Организация осуществления президентской власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 04:30, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является изучение Конституционно-правового статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:
- значение института президентства;
-соотношение ветвей власти и Президента;
-порядок избрания, кандидаты на замещение должности, правовой иммунитет, отрешение от должности;
-задачи и компетенция;
-управление делами Президента РФ, органы при Президенте РФ;
-указы Президента РФ и проблемы их совершенствования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6
1.1 Значение института президентства 6
1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11
Глава 2. Президент как глава Российского государства 15
2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15
2.2 Задачи и компетенция 32
Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48
3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48
3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60
Заключение 77
Список использованных источников и литературы 81

Работа состоит из  1 файл

собко.docx

— 126.83 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

Введение 2

Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей 6

1.1 Значение института президентства 6

1.2 Соотношение ветвей власти и Президента 11

Глава 2. Президент как глава Российского государства 15

2.1 Порядок избрания. Кандидаты на замещение должности. Правовой иммунитет. Отрешение от должности 15

2.2 Задачи и компетенция 32

Глава 3. Организация осуществления президентской власти 48

3.1 Управление делами Президента РФ. Органы при Президенте РФ 48

3.2 Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования 60

Заключение 77

Список использованных источников и литературы 81

 

 

Введение

 

В современное  время при обсуждении вопросов власти речь идет, прежде всего, о власти в  человеческом коллективе. Всякая власть такого рода обычно определяется как  способность (употребляемая или  нет в данный момент) путем какого-либо воздействия, связанного с волевыми, психическими моментами, обеспечить желаемое поведение определенного лица, коллектива, другого субъекта отношений (например, автономного образования в составе  государства). Отношения власти - всегда асимметричны, они предполагают доминирование  одной стороны.

Нередко понятию власти придается чрезмерно  широкая трактовка. Например, вряд ли можно видеть власть (в научном  содержании этого термина) в отношениях между животными, в отношениях дрессировщика  и зверя, в некоторых отношениях между людьми. Природные, ценностные качества явления, особые свойства людей (например, красота, ораторский талант) не определяют принудительным путем  желаемое поведение, а являются лишь частью побудительных мотивов поведения. Такие мотивы нередко действуют  стихийно, не включают момент осознания  их как власти, что необходимо для  власти в человеческом обществе. Волевой  характер отношений, проистекающий  из того, что они складываются между  субъектами, наделенными сознанием  и волей (лицами, коллективами, социальными  общностями), - характерная черта  власти среди людей.

Однако  констатация волевого отношения  еще недостаточна для выделения  социальной, общественной власти. Такое  отношение присутствует при применении в родительской власти, простая, хотя и осознаваемая, зависимость одного лица от другого также не может  быть охарактеризована как проявление социальной власти. В основе последней  лежит существование определенных общностей, коллективов, чьи связи  опираются не на родственные отношения, а на иные факторы. Необходимость  социальной, общественной власти в  человеческих коллективах проистекает  из их совместной осознанной деятельности, что предполагает разделение труда, регулирование поведения, установление определенной иерархии, порядка взаимоотношений людей в коллективе и коллективов между собой. Власть – существенный элемент всякой организации социальной жизни, жизни в коллективе. Среди разновидностей общественной власти обычно называют демократию, плутократию (власть богатства), меритократию (власть старейшин, заслуженных людей) и др.

Президентская власть, как власть социальная, является не частной, как это, например, имеет  место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Это – политическая власть, действующая  от имени всего общества и редко (например, в условиях тоталитарного  социализма) от имени определенного  класса или классов. В зарубежной политологической литературе иногда утверждается, что политика, и соответственно политическая власть, существует в любом человеческом коллективе. Однако вряд ли отношения  в семье или профсоюзе можно  назвать политикой в точном смысле этого слова, а власть – политической. По общему правилу, имеется лишь один уникальный коллектив, в котором  может возникнуть такая разновидность  общественной власти – это социально  ассиметричное (в разных пониманиях классовое, стратифицированное) общество, всеобъемлющий коллектив более  или менее определенных географических границах (страна, город-государство, субъект  федерации), иногда – в кочующем сообществе (у монголов, где вместо административно-территориального деления  использовалось деление на десятки, сотни или другие способы исчисления людей в походе). По общему правилу  политическая власть получает свое выражение  в государственной форме как  власть государства.

Президентская власть формализована, она реализуется  специализированным президентским  аппаратом.

Таким образом, президентская власть – явление  социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти, обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе. Важнейшие элементы президентской власти – это воля и сила.

Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим  фактором организованности и порядка. Иными словами, это системообразующий  элемент, обеспечивающий социальную жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых  и контролируемых связей, а совместная жизнь людей делается организованной и упорядоченной.

