Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

Поскольку общество и государство  заинтересованы в таком поведении, они поддерживают его организационными мерами, поощряют, стимулируют. Деяния субъектов, препятствующие совершению правомерных действий, пресекаются  государством.

Вместе с тем социальная значимость различных вариантов  правомерного поведения различна. Различно и их юридическое закрепление.

Некоторые виды правомерных  действий объективно необходимы для  нормального развития общества. Это  защита Родины, исполнение трудовых обязанностей, соблюдение правил внутреннего трудового  распорядка, правил дорожного движения и т.д. Варианты такого поведения  закрепляются в императивных правовых нормах в виде обязанностей. Выполнение их обеспечивается (помимо организационной  деятельности государства) угрозой  государственного принуждения.

Другие варианты поведения, не будучи столь необходимыми, являются желательными оля общества (участие  в выборах, вступление в брак, обжалование  неправомерных действий должностных  лиц и т. д.). Указанное поведение  закрепляется не как обязанность, а  как право, характер реализации которого во многом зависит от воли и интересов  самого управомоченного. Многие варианты подобного поведения закреплены в диспози-тивных нормах.

Возможно правомерное  социально допустимое поведение. Таковы, например, развод, частые смены работы, забастовка. Государство не заинтересовано в их распространенности. Однако это  действия правомерные, дозволенные  законом, а потому возможность их совершения обеспечивается государством.

 

  1. Правонарушение: понятие, признаки, виды.

 

Антиподом правомерного поведения  является правонарушение. Правонарушение - это общественно опасное, вредоносное, виновное противоправное деяние, совершенное  дееспособным лицом, обязанным понести  меру юридической ответственности, определенную санкцией соответствующей  юридической нормы. Основные признаки правонарушения.

1) Правонарушение - акт поведения,  выражающийся в фактическом действии  или бездействии (под бездействием  здесь понимается воздержание  от действий, когда закон предписывает  их совершение). Не могут считаться  правонарушениями мысли, чувства,  политические и религиозные воззрения,  не выраженные в действиях.  Не считаются правонарушениями  и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и  т.д.

2) Правонарушениями считаются только  волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания  участников, осуществляемые или  добровольно.

3) Правонарушением признается только  такое деяние, совершая которое,  индивид сознает, что действует  противоправно, что своим поступком  наносит ущерб общественным интересам,  действует виновно.

4) Правонарушение - действие противоправное, нарушающее требования норм права.  Это или нарушение запретов, или  невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет.

5) Правонарушение всегда социально  вредно. Всякое правонарушение наносит  вред интересам личности, общества, государства. Деяние может и  не причинить реального вреда,  а лишь поставить социальные  ценности под угрозу (например, нетрезвое  состояние водителя).

6) Правонарушением признается деяние, совершенное вменяемым лицом,  т.е. человеком способным полностью  осознавать свое поведение и  нести за него юридическую  ответственность.

7) Совершение правонарушения является  основанием для привлечения правонарушителя  к юридической ответственности,  выражающейся в применении к  нему принудительных мер негативного  характера адекватных причиненному  вреду.

По характеру и степени социальной вредности все правонарушения подразделяются на преступления и проступки.

Преступления и проступки следует  четко разграничивать. Различаются  они степенью общественной опасности.

Определяя степень общественной опасности, используют следующие критерии:

A) Значимость регулируемого правом  общественного отношения, ставшего  объектом противоправного посягательства.

Б) Размер причиненного ущерба.

B) Способ, время и место совершения  противоправного деяния.

Г) Личность правонарушителя.

Преступление — общественно  опасное, запрещенное уголовным  законом, нравственно осуждаемое, виновное, наказуемое деяние, посягающее на конституционный  строй государства, его политическую и экономическую систему, установленные  формы собственности, права и  свободы граждан, причиняющие вред охраняемым законом интересам государства, общественных организаций и личности.

