Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

Норма права - правило должного, т.е. образец (модель) типового общественного отношения, которое устанавливается государством. Определяет внутреннюю (способность воли субъекта сознательно избирать тот или иной вариант поведения) и внешнюю меру (возможность действовать вовне, преследовать и осуществлять определенные цели во внешнем мире) свободы в конкретных взаимоотношениях. 

 
Признаки правовой нормы:  
•    Устанавливается и санкционируется государством. Т.е. закрепляется в официальных государственных актах.  
•    Имеет представительно-обязывающий характер, т.е. с одной стороны предоставляет свободу действий, направленную на удовлетворение права субъекта. С другой обязывает совершать или не совершать определенные действия. Таким образом, норма права одновременно сочетает и предоставление и ограничение внешней свободы лиц во взаимных отношениях.  
•    Обеспечивается мерами государственного принуждения.  
•    Выступает государственным регулятором типовых общественных отношений (социальная роль правовых норм). 

Виды норм права:  

1.    По отраслям: нормы государственного, административного, трудового, уголовного, гражданского и т.д. по отраслям.  
2.    По функциям, которые выполняют: регулятивные, охранительные согласно соответствующих отраслей.  
3.    По характеру содержащихся норм поведения:  
•    Обязывающие - устанавливают обязанности совершения определенные положительные действия.  
•    Запрещающие - запрещают совершать определенные действия.  
•    Управомачивающие - предоставляют участникам отношений право совершать положительные действия для удовлетворения своих интересов.  
4.    По степени определенности изложения элементов правовой нормы в статьях нормативно-правовых актов:  
•    Абсолютно определенные - нормы, с абсолютной точностью устанавливающие условия применения, права и обязанности участников отношений и меры юридической ответственности за нарушение.  
•    Относительно определенные - не содержат достаточно полных сведений об условиях действия, правах и обязанностях участников отношений, мер юридической ответственности за нарушение, предоставляя право правоприменительным органам решать дело в соответствии с конкретными обстоятельствами.  
•    Альтернативные - предусматривают несколько вариантов условий действия, поведения участников, мер и санкций за их поведение.  
5.    По кругу лиц: Общие (на всех лиц, находящихся на данной территории) и специальные (определенный круг лиц).  
6.  Специализированные:  
•   Закрепительные - в обобщенном виде выражают определенные элементы регулируемых отношений (нормы, устанавливающие общие условия исполнения обязательства).  
•    Дефинитивные - содержат научно сформулированные определения юридических понятий и категорий (преступление, договор).  
•    Нормы-принципы - формулируют общие или отраслевые правовые принципы или задачи данной группы юридических норм.  
7.   По времени, по юридической силе.  
Способы изложения:  
•    Прямой способ изложения - излагаются все три структурные части нормы права.  
•    Отсылочный - излагаются не все элементы, но есть ссылка на родственные нормы права, содержащие недостающие элементы.  
•    Бланкетный - установление лишь ответственность за нарушение определенных правил, не изложенных в самой норме.

 

  1. Источники права: понятие, виды, характеристика.

Источники (формы) права - это официальные способы внешнего выражения и закрепления норм права.

Виды основных источников (форм) права:

а) нормативно-правовой акт;

б) нормативно-правовой договор;

в) правовой обычай;

г) правовой прецедент.

Нормативно-правовой акт - это исходящий, как правило, от компетентного органа государства  акт-документ, содержащий нормы права.

В современных государствах нормативно-правовой акт представляет собой наиболее распространенный источник права. Он устанавливает, изменяет, отменяет нормы права, вводит их в действие. Основными субъектами права, которые  принимают и издают нормативно-правовые акты, являются соответствующие правотворческие  органы государства. Они принимают  и издают нормативно-правовые акты на основе и в пределах своей компетенции.

В современной Украине  нормативно-правовые акты бывшего СССР, которые не противоречат Конституции  и законам Украины, применяются  на основании Постановления Верховной  Рады Украины от 12 сентября 1991 г. "О  порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства СССР" и ст. 1 раздела XV Конституции  Украины.

Нормативно-правовой договор - это добровольное соглашение двух и более сторон, содержащее нормы права.

