Определение права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 23:07, курс лекций

Описание

Право регулирует общественные отношения во взаимодействии с иными нормами, как элемент системы социального нормативного регулирования.
В данном случае система рассматривается как взаимодействие видов социальных норм, выделенных по основанию их регулятивной специфики. Такой подход предпочтителен для целей юридических исследований и потребностей юридической практики. Выявление места и роли правовых норм в системе социального нормативного регулирования означает в данном случае соотнесение правовых и иных социальных норм, выделенных по указанному основанию.

Работа состоит из  1 файл

ПРАВО - копия.docx

— 222.91 Кб (Скачать документ)

 

Взаимодействие  Правительства России

и органов государственной  власти субъектов РФ

 

В основном взаимодействие федеральных и региональных органов  государственной власти в сфере  законотворчества выражается в принятии законов по предметам совместного  ведения Российской Федерации и  субъектов Российской Федерации.

 Роль органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации в рассмотрении проектов  федеральных законов зачастую  незначительна из-за недостаточности  необходимой нормативной базы. Вопрос  о необходимости на федеральном  уровне законодательно установить  процедуру участия органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации в законотворческой  работе, подробно регламентировать  роль и место данных органов,  закреплении порядка согласования  федеральных законов и определения  основных форм, принципов и институтов  координации между Российской  Федерацией и ее субъектами  в законодательном процессе неоднократно поднимался в юридической литературе*(13). В 1999 году был принят Федеральный закон N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации"*(14).

Установленное Конституцией РФ право законодательной инициативы позволяет законодательным органам  субъектов Федерации самостоятельно и весьма активно участвовать  в законотворческой деятельности на федеральном уровне. И, тем не менее, число законодательных инициатив  субъектов Российской Федерации, которые  впоследствии становятся федеральными законами, чрезвычайно мало. За последние  годы, по оценкам Института законодательства и сравнительного правоведения при  Правительстве Российской Федерации, их было всего около 0,1 процента*(16). При достаточно высокой законопроектной  активности субъектов Федерации  и представителей субъектов РФ в  лице членов Совета Федерации (до 40 процентов  от всех внесенных законопроектов) доля их законопроектов в программе  законопроектной работы Государственной  Думы, например, в период осенней  сессии 2002 г., составила около 4 процентов*(17).

Следует учитывать, что в  соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 104), законопроекты, представленные субъектами Российской Федерации и  предусматривающие расходы, покрываемые  из федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства России. По мнению некоторых  авторов, в данном случае субъекты Российской Федерации, реализуя свое право законодательной  инициативы с финансовой точки зрения, по сути, могут делать это лишь совместно  с федеральным Правительством, ибо  заключение Правительства Российской Федерации на практике означает полную экономическую проработку проекта*(18). Однако данное утверждение в полной мере можно отнести и к реализации права законодательной инициативы другими субъектами такого права.

Активизация и совершенствование  взаимодействия Правительства России и органов государственной власти субъектов Федерации в законотворческом процессе позволит более полно и  гармонично сочетать интересы Российской Федерации и ее субъектов в  действующем законодательстве, а  также способствовать обеспечению  единства правового пространства. Процесс  такого взаимодействия должен быть двухсторонним  и включать в себя, с одной стороны, поддержку Правительством России согласованных  законодательных инициатив органов  государственной власти субъектов  Федерации, а с другой - поддержку  органами государственной власти субъектов  Федерации законодательных инициатив  Правительства России, в частности  через своих представителей в  Совете Федерации. В этих целях органы государственной власти субъектов  Федерации должны максимально привлекаться к участию в разработке планов и программ законопроектной деятельности Правительства России. Следует заметить, что Председатель Правительства  РФ может согласиться с предложением о совместном внесении в Государственную  Думу законопроекта, в разработке которого вместе с Правительством России участвовали  другие субъекты права законодательной  инициативы, либо о внесении от имени  Правительства РФ совместно разработанного законопроекта этими субъектами права законодательной инициативы без участия самого Правительства. Необходимо также определить последствия  рассмотрения субъектами Российской Федерации  проектов федеральных законов по предметам совместного ведения, направляемых им Правительством РФ на стадии подготовки.