О степени легитимности президентской  власти можно судить по уровню принуждения, необходимого для проведения той  или иной политики в обществе, по количественному и качественному  анализу попыток свержения правителей; по социальной напряженности, силе проявления гражданского неповиновения, бунтов, восстаний  и т.п.; по результатам выборов; по массовым демонстрациям, внезапным  проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции существующему режиму и др.

 Всем  вышеизложенным объясняется актуальность  темы исследования института  президентства.

Целью настоящей  работы является изучение Конституционно-правового  статуса Президента РФ. Исходя из цели работы ее задачами являются рассмотрение следующих вопросов:

- значение  института президентства; 

-соотношение  ветвей власти и Президента;

-порядок  избрания, кандидаты на замещение  должности, правовой иммунитет,  отрешение от должности;

-задачи  и компетенция; 

-управление  делами Президента РФ, органы  при Президенте РФ;

-указы  Президента РФ и проблемы их  совершенствования.

Настоящая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена вопросу о Президенте РФ в системе разделения властей, вторая исследует вопрос о Президенте как глава Российского государства, третья рассматривает организацию осуществления президентской власти.

Методологической  базой исследования явилось законодательство Российской Федерации, учебники по конституционному праву России, научные статьи в  периодике и монографии по теме исследования.

президент власть правовой иммунитет  указ

 

Глава 1. Президент РФ в системе разделения властей

 

1.1 Значение института президентства

 

Институт  президентской власти сравнительно новое явление для российской государственности. До февраля 1917 г. наша страна представляла собой абсолютную монархию. Свое окончательное оформление она получила в первой четверти XVIII в., при Петре I. При такой форме  правления монарх являлся главой государства. Ему принадлежала вся  полнота власти. Он не ограничивался  каким-либо органом, ни перед кем  не был ответствен, никому не был  подконтролен. Неограниченная власть монарха закреплялась в законодательстве. Так, "Толкование" к артикулу 20-му Воинского устава 1716 г. устанавливало: "Его величество есть самовластный монарх, который никому на свете  в своих делах ответу дать не должен; но силу и власть имеет свои государства  и земли, яко христианский государь, по своей воле и благомнению управлять"1.

Вместе  с тем следует отметить, что  в монархической России выдвигались  конституционные идеи, предлагались конституционные проекты, практические решения, связанные с учреждением  в стране поста президента. Они  оказали определенное влияние на дальнейшее формирование и развитие государственно-правовых институтов в  России; часть из них нашли свое реальное воплощение на практике в  условиях современности. К такого рода проектам относится, например, проект конституции, который был подготовлен  крупнейшим государственным деятелем П.А. Столыпиным2. Процедура введения поста президента предусматривалась и в документах комиссии для подготовки проекта конституции, созданной из специалистов в области государственного права под председательством Н.И. Лазаревского после падения самодержавия в России в 1917 г. В них устанавливалось, что временная исполнительная власть до установления основных законов возлагалась на временного президента. Он избирался Учредительным собранием и осуществлял свои полномочия под его надзором и при содействии Совета министров. Вместе с тем каких-либо действенных контрольных, надзорных мер со стороны парламента, правительства за президентом не устанавливалось. Президент наделялся обширными полномочиями. Он, в частности, обладал правом законодательной инициативы. Совет министров имел право вносить в Учредительное собрание все правительственные законопроекты только по распоряжению и от имени президента. Законы, принятые парламентом, передавались президенту, который немедленно препровождал их для обнародования через Правительствующий совет в установленном порядке. Президент наблюдал за исполнением законов, делал необходимые распоряжения для этого; он издавал указы об устройстве, составе и деятельности правительственных учреждений и наделялся правом назначения и увольнения Председателя Совета министров, любого военного и гражданского чиновника. В научной литературе отмечается, что такая конструкция очень напоминает положение американского президента, отражает стремление к сильной власти и установлению диктатуры3. Идею введения республиканской формы правления в России и учреждения поста президента выдвигали и некоторые дореволюционные ученые-юристы. При этом они отмечали необходимость ограничения власти президента, подчинения ее закону, и, прежде всего, конституции4.

Двоякого  рода отношение к институту главы  государства в целом и президенту в частности было фактически в  годы советской власти в нашей  стране. Во-первых, эти вопросы не находили какого-либо отражения в  правовых актах. О чем, например, свидетельствует  анализ текстов Конституции РСФСР 1918 г., Конституций СССР 1924, 1936, 1977 гг. В научной литературе глава государства, президент довольно часто трактовались как чисто буржуазные институты, служащие интересам подавления буржуазией трудящихся. Отмечался процесс усиления президентской власти, и прежде всего в США, что отвечало классовым целям монополий, концентрации их экономического и политического могущества. Президентской власти здесь отводилась основная, главенствующая роль5.

