция закрепляет право  человека на свободу передвижения, выбора места пребывания и  жительства. Это право провозглашено  еще во Всеобщей декларации  прав человека и других международно-правовых  документах, в том числе в Международном  пакте о гражданских и политических  правах. Международным стандартам  отвечает также право каждого  свободно выезжать за пределы  России. Гражданин Российской Федерации  имеет право беспрепятственно  возвращаться в Россию.        

 Конституция 1993 года гарантирует  каждому свободу мысли и слова.  Эта предпосылка демократии имеет  пределы, очевидные для любого  цивилизованного общества: не допускаются  пропаганда или агитация, возбуждающие  социальную, расовую, национальную  или религиозную ненависть и  вражду. Запрещается пропаганда  социального, расового, национального,  религиозного или языкового превосходства.  Никто не может быть принужден  к выражению своих мнений и  убеждений или отказу от них.         

 Специфика личных прав и  свобод состоит не только в  том, что они направлены на  обеспечение автономии личности, ее защиту от внешнего вмешательства  во внутренний мир. Человек  защищен наилучшим образом в  том случае, если действуют три  правила. Первое – Конституция содержит полный и исчерпывающий перечень права свобод. Второе – установлены и действуют барьеры, ограничения и прямые запреты, оберегающие сферу личной свободы от противоправных и произвольных попыток ее ущемления со стороны государства. Третье – человек имеет эффективные инструменты самозащиты от вмешательства со стороны, в том числе нарушения личных прав и свобод государством.         

 Политические права и свободы,  в отличие от личных прав  и свобод, нацелены не на обеспечение  автономии человека, а на его  активное включение в жизнь  страны, управление ее делами. Эти  права и свободы создают условия  для укрепления связей между  человеком и обществом, гражданином  и государством.        

 Одним из наиболее важных  представляется право граждан  Российской Федерации избирать  и быть избранными в органы  государственной власти и органы  местного самоуправления, а также  участвовать в референдуме. Не  имеют права избирать и быть  избранными граждане, признанные  судом недееспособными, а также  содержащиеся в местах лишения  свободы по приговору суда.        

 В конституционных нормах  закрепляются основные социально-экономические  права человека и гражданина, Конституция определяет две главные  задачи государственной политики. Первая из них заключается  в том, чтобы создать условия,  обеспечивающие достойную жизнь  и свободное развитие человека. Это охрана труда и здоровья  людей, установление минимального  размера оплаты труда. Вторая  задача государства – поддержка слабо защищенных в социальном плане слоев населения, семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан. Предусматривается развитие системы социальных служб, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

 

  1. Понятие и система государственных органов Российской Федерации.

 

Орган государственной власти –  группа людей , наделенная властными  полномочиями и осуществляющая в  установленном законом порядке  реализацию задач и функций государства.

