Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

Представители школы естественного права считают, что сущность конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций того или иного народа. Но они не отвечают на вопрос о том, как же ранее эти традиции закреплялись.

Другие трактуют конституцию как  общественный договор. Ну а как быть тем гражданам, которые ее не одобряют (согласие с конституцией всех граждан  — это недостижимый идеал)? Разве  они не граждане государства или  конституция на них не распространяется?

В настоящее время наиболее распространенным является взгляд на конституцию как  на общесоциальный регулятор общественных отношений. Ее сущность проявляется  в ее основной функции — функции  поиска и установления оптимального соотношения интересов различных  социальных групп, слоев общества.

 

  1. Понятие, сущность, основные черты содержания и юридическая природа конституции как основного закона государства. Функции конституции.

 

Конституция есть акт учредительной (верховной) власти, закрепляющий основы конституционного строя, положение человека и гражданина в обществе, форму правления государственно-территориального устройства, систему органов государственной  власти и местного самоуправления. Понятие «конституция» употреблено  в работах Аристотеля в связи  с обоснованием им идеи рационального  государственного устройства.

Происхождением  термин «конституция» обязан указам римского императора. Функции раскрывают сущность, социальное назначение и  служебную роль конституции, отражают специфику конституционных норм и институтов. Принято выделять юридическую, учредительную, политическую и мировоззренческую (идеологическую) функции конституции.

Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно-юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической  силой и составляют основу всей системы  правового регулирования. Юридическая  функция характеризует собственно служебную роль конституции в  национальной правовой системе.

Как правовой акт особого свойства конституция  выполняет следующие юридические  функции:

а) правонаделительную, связанную с закреплением в основном законе конкретного перечня прав и обязанностей органов государственной  власти и иных субъектов конституционного права.

б) охранительную, характеризующую направленность конституционных норм на защиту основ конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина.

в) целеполагающую, или ценностно-ориентационную, которая  заключается в закреплении основным законом стратегических целей и  задач развития общества и государства. Конституция в этом смысле дает нормативный  прогноз, отражает в своих нормах опережающее развитие общественных отношений (См. Прил.1).

Учредительная функция выражается в признании  и юридическом оформлении важнейших  институтов общества, их узаконивании и придании им государственно-правовой формы.

Учредительная функция указывает на то, что конституция  появляется вследствие коренных изменений  в жизни общества и выступает  политической и правовой основой  его дальнейшего развития. Учредительная  роль конституции проявляется в  том, что она, во-первых, закрепляет сложившуюся систему общественных отношений на момент ее принятия и, во-вторых, юридически узаконивает  прогрессивные тенденции политико-правового  развития, создавая условия для появления  новых отношений, которые в тенденции, в «зародыше» проявляются, но не могут  получить общественного признания  без их высшей законодательной поддержки.

Политическая  или социально-политическая функция  проявляется в том, что конституция  есть политический документ (своего рода договор общественного согласия), оказывающий регулирующее воздействие  на политический процесс и политические отношения. Выполнение конституцией этой функции возможно лишь в том случае, если учреждаемая ею система власти функционирует в режиме демократического политического режима. Политическая функция отражает роль конституции  в закреплении и развитии основ  государственной политики (идей, принципов, целей), взаимодействия политических институтов общества в функционировании всей политической системы. В этом смысле конституция  выполняет роль генеральной политической директивы.

Мировоззренческая (идеологическая) функция заключается  в том, что конституция является философией государственной власти, отражая особое мировоззрение: провозглашает  и защищает важнейшие ценности - права и свободы человека и  гражданина, политический плюрализм, многообразие и равноправие форм собственности, ограничение власти правом и иные общепризнанные демократические ценности, совокупно представляет определенную идеологию - систему идей, воззрений  на государственное и общественное устройство. Абсолютная деидеологизация  конституции невозможна. В то же время ее чрезмерная идеологизация (как и всякого иного правового  акта) «обесточивает» ее юридическую силу.

Кроме указанных  функций конституция также осуществляет интеграционную функцию. Современные  конституции призваны противодействовать крайним формам политического радикализма, разъединяющего общество на противоборствующие силы, обеспечивать единство и неделимость  государства, препятствовать его территориальному распаду.

 

  1. Форма государства.

 

Форма государства – это способ образования, организации и осуществления государственной власти.

В теории государства и права форма государства является одним из фундаментальных понятий. Форма государства – это комплексная характеристика порядка формирования, распределения и деятельности высших органов государственнойвласти. Составляющими элементами формы государства являются: 

  • форма правления,
  • форма государственного устройства,
  • государственный режим.

Под формой государственного правления принято понимать способ образования и взаимодействия высших органов государственной власти между собой и с населением. По форме правления государства  делятся на две группы: монархии иреспублики. Под монархией понимают такую форму правления, при которой верховная власть принадлежит одному лицу по принципу наследовании. Напротив, республика представляет собой такую форму правления, которая основана на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. В теории государства и права монархии делят на абсолютные и представительные, а республики – на парламентские и президентские.

Форма государственного устройства в теории государства и права  трактуется как способ территориальной  организации государственной власти и взаимоотношений государства  в целом и отдельных его  частей. По форме устройства государства  делятся на унитарные и федеративные.