Во-вторых, вопрос об учреждении поста президента возникал в реальной жизни нашей  страны неоднократно. Так, это было при обсуждении Конституции СССР 1936 г. одной из поправок предлагалось избирать Председателя Президиума Верховного Совета СССР всем населением страны, а  не Верховным Советом СССР. И.В. Сталин категорически отверг это предложение, указывая на то, что у нас не должно быть единоличного президента. От отметил, что президент в СССР коллегиальный - это Президиум Верховного Совета, включая и Председателя Президиума Верховного Совета, избираемого не всем населением, а Верховным Советом  и подотчетного Верховному Совету. С этих слов Сталина в советской  юридической литературе Президиум  Верховного Совета часто стал именоваться  коллегиальным президентом. Высказывались  и более четкие суждения. Например, И.П. Трайнин характеризовал Президиум  Верховного Совета СССР как главу  государства и его деятельность определял как президентскую6. Вопрос о введение в СССР института президента был поставлен и в середине 60-х годов Н.С. Хрущевым на комиссии по подготовке проекта новой Конституции СССР, но он не был реализован7.

В целом  следует констатировать, что институт президента был органически чужд советской системе. "С господствовавшей концепцией полновластия Советов, соединения в них законодательной и исполнительной власти был несовместим принцип  разделения властей, одним из выражений  которого является наличие в системе органов власти Президента"8. Президиум Верховного Совета СССР во главе с его Председателем формально играли роль коллегиального главы государства. Но на практике этот орган не был самостоятельным. Он являлся придатком партийного аппарата9. Важнейшие вопросы государственной жизни решались Политбюро ЦК КПСС, партийным лидером. Фактическим свидетельством этого, усилением руководящей роли КПСС в жизни общества и государства стало совмещение в лице Л.И. Брежнева поста Генерального секретаря ЦК КПСС и Председателя Президиума Верховного Совета СССР. Таким образом, это дало возможность на практике соединить в одних руках большие властные полномочия, чем мог бы дать пост президента страны10.

Новый подход к данной проблеме мы наблюдаем в  последнее пятнадцатилетие прошлого столетия, в период так называемой перестройки в нашей стране. Четко  прослеживается тенденция к практическому  введению поста президента. На уровне Союза ССР этот вопрос был решен  в марте 1990 г. III Съезд народных депутатов  СССР принимает Закон "Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР"11. Далее избирается первый Президент СССР. В соответствии со ст. 127 Конституции СССР он является главой Советского государства. Фактически был взят курс на изменение формы правления - переход к президентской республике. Об этом, в частности, говорилось на Съезде. "Мы решили не просто вопрос о посте Президента, мы решили вопрос о структуре государственной власти в Советском Союзе и президентской форме правления. То есть мы решили вопрос политической системы нашего общества"12. Позднее институт президента создается в ряде бывших союзных республик, например в Казахстане, Молдавии, Узбекистане. Институт Президента СССР предусматривался и в Договоре о союзе суверенных государств. Этому акту отводилась роль основного политико-правового документа в деле стабилизации социально-экономической ситуации в стране и создания новых межнациональных отношений, новой советской федерации. В периодической печати было опубликовано несколько его проектов. Окончательный текст Договора был согласован 23 июля 1991 г. Его подписание намечалось на конец августа 1991 г. В проекте Договора Президент СССР трактовался как глава союзного государства, обладающий высшей исполнительно-распорядительной властью.

Соответствующие процессы протекали в РСФСР. Заметим, что на официальном уровне, в средствах  массовой информации, в научных кругах велась широкая, довольно острая дискуссия  о введение поста президента в  России. Съезд народных депутатов  РСФСР высказался против нововведения. Данный пост учреждается путем референдума  инициированного одной третью депутатов  российского парламента. Он состоялся 17 марта 1991 г. "За" высказались 70% участников голосования. Состоявшийся в мае 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР  утверждает ранее принятые законы РСФСР "О Президенте РСФСР", "О выборах  Президента РСФСР"13. Съезд внес соответствующие изменения, дополнения в Конституцию РСФСР. В июне 1991 г. избирается первый Президент РСФСР. В соответствии с введенной тогда моделью он являлся высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в РСФСР.

Учреждение  поста президента в нашей стране определялось рядом объективных  и субъективных факторов: задачей  усиления исполнительной власти, повышения  ее мобильности, оперативности в  принятии управленческих решений, совершенствования  механизма реализации законов, укрепления государственной дисциплины, законности и правопорядка. Введение этого поста  дало возможность покончить с  искусственным соединением в  рамках статуса бывшего Председателя Верховного Совета РСФСР полномочий главы государства с правами спикера парламента, что находилось в явном противоречии с принципом разделения властей. Определенное влияние на появление института президента в России оказало и учреждение этой должности в 1990 г. в СССР.

Информация о работе Организация осуществления президентской власти