Государство реализует свои властные правомочия главным образом через систему  органов и учреждений, которые  в совокупности образуют государственный  механизм. Конституционно-правовое регулирование  государственного механизма в демократических  государствах основываются на ряде принципов, среди которых необходимо назвать  следующие два:  
    Принцип народного суверенитета, .означающий, что носителем суверенитета и единственным источником власти в России признается ее многонациональный народ. Власть народа осуществляется в двух основных формах: непосредственной и представительной. Высшим непосредственным выражением народовластия в РФ являются свободные выборы и референдум; 
    Разделение властей - один из основополагающих принципов конституционализма) согласно которому единая государственная власть подразделяется на самостоятельные и независимые друг от друга законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Принцип разделения властей был выработан мировым сообществом в ходе развития демократических государств в противовес другой модели, основанной на идее монополизации власти. 
    Государственный орган - это лицо (президент, губернатор) или организованная группа лиц (парламент, суд и т.д.), наделенные правом государственных полномочий, необходимых для осуществления функций государственной власти. Государственным органам в Российском государстве присущи специфические черты, отличающие их от других органов или организаций. К ним относятся: 
    а) Порядок образования государственных органов четко регламентирован нормами Конституции РФ, федеральными законами. Существуют следующие способы создания государственных органов; избрание, назначения, формирование; 
    б) Каждый государственный орган имеет свое направление деятельности, т.е. социальное назначение, выраженное в его задачах. Например, парламент осуществляет законодательную власть и проводит парламентский контроль, правительство - исполнительную власть и т.д.; 
    в) Государственный орган наделен определенной компетенцией, которая включает функции и конкретные полномочия (права и обязанности) в отношении определенных предметов ведения. Следует иметь в виду, что в отличие от частных лиц, которые могут делать все, что не запрещено законом, государственный орган может делать только то, на что он прямо правомочен законом или основанным на законе другим государственным актом; 
    г) Каждый государственный орган имеет четко определенную структуру Например, парламент, т.е. Федеральное Собрание в РФ, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Каждая палата имеет внутреннюю организацию: председатель, заместители, комитеты или. комиссии и т.д. 
    д) Каждый орган государственной власти строит свою работу в присущих и определенных ему организационно-правовых формах, т.е. в соответствии с определенной процедурой. Так, основной формой работы палат Федерального Собрания являются заседания. Конституция РФ и принятые палатами парламента регламенты определяют периодичность работы указанных органов, порядок проведения внеочередных заседаний и др. Процедура работы парламента, например, включает целый ряд производств или процессов: законодательный процесс, процедура назначения должностных лиц и т.д.; 
    е) Наконец, каждый государственный орган обладает таким элементом правового статуса, как ответственность. Например, конституционная ответственность Президента РФ наступает в случае совершения им государственной измены или иного тяжкого преступления и состоит в потере Президентом РФ своей должности. 
    Каждая из составных частей системы и органы, входящие в нее, обладают значительной спецификой, обусловленной природой и характером соответствующих законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти: 
    а) Органы законодательной власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента РФ, парламентов республик в составе России, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации (государственных дум краев, областей, городов федерального значения и т.п.) и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и других органов на уровне сельских и городских районов). Они занимаются в основном нормотворческой деятельностью. Те, которые обладают правом принимать законы (парламент РФ и парламенты республик), принято называть органами законодательной власти. Органы государственной власти других субъектов Федерации (автономных образований, городов федерального значения, краев и областей), а также городов, сельских и городских районов, которые вправе принимать не законы, а иные нормативно-правовые акты (решения, постановления и т.п.), именуют обычно представительными органами государственной власти. Так же именуют, как мы видели вначале, и органы законодательной власти. И это верно: и первые, и вторые состоят из депутатов - представителей групп избирателей и общественных объединений, избранных в органы власти народом; 
    б) Федеральные органы исполнительной власти имеют существенные особенности по сравнению с органами как законодательной, так и судебной власти. Они обусловлены своеобразием характера и спецификой функций исполнительной власти и органов, данную власть осуществляющих. 
    Одной из основных особенностей исполнительной власти как ветви государственной власти является то, что она имеет исполнительный и распорядительный характер. Исполнительный характер состоит в практической организации выполнения законов, иных нормативных актов, других правовых предписаний. Распорядительный характер проявляется в том, что по вопросам своей компетенции органы исполнительной власти вправе принимать постановления и распоряжения, обязательные к исполнению на соответствующей территории. В силу того, что эти органы обладают не только исполнитель' ной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами. К ним относятся: Правительство РФ, федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти республик в составе РФ» органы глав администраций городов, сельских и городских районов; 
    в) Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

 

 

  1. Основы правового статуса Президента РФ (требования к кандидатам, порядок замещения должности, основные функции и полномочия Президента РФ).

 

В соответствии с Конституцией России Президент является главой государства (п.1 ст.80), гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина. В порядке, установленном Конституцией, он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и государственной  целостности, обеспечивает согласованное  функционирование и взаимодействие органов государственной власти (п.2 ст.80). Он определяет основные направления  внутренней и внешней политики государства  в соответствии с Конституцией России и федеральными законами, представляет Россию внутри страны и в международных  соглашениях.

 Статья 80 Конституции РФ определяет функции Президента. Его полномочия конкретизированы в последующих статьях гл. 4 Конституции, в других главах, а также в федеральных законах. Общерегулятивные нормы ст.80, определяющие основы правового положения Президента отдельными исследователями интерпретировались как некие «общие полномочия, подразумевающие неопределенное количество конкретных полномочий» - «скрытые полномочия». В Постановлении КС РФ от 30 апреля 1996 г. сформулирована позиция общего характера о том, что, поскольку Президент является гарантом Конституции и обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, то, следовательно, издание им указов, восполняющих пробелы в законах, не противоречит Конституции РФ. При этом введены ограничительные рамки – указы не должны противоречить Конституции и федеральным законам, а действовать они могут только до принятия по данному вопросу законодательных актов.

Такая позиция КС РФ вызвала массу  негативных откликов, в том числе  в лице самих же судей Конституционного Суда (В.О.Лучина, Б.С.Эбзеева, Н.В.Витрука): «Президент, принимая указы по вопросам, требующим законодательного решения, фактически присваивает властные полномочия Федерального Собрания, а это (как  записано в части 4 статьи 3 Конституции  Российской Федерации) преследуется по федеральному закону. Но, видимо, никто  не верит в реальность подобной угрозы, иначе представитель Президента Российской Федерации не заявил бы в заседании Конституционного Суда о том, что «нормотворчество с  помощью указов Президента объективно будет продолжено по тем вопросам, которые не урегулированы действующим  законодательством». Можно выразить лишь сожаление, что Конституционный  Суд своим авторитетом оправдывает  антиконституционную указную практику, основанную на целесообразности и так  называемых «скрытых» полномочиях  Президента Российской Федерации».