Проступки - это правонарушения, посягающие на управленческие, трудовые, имущественные  и иные отношения и не достигающие  степени общественной опасности  преступления.

Проступки, как разновидность правонарушений, крайне неоднородны и в зависимости  от сферы общественных отношений, в  которой они совершаются, делятся  на административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные и т. д.

Административный проступок - это  противоправное, виновное действие или  бездействие, посягающее на государственный  или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, установленный  порядок управления, за которое законодательством  предусмотрена административная ответственность.

Дисциплинарный проступок - нарушение  рабочими и служащими предприятий, учреждений, иных организаций правил внутреннего трудового распорядка, служебной дисциплины, невыполнения служебных обязанностей.

Гражданско-правовые нарушения (проступки) — нарушение норм права в сфере  имущественных и некоторых личных неимущественных отношений.

Процессуальные правонарушения (проступки) — это нарушения установленных  законом процедур, осуществления  правосудия, прохождения юридического дела в правоприменительном органе, вынесения правоприменительного акта.


 

 

  1. Состав правонарушений.

 

Состав правонарушения представляет собой юридическую конструкцию, состоящую из совокупности необходимых  элементов для каждого правонарушения. К таким элементам относятся  объект правонарушения, его объективная  сторона, субъект правоотношения и  субъективная сторона.

Под объектом правонарушения  понимаются общественные отношения, находящиеся под охраной государства. 

Объективная сторона характеризует  проявление правонарушения во вне. Ее основными элементами являются: деяние в виде действия или бездействия. Так действия представляют собой  активное физическое воздействие на людей и предметы материального мира, которые могут совершаться также в письменной (подделка документов) или устной форме (клевета, оскорбление). Бездействие предполагает невыполнение обязанностей, которые должен был, но не выполнил субъект (неоказание врачом помощи); противоправность деяния; общественно вредные последствия деяния.

Между этими элементами объективной  стороны правонарушения должна существовать причинная связь.

К факультативным элементам объективной  стороны правонарушения относятся  время его совершения (ночное, запрещенное), место (пограничная зона, ненадлежащее место), способ (хищение путем кражи  или грабежа), признак другого  лица (доведение несовершеннолетнего  до состояния опьянения) и др.

Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста деликтоспособное лицо или организация.

Субъективная сторона включает вину правонарушителя, мотивы, которыми руководствовался правонарушитель, совершая противоправное деяние и цель, которую  он пытался достичь своими противоправными  деяниями.

Таким образом, субъективная сторона  правонарушения характеризуется в  первую очередь психическим отношением лица к совершенному деянию, т.е. виной. Существует две формы вины: умысел и неосторожность.

Умысел характеризуется тем, что  лицо, совершившее правонарушение, сознавало общественно опасный  характер своего действия или бездействия; предвидело его общественно опасные  последствия и желало их (прямой умысел) или сознательно допускало  наступление этих последствий (косвенный  умысел). 

Неосторожность характеризуется  тем, что лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления  общественно опасных последствий  своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение (противоправная самонадеянность) либо не предвидело возможности наступления  таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (противоправная небрежность).

Крайняя необходимость, необходимая  оборона, невменяемость являются обстоятельствами, исключающими юридическую ответственность.

Выше отмечалось, что в субъективную сторону правонарушения входят также  мотив и цель.  И цель, и мотив могут оказывать влияние на квалификацию правонарушения. Следует иметь в виду, что цель правонарушения не всегда совпадает с реальным результатом противоправного деяния 

Необходимо иметь в виду, что  отсутствие хотя бы одного из элементов  состава правонарушения лишает противоправное деяние значения правонарушения.

 

  1. Юридическая ответственность: понятие, виды. Основания юридической ответственности.

 

Юридическая ответственность —  это предусмотренная нормами  права мера государственного принуждения, применяемая в отношении лица, совершившего правонарушение.

К числу важнейших признаков  юридической ответственности, определяющих ее сущность и характер, относятся следующие.

