Разделение властей как главный принцип правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2011 в 12:29, контрольная работа

Описание

Идея разделения законодательной, исполнительной и судебной властей сопровождает поиск человечеством идеального государства на протяжении многих веков. В зачаточном состоянии она присутствовала уже во взглядах древнегреческих философов (Аристотель,Полибий). Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве он был сформулирован Д. Локком и развит впоследствии Ш. Монтескье.

Содержание

Введение. 3-4
Глава 1. Историко-правовые корни принципа разделения властей. 5-12
Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей 13-15
2.1. Реальное осуществление принципа разделения властей 15-24
Заключение. 25-26
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Политология.docx

— 68.47 Кб (Скачать документ)

      Идея  разделения  законодательной,  исполнительной  и   судебной властей  сопровождает  поиск   человечеством   идеального   государства   на

протяжении  многих веков. В зачаточном состоянии  она  присутствовала  уже  во взглядах  древнегреческих  философов  (Аристотель,  Полибий).  Как основополагающий принцип составного учения о демократическом государстве  он  был сформулирован Д. Локком и развит  впоследствии  Ш. Монтескье.  При  этом теоретическая база была  подготовлена  всем  объективным  ходом  истории, а толчком к её  оформлению  послужили буржуазные революции   в   Англии   (1640–1648гг.)   и   в   последствии   во   Франции (1789–1794гг.).

      В основании политической философии  Локка (1632–1704гг.) и  либерализма лежит  идея  собственности  («Трактаты  о  правительстве»).  «Государство  и гражданское общество покоятся на  собственности  (имелась  ввиду  частная  и личная собственность). В естественном состоянии, говорит Локк,  люди,  может быть, и живут благополучно, но им  явно  недостаёт  многого  для  сохранения собственности. На основе общественного договора  учреждается  государство – социальный институт  для  охраны  собственности  и  разрешения.

      В    государственном    состоянии собственность  не  вполне  оберегаема,  например,  от  произвола  абсолютной монархии. Для того чтобы охрана собственности не зависела  исключительно  от воли властей, люди создают  законы  и  законодательство.  В обществе законов вероятно беззаконие, поскольку всегда остаётся значительная  свобода для толкования и применения законов. Когда, например, судьями являются  сами правители, они склонны судить,  руководствуясь  теми  же  целями,  что  и  в процессе  правления.  

      Д. Локк предлагает систему сдержек и противовесов  – разделение  властей  на  законодательную,  исполнительную   и   судебную   с передачей  каждой  особому  кругу   лиц.   Тогда,   например,   в   правовом монархическом    государстве    законодательной    властью    может     быть аристократический парламент, высшей  исполнительной  –  король,  а судебную имеет   смысл   пропорционально   поделить   между    аристократическим    и демократическим сословиями»3.

      В России идея разделения властей как  принципа  либерализма  впервые  в наиболее  чёткой  форме  была  выражена  М.М.  Сперанским  (1772–1839гг.)  в «Проектах и  записках».  В  своих  проектах  государственных  преобразований Сперанский мечтал  о  конституционной  монархии,  которая  управляла  бы  на «непременном  законе».  Законность  форм  осуществления  власти   Сперанский прежде всего связывал с необходимостью разделения властей.  «Законодательная власть должна быть вручена двухпалатной Думе, которая обсуждает и  принимает законы, для чего собирается сессионно, один раз в год, начиная  свою  работу 19 сентября.

      Глава исполнительной власти – монарх участвует  в  деятельности Думы, но «никакой новый  закон  не  может  быть  издан  без  уважения  Думы.

Мнение Думы свободно,  и  поэтому  монарх  не  может  «ни  уничтожить  законов,  ни обезобразить  их»,  так  как  в  своих   действиях   исполнительная   власть подконтрольна  представительному   органу.  

      Судебная   власть   реализуется судебной системой, включающей суд присяжных и завершающийся высшим  судебным органом – Сенатом. Три  власти  управляют  государством  подобно  тому,  как человек своим организмом: обращаясь к закону, воле и исполнению. 

      Сперанский предусмотрел и  возможность  объединения  этих  властей  для  согласного  их действия в Государственном совете, состоящем частично  из  лиц,  назначаемых монархом, а частично  избранных  по  избирательному  праву.  Государственный совет   заседает   под   председательством   царя,   он   обладает    правом законодательной инициативы, но законы, «коим вводится какая–либо перемена  в отношении сил государственных или в  отношении  частных  лиц  между  собой», утверждаются непременно и исключительно Государственной Думой»4.

      Порядок в устроенном таким  образом  государстве  охраняется  законом. Проект  Сперанского  не  только  осуществлял  принцип разделения властей, с учётом определённых сдерживающих факторов, но,  и  это очень  важно,  предусматривал  механизм  их  согласованного  действия,  дабы избежать возможного противостояния трёх ветвей власти.  Сперанский  брал  во внимание обстоятельство, чётко  высказанное  противником  разделения  власти Н.М. Карамзиным: «Две власти в одной державе суть два грозные льва  в  одной клетке,  готовые  терзать  друг  друга»5.  