В теории государства и  права большое внимание уделяется  форме государственного режима. Под  государственным режимом принято  понимать совокупность методов осуществления  государственной власти. Широкое  распространение получило деление  государственных режимов на демократические  и недемократические.

 

  1. Основы конституционного строя Российской Федерации: общая характеристика

 

Конституционный строй (в  узком смысле) – установленная Конституцией определенная организация государства. Конституционный строй (в широком смысле)  – совокупность экономических, политических, социальных, правовых, идеологических, общественных отношений, возникающих в связи с организацией высших органов власти, государственного устройства, взаимоотношениями человека и государства, а также гражданского общества и государства.

Элементы конституционного строя РФ:

  1. республиканская форма правления;
  2. суверенитет РФ;
  3. права и свободы личности;
  4. источник власти – многонациональный народ России;
  5. верховенство Конституции РФ и федерального законодательства;
  6. федеративное государственное устройство;
  7. гражданство РФ;
  8. разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  9. организация местного самоуправления.

Основы конституционного строя РФ – основополагающие начала и принципы, образующие теоретическую и нормативную базу всей системы конституционного права РФ. Они закреплены в гл. 1 Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ – основополагающие начала государственного устройства РФ, напрямую зависящие от элементов конституционного строя РФ. Выделяются следующие принципы конституционного строя РФ: 1) народовластие (оно характеризуются верховенством власти народа; происхождением государственной власти только от имени многонационального народа РФ; наличием 2 форм народовластия: непосредственной и представительной); 2) приоритет общечеловеческих ценностей, прав и свобод отдельной личности; 3) верховенство закона; 4) федерализм (он включает в себя территориальную целостность государства; верховенство государственной власти и федеральной системы права на всей территории РФ, включая территорию субъектов РФ; равенство субъектов РФ перед РФ как единственной носительницей государственного суверенитета и т. д.); 5) государственный суверенитет (он включает в себя следующие элементы: государственную целостность, единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, признание равноправия народов России); 6) социальный характер РФ (т. е. политика РФ направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека); 7) светский характер российского государства (т. е. в РФ деятельность государственной власти и религиозных объединений осуществляется независимо друг от друга, государство не вправе вмешиваться в дела церкви); 8) республиканская форма правления (особенностью республиканской формы правления в РФ является то, что она является смешанной, а не президентской или парламентской); 9) разделение властей; 10) политический плюрализм (в РФ гарантируется общественное и политическое многообразие, свобода взглядов и мировоззрения граждан); 11) многообразие форм собственности и свобода экономических отношений (территория РФ является единым экономическим пространством, на ней гарантируются свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности).

 

  1. Права и свободы человека и гражданина, обязанности граждан РФ.

 

 

 Конституционные (основные) права и свободы граждан  России – это закрепленные в Конституции Российской Федерации, действующие на всей ее территории, неотъемлемые, неотчуждаемые и естественные права и свободы, принадлежащие гражданину от рождения, а также возникающие у него в связи с наличием иных обстоятельств возможности, направленные на удовлетворение его многообразных интересов в различных сферах общественных отношений, не противоречащих законам России, и гарантированные государством.         

 Права и свободы человека, закрепленные в Конституции, можно  условно разделить на три группы: 1) личные права и свободы; 2) политические  права и свободы; 3) социально-экономичес-кие  права. Система прав и свобод  представляет собой объективно  сложившуюся связь и взаимодействие  всех перечисленных групп и  видов прав и свобод.        

 Кроме того, права и свободы  граждан составляют две большие  группы: общие и специальные.        

 К общим правам и свободам  относятся конституционные и  отраслевые, обладание которыми  не связано с социальным статусом  граждан, их служебным, семейным  положением и полом.        

 Специальные права и свободы  граждан зависят от специфических  характеристик личности, в частности  можно выделить специальные права  отдельных категорий рабочих,  пенсионеров, военнослужащих, депутатов, женщин, осужденных. Такого рода права конкретизируют или дополняют общие права и свободы граждан.        

 Перечень личных прав и  свобод в Конституции 1993 года  открывается правом на жизнь.  В советских конституциях право  на жизнь не закреплялось, хотя  оно было провозглашено еще  во Всеобщей декларации прав  человека 1948 года, а затем в Международном  пакте о гражданских и политических  правах. Сегодня право на жизнь  является не менее актуальным, чем прежде, и выступает не  только как ограничитель смертной  казни. Государство обязано предпринять  все возможные меры для того, чтобы люди не гибли в межнациональных  конфликтах и гражданских войнах, от преступности, природных и  производственных катастроф.        

 Конституция предусматривает,  что государство обязано создавать  для жизни человека благоприятные  условия и охранять достоинство  личности.        

 Арест, заключение под стражу  и содержание под стражей допускаются  только по судебному решению,  а до этого лицо может быть  подвергнуто задержанию на срок  не более 48 часов. Каждый имеет  право на неприкосновенность  частной жизни, личную и семейную  тайну, защиту своей чести и  доброго имени. Закреплены право  на тайну переписки, телефонных  разговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, принцип неприкосновенности  жилища, положение о том, что  сбор, хранение, использование и  распространение информации о  частной жизни лица без его  согласия не допускаются.        

Информация о работе Определение права