1.  Юридическая ответственность заключается в обязанности субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия своего деяния. Для правонарушителя юридическая ответственность означает применение к нему санкций правовых норм, указанных в них определенных мер ответственности. В этом состоит его обязанность претерпевать меры государственного принуждения, применяемые на основе норм права. Они могут быть выражены в порицании правонарушителя со стороны общества и государства, определенных правоограничениях, обязанности возместить причиненный вред, понести уголовное либо иное установленное законом наказание и т. д.

2.  Юридическая ответственность определяется государством и применяется его компетентными органами либо иными лицами, уполномоченными на то законом.

3.  Порядок привлечения к юридической ответственности четко регламентирован законом. Важнейшие нормы, определяющие процесс привлечения к юридической ответственности правонарушителя, его права и обязанности, порядок применения в отношении него государственно-принудительных мер, содержатся в процессуальных нормативно-правовых актах — Кодексе РФ об административных правонарушениях, Уголовно-процессуальном кодексе РФ, Гражданском процессуальном кодексе и т. д. Реализация юридической ответственности осуществляется на основе права, конкретных санкций правовых норм, предусматривающих ответственность именно за данное правонарушение.

4. Основанием юридической ответственности  является совершение правонарушения. Наличие в совершенном деянии всех признаков состава правонарушения является основанием для привлечения лица, его совершившего, к юридической ответственности. Основание юридической ответственности появляется с момента совершения общественно вредного деяния, содержащего состав правонарушения. За одно и то же правонарушение лицо может быть привлечено к конкретному виду юридической ответственности только один раз (так, например, нельзя дважды нести уголовную ответственность за одно и то же преступление). Однако различные виды юридической ответственности могут сочетаться друг с другом, и за совершение одного правонарушения лицо может быть привлечено одновременно к различным видам юридической ответственности (например, суд постановил взыскать с осужденного материальный ущерб, причиненный преступлением, а администрация по месту работы уволило лицо в связи с совершением преступления — в этом случае уголовная ответственность сочетается с другими видами юридической ответственности — гражданско-правовой и дисциплинарной).

В зависимости от характера совершенного правонарушения различают дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность.

Каждый из вышеперечисленных видов  юридической ответственности отличают свои специфические черты, определяемые тем или иным отраслевым методом правового регулирования, свои характерные меры взыскания и особый порядок их применения.

Дисциплинарная ответственность  заключается в наложении на виновное лицо дисциплинарного взыскания властью руководителя организации за нарушение трудовой либо иной дисциплины. Основными дисциплинарными мерами являются замечание, выговор, увольнение с работы; в условиях вооруженных сил — назначение вне очереди в наряд по службе, снижение в воинском звании или в должности.

Административная ответственность  выражается в применении судами, а также органами исполнительной власти и уполномоченными должностными лицами мер административного воздействия к лицам, виновным в совершении административных правонарушений. К числу административных наказаний относятся предупреждение, административный штраф, административный арест, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, дисквалификация и т. д.

Материальная ответственность  — ответственность сторон трудового договора за ущерб, причиненный другой стороне этого договора в результате виновного, противоправного поведения. Материальная ответственность всегда носит имущественный характер и заключается в возмещении имущественного вреда, нанесенного в результате неправомерных действий в процессе выполнения лицом своих юридических обязанностей, возложенных на него для выполнения трудовой либо служебной деятельности.

Гражданско-правовая ответственность  возникает за нарушение имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций, неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору гражданско-правового характера.

Уголовная ответственность — государственно-принудительное воздействие, предусмотренное уголовно-правовой нормой и применяемое к лицу, совершившему преступление, обвинительным приговором суда. Уголовная ответственность — наиболее суровый вид юридической ответственности; применяется только судом к лицу, виновному в совершении преступления, заключается в применении к преступнику мер уголовного наказания — самых строгих мер государственного принуждения, влечет за собой наиболее серьезные правоограничения. К числу уголовных наказаний относятся штраф, исправительные работы, обязательные работы, ограничение свободы, лишение свободы, конфискация имущества и др.

