Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

 Для назначения на  должность судьи Конституционного  Суда РФ кандидат должен отвечать  следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права. Судья Конституционного Суда РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья Конституционного Суда РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в Российской Федерации. Так, для судей Конституционного Суда РФ установлены более сложный порядок привлечения к юридической ответственности, отличающиеся набор оснований и порядок досрочного прекращения полномочий, более высокие материальные и социальные гарантии, более жесткие требования к содержанию принципа несовместимости и т. п.

В компетенции Конституционного Суда РФ можно выделить следующие группы полномочий:

  1. проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля);
  2. проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля;
  3. разрешение споров о компетенции;
  4. официальное толкование Конституции РФ;
  5. дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;
  6. иные полномочия.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 104 Конституции РФ Конституционный  Суд РФ обладает правом законодательной  инициативы по вопросам своего ведения.

В первой группе полномочий важным является вопрос о предмете и пределах конституционного контроля. Конституционный Суд проверяет  конституционность следующих правовых актов:

1. Акты федерального уровня – федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы и Правительства РФ. Необходимо обратить внимание на следующее. 

2. Акты регионального уровня – конституции, уставы, законы и иные (в том числе и подзаконные) нормативные правовые акты субъектов РФ. Здесь принципиальным является положение о том, что конституционному контролю в Конституционном Суде РФ подлежат не все указанные региональные нормативные правовые акты, а лишь изданные по предметам ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

3. Внутрифедеративные договоры, т. е. договоры между федеральными и региональными органами государственной власти, а также между региональными органами государственной власти. Речь здесь идет о договорах публично-правового характера, связанных прежде всего с разграничением властных полномочий.

4. Не вступившие в силу международные договоры РФ. Объектом конституционного контроля являются не все международные договоры РФ, а лишь подлежащие ратификации или иному утверждению федеральными органами государственной власти.

Основанием для проверки Конституционным  Судом РФ правовых актов в порядке  абстрактного конституционного контроля является запрос, правом на который обладают: Президент РФ; Совет Федерации; Государственная Дума; группа численностью 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы; Правительство РФ; Верховный Суд РФ; Высший Арбитражный Суд РФ;

Основанием рассмотрения Конституционным Судом РФ дела в  порядке конкретного конституционного контроля может быть конституционная жалоба либо запрос суда. Жалоба может быть как индивидуальной, так и коллективной, т. е. поданной группой граждан, объединениями граждан (включая юридические лица – коммерческие и некоммерческие организации). Кроме того, с жалобой в Конституционный Суд РФ могут обратиться иные органы и лица, которым федеральное законодательство предоставляет право обращаться в суд в интересах граждан (в частности, органы прокуратуры). Обязательным условием допустимости жалобы является то, что оспариваемый акт должен затрагивать конституционные права и свободы, т. е. права и свободы, предусмотренные непосредственно в Конституции РФ, а не права, предусмотренные исключительно отраслевым или корпоративным законодательством. С запросом в Конституционный Суд РФ в рассматриваемом аспекте может обратиться суд (судья) любого уровня системы общих и арбитражных судов. При этом обращение в Конституционный Суд РФ (с приостановкой производства по делу) в случае сомнения в конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, является не правом, а обязанностью соответствующего суда.

Раскрывая полномочие Конституционного Суда РФ по разрешению споров о компетенции,необходимо иметь в виду следующее. Субъектами обращения в Конституционный Суд РФ в данном случае являются только органы публичной власти: он не разрешает споры между гражданами, между юридическими лицами, между гражданином и организацией, между организацией и государством и т. д. Правом обращения в Конституционный Суд РФ за разрешением спора о компетенции наделены не все властные институты, а только органы государственной власти федерального и регионального уровней.

Конституционный Суд РФ осуществляет главным образом последующий конституционный контроль, т. е. осуществляет проверку уже вступивших в силу правовых актов. Однако предусмотрено осуществление и предварительного конституционного контроля, в частности, проверка конституционности не вступивших в силу международных договоров, инициативы проведения референдума. При этом конституционный контроль, осуществляемый Конституционным Судом РФ, преимущественно инициативный (факультативный). Поводом к рассмотрению дела является соответствующее обращение в Конституционный Суд с запросом, ходатайством или жалобой (конкретная форма зависит от субъекта и предмета обращения); Конституционный Суд не вправе осуществлять производство по делу по собственной инициативе. В то же время есть примеры и обязательного конституционного контроля: дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, проверка конституционности международного договора о принятии в состав России нового субъекта РФ или материалов по реализации инициативы проведения общероссийского референдума.

23. Судебное разбирательство

 

Судебное разбирательство — это стадия уголовного процесса, которая следует за предварительным расследованием и назначением дела к слушанию в суде. Судебное разбирательство представляет собой рассмотрение уголовного дела в заседании суда первой инстанции. Только в результате судебного разбирательства подсудимый может быть признан виновным в совершении преступления и подвергнут уголовному наказанию либо признан невиновным и оправдан. Решение суда о признании лица виновным и назначении ему меры наказания либо об оправдании невиновного излагается в приговоре.