Нормативно-правовой договор - это, как правило, совместный акт-документ, содержащий нормы права, являющийся результатом добровольного, взаимосогласованного волеизъявления правотворческих органов ( субъектов  правотворчества).

Нормативно-правовой договор - основной источник права в  международном праве. Ратифицированные международные договоры Украины - источник права Украины, неотъемлемая часть  ее национального законодательства (ст. 9 Конституции Украины). Во внутригосударственном  праве Украины к нормативно-правовым договорам относится, например, коллективный договор, заключаемый профкомом  предприятия от имени трудового  коллектива с собственником или  уполномоченным им органом.

Правовой обычай - это санкционированный государством обычай, приобретающий в силу этого  общеобязательное значение.

Санкционирование  того или иного обычая государством означает признание им определенного  обычая в качестве общеобязательного  правила поведения, адресованного  соответствующим субъектам права. Основанием санкционирования государством обычаев является соответствие направленности их регулятивного воздействия на общественные отношения целям, задачам, интересам государства. Санкционирование государством обычая обусловливает  приобретение им таких признаков  как общеобязательность, охрана государством от нарушений. Эти признаки правовых обычаев присущи и нормам права  непосредственно установленных  государством

Правовые обычаи в качестве источника права появились  давно. Об этом свидетельствуют, например, законы XІІ. таблиц (Древний Рим V в. до, н.э.). Законы Драконта (Афины VII в. до н.э.) и другие юридические памятники. Один из путей возникновения права- появление так называемого обычного права, состоящего из правовых обычаев.

В современных государствах, включая Украину, сфера общественных отношений, регулируемых правовыми  обычаями, заметно мала и ограничена, в отличие от сферы действия законодательства.

Правовой прецедент - это решение государственного органа (судебного, административного) по конкретному  юридическому делу, которое является общеобязательным примером решения  последующих аналогичных дел.

Виды правовых прецедентов:

а) судебный;

б) административный.

Различие этих прецедентов  связано с существованием в механизме  государства судебных и административных органов.

В ряде современных  государств судебный прецедент занимает заметное место среди источников (форм) права. К числу таких государств прежде всего относятся Англия (родина правового прецедента) и США. Однако правила и пределы действия судебного  прецедента в этих странах неодинаковы.

В Украине судебный прецедент не является источником права, поскольку суды не относятся к  числу правотворческих органов. Публикуемые в Украине сборники решений конкретных юридических  дел высшими судебными инстанциями  служат ориентиром правильного понимания  и единообразного применения норм материального  и процессуального права.

 

  1. Правоотношение: понятие, состав, виды.

 

Правоотношение «Правоотношение представляет собой вид или форму, в которую облекается урегулированное правом общественное отношение»[1].

Правовое регулирование  не приводит к созданию каких-либо новых  общественных отношений, а лишь придает  определённую форму (правовую) уже существующим.

Правоотношение - это взаимоотношение  между субъектами права, т.е. участниками  по поводу объекта, при которых возникают  взаимные права и обязанности.

Любое правоотношение представляет собой  сложное правовое явление. Оно состоит  из четырех необходимых элементов: 
1) субъект правоотношения; 
2) объект правоотношения; 
3) процесс правоотношения;

Субъекты правоотношений

Участники правоотношений именуются  их субъектами.

Правоотношение — индивидуализированное  общественное отношение, то есть отношение  между конкретными лицами (гражданами, организациями, государством в лице государственных органов, субъектами федеративного государства, муниципальными образованиями). А также, -- между одним и тем же лицом; представляющим взаимоисключающие интересы различных своих правовых статусов. Связанными между собой субъективными правами и обязанностями, определяющими обеспеченную законом меру возможного и должного поведения. Возможность и долженствование реализуются в конкретных действиях, в реальном поведении.

Субъекты правовых отношений –  это социально-правовые единицы, между  которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделённые правами и обязанностями; это непосредственные участники  правоотношения.

Субъекты правовых отношений подразделяются на три категории:

1. Физические лица, например субъекты в правовых статусах:

  • лицо без гражданства;
  • гражданин;
  • иностранец;
  • беженец;
  • индивидуальный предприниматель;
  • учредитель юридического лица.