Юридическая ответственность в  современном обществе направлена на охрану правопорядка, воспитание граждан  в духе уважения и соблюдения законов, понимания ими необходимости правомерного поведения.

 

  1. Конституция РФ 1993 г.: порядок принятия, изменения, общая характеристика

 

Конституционное право — одна из основополагающих отраслей публичного права. Всем отраслям публичного права  свойственна в ярко выраженной форме  функция обеспечения общественного  интереса.

Срок действия российских конституций  небольшой — соответственно 7, 12, 40 и 15 лет. Первые четыре конституции  были по своей сущности советскими, т. е. фиктивными. Они провозглашали  принципы, которые фактически не осуществлялись в жизни: принадлежность власти трудящимся, полновластие Советов, федеративное устройство государства, возможность граждан  пользоваться широкими правами и  свободами, закрепленными в конституциях. Ныне действующая Конституция существенно  отличается от предыдущих. Она была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие 25 декабря 1993 г.

Ей присущи следующие особенности.

  1. Это в основном деидеологазированный правовой документ. В нем высшей ценностью объявляются не интересы государства или определенной партии, а права и свободы человека. Права и свободы личности к тому же гарантируются установленным в Конституции приоритетом норм международного права. Из Конституции исключены положения, касающиеся классового подхода к решению проблем общества. Пустопорожние положения об активной роли трудового коллектива заменены нормами, закрепляющими право частной собственности, нормами о свободе предпринимательской деятельности, о развитии рыночных отношений.
  2. Конституция имеет классическую структуру, т. е. такую, которая используется при построении конституций во многих странах. Она состоит из девяти глав: «Основы конституционного строя», «Права и свободы человека и гражданина», «Федеративное устройство», «Президент», «Федеральное Собрание», «Правительство», «Судебная власть», «Местное самоуправление» и, наконец, «Конституционные поправки и пересмотр Конституции».
  3. В Конституции провозглашается принцип разделения властей, но вместе с тем в ней устанавливается сильная роль Президента. В конечном счете любая конституция отражает соотношение политических сил. Парламент, являющийся представительным органом народа, зародился в России недавно и пока не может взять на себя основную нагрузку по управлению обществом. Однако в действующей Конституции заложена возможность превращения Российской Федерации в парламентскую республику путем установления соответствующих конституционных норм (например, участие в формировании Правительства в соответствии с расстановкой сил в парламенте).
  4. Конституция РФ устанавливает юридическое равенство субъектов Федерации во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это положение не означает установления абсолютно одинакового правового статуса субъектов РФ, а скорее декларирует равный подход федеральных органов к любому субъекту, независимо от каких-либо (фактических, юридических) факторов. Правда, реально это положение пока не реализовано.
  5. В Конституции устанавливается довольно сложный порядок изменения и пересмотра ее положений. Нормы, касающиеся конституционного строя, прав и свобод граждан, не могут быть пересмотрены иначе как всенародным голосованием при поддержке не менее 50% избирателей, принявших участие в голосовании. Другие же нормы Конституции могут быть изменены в порядке, используемом для принятия федеральных конституционных законов (3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы), при условии их одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Российской Федерации. Такой сложный порядок изменения Конституции РФ установлен сознательно: главная цель любой конституции — стабилизировать общество, но прежде всего сама конституция должна быть относительно стабильным правовым документом.
  6. Конституция РФ — это документ, рассчитанный на перспективу. В ней находят отражение положения, которые пока, к сожалению, не претворены в жизнь, например положение о том, что Россия — правовое государство, и др. Существование таких деклараций оправдывается целью установления ориентиров развития государства. Общество должно видеть путь, по которому оно движется. Конституция — это не однодневный документ, а нормативный акт долговременного действия.

Информация о работе Определение права