Представляется, что наиболее оправдавшие себя формы и методы деятельности Правительства Российской Федерации по осуществлению взаимодействия с органами государственной власти субъектов Федерации в процессе законотворчества должны быть закреплены в правовых актах Правительства, в той мере, в которой они  касаются участия субъектов Российской Федерации в формировании федерального законодательства.

Исследование правовой регламентации  роли Правительства Российской Федерации  в законотворчестве позволяет утверждать, что сегодняшнее состояние законодательного регулирования отношений Правительства  с парламентом России, Президентом  Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Федерации в области законотворческой деятельности в целом является удовлетворительным. Вместе с тем можно сделать  вывод о том, что регламентация  форм и методов участия Правительства  России в законотворческой деятельности нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Расширение сфер законотворчества и определяемая этим необходимость  совершенствования нормативного регулирования  законотворческого процесса, в том  числе с участием Правительства  Российской Федерации, настоятельно требуют  нормативного закрепления наиболее оправдавших себя форм и методов  деятельности Правительства в этом направлении. В целом же более  детальная регламентация взаимодействия Правительства РФ и других органов  в законотворческом процессе будет  способствовать повышению эффективности  деятельности всего механизма государственной  власти в Российской Федерации.

 

 

20.Право граждан на  обращение.

 

Граждане реализуют  право на обращение свободно и  добровольно. Осуществление гражданами права на обращение не должно нарушать права и свободы других лиц.

Рассмотрение  обращений граждан осуществляется бесплатно.

Каждый, чьи  права и свободы нарушены, имеет  право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено  лицами, действовавшими в официальном  качестве.

Право на обращение - это один из действенных механизмов защиты прав, свобод и законных интересов  граждан, а также это одна из форм реализации народовластия.

Существуют  две формы обращения: личное и  письменное. Личное обращение заключается  в непосредственном присутствии  гражданина на приеме в государственном  или муниципальном органе или  у должностного лица. Письменное обращение  может заключаться в направлении  адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно  должностному лицу документально оформленных  обращений.

Допускаются также  телефонные обращения. Объявления о  номерах таких телефонов и  времени приема по ним обращений  помещаются в общедоступных местах и публикуются в местных средствах  массовой информации.

Обращения анонимных  заявителей фиксируются только в  том случае, если в обращении содержится важная, общественно значимая информация.

В журнале делается отметка о принятом по телефонному  обращению решении, о чем сообщается заявителю в письменной форме  или по телефону.

Допускаются как  индивидуальные (исходящие от одного лица), так и коллективные (исходящие  от группы лиц) обращения.

Обращение может  затрагивать как личные вопросы, так и общественные интересы. Обращение  в соответствующие органы помогает разрешению многих ситуаций, связанных  с нарушением прав граждан, социальными  конфликтами, предупреждает массовые акции протеста. Право на обращение (право петиций) обеспечивает двустороннюю связь государства с человеком.

Право на обращение  подразумевает, и обязанность адресата рассмотреть и соответствующим  образом отреагировать на него. Адресатом  обращения может выступать государственный  орган, орган местного самоуправления или должностное лицо.

Допустимо обращение  в государственный орган любой  ветви власти (законодательный, исполнительный, судебный), а также к любым государственным  и межгосударственным институтам (Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Европейская  комиссия по правам человека и Европейский  суд по правам человека и т.д.). Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны  все имеющиеся внутригосударственные  средства правовой защиты. 