Судебное разбирательство делится  на ряд последовательно сменяющих  друг друга этапов (частей). Оно начинается с подготовительной части, где проверяется  возможность рассмотрения дела в  данном судебном заседании и принимаются  меры по его подготовке и организации. Затем проводится судебное следствие, представляющее собой непосредственное исследование судом доказательств. Далее следуют судебные прения, в ходе которых участники судебного разбирательства обосновывают свои позиции по делу, а затем — последнее слово подсудимого. Завершающим этапом судебного разбирательства является постановление и провозглашение приговора. В УПК РФ регламентируется порядок судебного разбирательства дела на каждом из этих этапов.

Значение судебного разбирательства  в системе отношений и взаимосвязей уголовного судопроизводства характеризуется  его многофункциональностью: именно в этой стадии решаются основные задачи уголовного процесса; осуществляется проверка законности и обоснованности решений и действий органов предварительного расследования; получают окончательную  оценку собранные на досудебных этапах производства по делу доказательства; лишь в судебном разбирательстве  приобретает наиболее явное выражение  весь комплекс демократических принципов  правосудия; должны обеспечиваться реализация прав участников процесса и завершаться  выполнение установленных законом  обязанностей государственных органов  и должностных лиц по уголовному преследованию виновных в совершении преступлений лиц.

Пределы судебного разбирательства  ограничены личностью данного подсудимого  и объемом предъявленного обвинения. Подсудимому не может быть вменено  в вину то, чего не содержится в трех взаимосвязанных единой линией уголовного преследования важнейших уголовно-процессуальных актах: а) постановлении о привлечении  в качестве обвиняемого; б) обвинительном  заключении (обвинительном акте); в) постановлении судьи о назначении судебного заседания.

Судебное разбирательство проводится только в отношении обвиняемого и лишь по предъявленному ему обвинению.

Изменение обвинения в судебном разбирательстве допускается, если этим не ухудшается положение подсудимого  и не нарушается его право на защиту.

Председательствующий — судья, который руководит судебным заседанием при коллегиальном рассмотрении уголовного дела, а также рассматривающий дело единолично (п. 26 ст. 5 УПК РФ). В судебном разбирательстве он исполняет свои обязанности с момента открытия судебного заседания и до провозглашения приговора.

 

    1. Судебное решение.

 

Решение суда – оформленный в письменном виде акт суда (судьи), в котором выражено властное суждение по поводу разрешения как материально-правовых, так и процессуальных вопросов.

Судебное решение по гражданскому делу – постановление суда, которым подтверждается наличие или отсутствие спорного права, спорного правоотношения, в результате которого оно из спорного превращается в бесспорное, подлежащее в необходимых случаях принудительному исполнению. Именно с момента вынесения судебного решения и вступления его в законную силу реализуется возможность принудительного осуществления субъективного права, подтвержденного судом.

Решение суда выносится именем Российской Федерации.

Решение суда принимается в совещательной  комнате, где могут находиться только судья, рассматривающий дело, или  судьи, входящие в состав суда по делу. Присутствие иных лиц в совещательной  комнате не допускается.

Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Заинтересованные лица обращаются в суд тогда, когда происходит нарушение или оспаривание принадлежащих  им субъективных прав или охраняемых законом интересов.

Суд выносит судебное решение в  результате рассмотрения гражданского дела на основании норм материального  права и юридических фактов, установленных  им в ходе рассмотрения дела в судебном заседании.

Судебное решение выносится  по существу заявленных требований.

Принимая решение, суд тем самым  разрешает материально-правовой спор сторон.

Сущность судебного решения проявляется в воздействии на материальные правоотношения и выражается в том, что решение является результатом рассмотрения спора о нарушенных правах и интересах и реализует эти права или интересы, тем самым оказывая им защиту.

Решение суда обязательно для всех и подлежит обязательному соблюдению и исполнению.

Однако в некоторых случаях  судебное решение не оказывает непосредственного  воздействия на конкретные материальные правоотношения субъектов права, а  ограничивается лишь констатацией фактов и правовых состояний.

При этом судебное решение не создает  нормы права, а только применяет, подтверждает наличие или отсутствие, преобразование правоотношения, реализуя в случае необходимости санкцию  правовой нормы.

Судебное решение выступает  как акт защиты индивидуальных прав и охраняемых законом интересов  спорящих сторон.

Существенная черта судебного  решения – властный и обязательный характер.

Судебное решение во всех случаях  является регулятором поведения  субъектов материальных правоотношений.

Судебное решение – это индивидуальный акт, т. е. он применяется один раз и к конкретному кругу лиц.

Судебное решение убедительно  показывает реальное действие правовых норм, раскрывающих богатство своего содержания в применении к конкретным жизненным обстоятельствам.

Существуют следующие виды решений суда РФ:

  1. основное решение;
  2. факультативное решение: решение суда о присуждении имущества или его стоимости.

 

    1. Исполнение судебных решений.

 

Судебное решение – акт правосудия, осуществляемый от имени государства.  Оно выносится именем  Российской Федерации (ч. 1   ст. 194 ГПК РФ).

Сущность судебного решения  проявляется в воздействии на материальные правоотношения и выражается в том, что решение властно  подтверждает взаимоотношения субъектов  материального права (наличие или  отсутствие правоотношения, его преобразование) или иные правовые обстоятельства в  неисковых делах, устраняет их спорность, создает правовую возможность беспрепятственной  реализации права или охраняемого  законом интереса и тем самым  оказывает им защиту.

Информация о работе Определение права