Как отмечает Л.А.Окуньков, статус и  полномочия Президента сформулированы в Основном законе России так, что  на первое место выдвинуты цели и  задачи укрепления государства, обеспечения  конституционного правопорядка, согласованной  работы всех органов государственной  власти, а не только исполнительной вертикали власти. Это предопределяет особое значение для Президента функций  главы государства, они весомей  и объемней, чем у федерального Правительства. Безусловно, одним из главных по значимости полномочий Президента является формирование политического  курса государства. То есть, Президент  выступает активным проводником  политических реформ в рамках защиты конституционного строя.

Президентом инициируются федеральные  законы, издаются указы, направленные на реформирование государственной  власти, укрепление федеративных отношений, защиту прав и свобод граждан, развитие институтов гражданского общества.

Общие положения о выборах Президента РФ изложены в ст.81 Конституции РФ. Президент РФ избирается на четыре года гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом  РФ может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий  в России не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Такое ограничении имеет целью воспрепятствовать формированию несменяемого клана управляющих лиц, установления личной диктатуры, закрытию притока в эшелоны власти новых свежих сил, политических деятелей нового поколения. В то же время, Конституция не закрывает путь способному политику, оправдавшему себя на должности Президента, к выдвижению на другой срок, кроме очередного. Бывший Президент вполне может вновь участвовать в выборной гонке, лишь бы этот новый срок был отделен от первых двух «другим» президентством.

Президент РФ приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги российскому народу и  прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности  с момента принесения присяги  вновь избранным Президентом (ч.1 ст.92). Акт принесения присяги имеет  важное юридическое значение: во-первых, это момент отсчета времени президентства, а во-вторых, это публичная клятва, обязывающая Президента верно служить  на благо народа и государства.

Полномочия П.РФ могут быть прекращены досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию  здоровья осуществлять принадлежащие  ему полномочия или отрешения  от должности. При этом выборы нового Президента РФ должны состояться не позднее  трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий. Во всех случаях, когда Президент  не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет  Председатель Правительства России. Исполняющий обязанности Президенте, в отличие от Президенте, не вправе распускать Государственную Думу, назначать  референдум, а также вносить предложения  о поправках и пересмотре положений  Конституции России (ст. 92).

Согласно ст.93 Конституции, Президент  РФ может быть отрешен от должности  Советом Федерации только на основании  выдвинутого Государственной Думой  обвинения в государственной  измене или совершения иного тяжкого  преступления, подтвержденного заключением  Верховного Суда России о наличии  в действиях Президента РФ признаков  преступления и заключением Конституционного Суда России о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения. Решение  Государственной думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации  об отрешении Президента РФ от должности  должны быть приняты двумя третями  голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее  одной трети депутатов Государственной  Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой. Решение  Совета Федерации об отрешении Президента РФ от должности должно быть принято  не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной  Думой обвинения против Президента РФ. Если в указанный срок решение  Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента РФ считается  отклоненным. Таким образом, ст.ст. 92-93 предполагают три законных способа  досрочного прекращения исполнения полномочий Президента РФ: отставка, стойкая  неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему  полномочия, отрешение от должности.

 

 

18.Федеральное Собрание  РФ: структура, порядок формирования, полномочия

 

Согласно Конституции  РФ Федеральное Собрание РФ является парламентом РФ. Федеральное Собрание – представительный орган РФ. Тем самым Конституция РФ устанавливает, что формой государства РФ является представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство.

Конституция РФ (ст. 94) характеризует  Федеральное Собрание РФ как законодательный  орган РФ.В предоставлении парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета.В результате парламент законодательно регулирует жизнь страны и содействует формированию правового государства.

Как и предыдущие конституции России, действующая Конституция РФ закрепляет двухпалатную структуру парламента: Федеральное Собрание РФ состоит их Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население РФ, а Совет Федерации состоит из членов,представляющих все субъекты РФ. Совет Федерации призван выражать интересы отдельных местностей, региональные мнения.

В Федеральном Собрании РФ палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведениюв соответствии с Конституцией РФ. Она предусматривает (ст. 100), что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступленийруководителей иностранных государств.

Информация о работе Определение права