 

21. Судебная система в Российской Федерации

В Российской Федерации СУДЕБНАЯ СИСТЕМА установлена Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. В настоящее время в судебную систему России входят суды трех категорий:  
1. обычные суды (суды общей юрисдикции и военные суды); 
2.  арбитражные суды; 
3.  конституционные (уставные) суды. 
Высшими судебными органами РФ являются соответственно Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ. 
ВЕРХОВНЫЙ СУД (ВС) РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - высший судебный орган страны по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВС РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 
К СУДАМ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ наряду с Верховным Судом Российской Федерации причисляются: 
1. Районные суды – являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района.  
2. Верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судами соответствующих субъектов Федерации. 
Особую ветвь в подсистеме судов общей юрисдикции образуют Военные суды. 
ВОЕННЫЕ СУДЫ в Российской Федерации это – федеральные суды общей юрисдикции, осуществляющие судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (ФКЗ "О военных судах Российской Федерации" от 23 июня 1999 г.). Входят в единую судебную систему Российской Федерации. Военным судам подсудны дела о преступлениях и об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, проходящими военные сборы, а также некоторые гражданские дела. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором Российской Федерации. В систему военных судов входят: 
1. Гарнизонные военные суды – организуются и действуют на территории, включающей один или несколько военных гарнизонов.  
2. Окружные (флотские) военные суды – являются непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к соответствующим гарнизонным военным судам; 
3. Военная коллегия, действующая в составе Верховного Суда Российской Федерации - является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.  
 
ВЫСШИЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ВАС) - высший судебный орган Российской Федерации по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами. Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Полномочия, порядок образования и деятельности ВАС устанавливаются федеральным конституционным законом. Судьи ВАС назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. 
Организационно-структурная СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ строится на четырех уровнях. 
1. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации (общее количество – 81). В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. В них рассматриваются дела в первой инстанции, а также пересматриваются в полном объеме дела по апелляционным жалобам на не вступившие в законную силу решения. 
2. Арбитражные апелляционные суды – суды по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции. Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов определяется ст. 33.1 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". 
3. Федеральные арбитражные суды округов (общее количество – 10) – работают в качестве кассационной инстанции по отношению к группе арбитражных судов, составляющих один судебный округ. Их состав определяется в ст. 24 Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации". 
4. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. 
 
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.  
Создан в 1991 г. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации". Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Конституционного Суда Российской Федерации не ограничены определенным сроком.  
 
СУДАМИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЯВЛЯЮТСЯ:  
1. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации, который может создаться субъектом Российской Федерации для рассмотрения соответствия законов субъекта нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) проекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. 
2. Мировые судьи рассматривают гражданские, административные и уголовные дела в качестве суда первой инстанции. 
 

 

 

22.Конституционный суд  РФ (порядок формирования, компетенция)

 

Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.  
Полномочия, порядок образования и деятельности Суда определяются Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О Конституционном суде Российской Федерации". 
Конституционный Суд Российской Федерации состоит из девятнадцати судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей. Полномочия Суда не ограничены определенным сроком.  
Рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда Российской Федерации. Состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей Конституционного Суда Российской Федерации. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда Российской Федерации. 
Деятельность Конституционного Суда Российской Федерации обеспечивает Секретариат Конституционного Суда Российской Федерации.

Статус Конституционного Суда РФ определяется в ст. 125 Конституции  РФ, основным же актом в этом вопросе  является Федеральный конституционный  закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном  Суде Российской Федерации». Это первый в истории России федеральный конституционный закон, принятый на основе Конституции РФ 1993 г. Закон является кодифицированным актом в сфере конституционного судопроизводства, он содержит как материальные, так и процессуальные нормы. Статус Конституционного Суда, закрепленный действующим законодательством, по многим параметрам существенно изменился по сравнению со статусом Конституционного Суда РФ, учрежденного в 1990 г.

В состав Конституционного Суда РФ входят 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. Предложения по кандидатурам на должности судей Конституционного Суда Президенту РФ могут вноситься членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, высшими судебными органами (Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, самим Конституционным Судом РФ), федеральными юридическими ведомствами (в частности, Министерством юстиции РФ), всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями (в действующем составе Конституционного Суда РФ большинство судей – известные ученые-юристы).

Информация о работе Определение права