2. Юридические лица, как таковые. У них нет обособленных правовых статусов.

3. Государство (лицом назвать его можно чисто условно). Правовыми статусами здесь являются так называемые ветви государственной власти, например:

  • Президент;
  • Правительство;
  • Парламент;
  • Судебная власть;
  • Муниципальное образование.

Физические лица это всегда только люди, они с правовой точки зрения характеризуются правоспособностью и дееспособностью. 
Юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации всегда полностью правосубъектны, то есть они всегда обладают правоспособностью и дееспособностью в полной мере. Под юридическим лицом понимается организация, выступающая в гражданском обороте под собственным именем, имеющая на праве собственности или иных правах имущество, и может быть истцом и ответчиком в суде.

1. По функциям  права:

- регулятивные  правоотношения — возникают в  целях регулирования общественных  отношений;

- охранительные  правоотношение — возникают,  в целях обеспечения и защиты  установленного правопорядка; способствуют  реализации регулятивных правоотношений.

2. По степени  определенности:

- абсолютно-определенные  правоотношения, в которых управомоченному  субъекту корреспондирует неопределенное  количество обязанных субъектов;

- относительно-определенные  правоотношения, в которых все  стороны отношения конкретно  определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).

3. По отраслям  права:

- конституционно  правовые отношения;

- гражданско-правовые  отношения;

- уголовно правовые  отношения;

- уголовно-процессуальные  отношения;

- административно-правовые  отношения и т.д.

4. По структуре  правоотношений:

- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания  одной нормы права (отношения  по поводу заключения мелкой  бытовой сделки);

- сложные правоотношения  — отношения между несколькими  субъектами, складывающиеся в процессе  реализации комплекса юридических  норм, объединенных единым целевым  назначением (правоотношения в  сфере правосудия).

 

  1. Правомерное поведение.

 

Основная разновидность  правового поведения — поведение  правомерное, ибо подавляющее большинство  граждан и организаций в сфере  права действуют именно таким  образом.

Правомерное поведение —  это массовое по-масштабам социально  полезное осознанное поведение людей  и организаций, соответствующее  правовым нормам и гарантируемое  государством

Правомерному поведению  присущи следующие признаки.

Во-первых, правомерное поведение  соответствует требованиям правовых норм. Человек действует правомерно, если он точно соблюдает правовые предписания. Это формально-юридический  критерий поведения. Нередко правомерное  поведение трактуется как поведение, не нарушающее норм права. Однако такая  трактовка не вполне точно отражает содержание данного явления, ибо  поведение, не противоречащее правовым предписаниям, может осуществляться вне сферы правового регулирования, не быть правовым.

Во-вторых, правомерное поведение  обычно социально полезно. Это действия, адекватные образу жизни, полезные (желательные), а порой и необходимые для  нормального функционирования общества. Положительную роль оно играет и  для личности, ибо благодаря ему  обеспечивается свобода, защищаются законные интересы.

В-третьих, правомерному поведению  присущ признак, характеризующий его  субъективную сторону, которую, как  и у любого другого действия, составляют мотивы и цели, степень осознания  возможных последствий поступка и внутреннее отношение к ним  индивида. При этом мотивы отражают не только направленность (нарушает или  нет нормы права), но и характер, степень активности, самостоятельность  и интенсивность поведения в  ходе реализации. Субъективная сторона  свидетельствует об уровне правовой культуры личности, степени ответственности лица, о его отношении к социальным и правовым ценностям.

Социальная роль правомерного поведения чрезвычайно высока. Она  представляет собой ту наиболее эффективную  реализацию права, которая охраняется государством. Именно через правомерное  поведение осуществляется упорядочение общественных отношений, необходимое  для нормального функционирования и развития общества, обеспечивается устойчивый правопорядок. Правомерное  поведение является важнейшим фактором решения стоящих перед обществом  задач. Однако социальная роль правомерного поведения не сводится к удовлетворению общественных нужд. Не менее важная его функция состоит в удовлетворении интересов самих субъектов правовых действий.

Информация о работе Определение права