      Рассмотренные   проекты механизма  разделения  властей  Д. Локка  и  М.М. Сперанского  подразумевали наличие монархии. Проект П.И. Пестеля (1793–1826гг.) – «Русская Правда» – в качестве      формы      государственного      правления      предусматривал республику – наиболее  распространенную  в   настоящее   время.  

      Законодательная   власть   по   проекту   Пестеля, сосредоточена в Народном вече – «однопалатном  органе,  который  избирается сроком на пять лет, с ежегодным переизбранием одной  пятой  его  части,  при этом «тот же самый может быть опять избран». «никто не  может  распустить Народной  вече.  Оно представляет  волю  в государстве,  душу  народа»6.

      Исполнительная  власть – державная Дума – состоит из   пяти   человек, избираемых сроком на пять лет. «Ежегодно из Думы выходит один  и  заменяется другим выбором. Все министры и вообще все правительствующие места состоят под ведомством и начальством  державной  Думы»7

      Блюстительная  власть – Верховный собор состоит из 120 человек, которые назначаются на всю  жизнь  и не участвуют ни в законодательной, ни в  исполнительной  власти.  Кандидатов назначают губернии, а Народное вече замещает  ими  «выбылые  места».  Каждый закон направляется на утверждение в Верховный собор,  который  не  входит  в его  рассмотрение  по  существу,  но  тщательно  проверяет  соблюдение  всех необходимых формальностей, и  только  после  утверждения  Верховным  собором законопроект  получает  юридическую  силу. 

      В  теории  разделения   властей, предложенной Пестелем, «принимается правило определённости круга  действий», то есть, чётко устанавливаются компетенции  законодательной,  исполнительной и блюстительной власти. Более того, Пестель настаивал на том, чтобы  каждому государственному органу «были присвоены точные и неизменные функции». 

      Собор имеет серьёзные контрольные функции  и  на  местах,  так  как  назначает  по одному  из  своих  членов  в  каждое  министерство  и  в   каждую   область.

      Главнокомандующие действующих армий также назначаются  Верховным  собором –  Собор удерживает в пределах законности  Народную  вечу  и державную Думу. Собор  имеет  право  отдавать   под   суд   чиновника   любого   уровня   за злоупотребления. Механизм действия законодательной и исполнительной  власти,  а  также  государственное  устройство   определяется   Конституцией».  

      В последствии серьёзный  вклад  в  развитие  отечественной  теории  разделения властей внёс Н.М. Коркунов (XIX в.) – («Указ и закон»).  Однако  в России осуществление этого принципа стало возможным только в конце XX века.

      Таким образом, можно сделать следующие  выводы:

      1) Принцип   разделения   властей    может    быть    присущ    только демократическому государству, – ни  в рабовладельческом,  ни  в феодальном

государстве  он  невозможен,  так  как  сам  принцип  подразумевает  наличие

экономически  свободного собственника –  основного представителя общества,

обладающего и политическими правами.

      2) Для   фактического   осуществления   этого   принципа    необходимы определённые   объективные   условия  –  достаточная   степень    развития производительных  сил  и  отношений,  а   также   субъективные   –  уровень

политического сознания общества.

      3) Теория права предлагает разные  варианты механизма действия  принципа

разделения  властей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Основное содержание принципа разделения властей. 

      

      Какими  бы  ни  были  разными  варианты  механизма  действия  принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.

      «Законодательная  власть   обладает   верховенством,   поскольку   она

устанавливает  правовые  начала  государственной   и   общественной   жизни,

основные  направления внутренней и внешней  политики страны, а  следовательно, определяет в  конечном  счёте  правовую  организацию  и  формы  деятельности исполнительной и судебной властей.

      Главенствующее  положение  законодательных органов в механизме правового государства обуславливает  высшую  юридическую силу принимаемых  ими  законов,  придаёт  общеобязательный  характер  нормам

права, выраженных в  них.  Однако  верховенство  законодательной  власти  не

носит абсолютного  характера. 

      Пределы  её  действия  ограничены  принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости.  Она находится под контролем народа  и  специальных  конституционных  органов,  с помощью   которых   обеспечивается    соответствие    законов    действующей конституции.

      Исполнительная  власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем.  Её  деятельность  должна быть основана на законе,  осуществляться  в  рамках  закона.  Исполнительные органы  и  государственные  должностные  лица  не   имеют   права   издавать общеобязательные акты, устанавливающие  новые,  не  предусмотренные  законом права или обязанности граждан и  организаций.

      Исполнительная  власть  носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной  властью, действует  на  началах   законности.   Сдерживание   исполнительной   власти достигается также  посредством  её  подотчётности  и  ответственности  перед представительными органами государственной власти. 

      В  правовом  государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные  действия  исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

      Судебная   власть   призвана   охранять    право,    правовые    устои государственной и общественной жизни  от  любых  нарушений,  кто  бы  их  не

совершал. Правосудие в правовом государстве  осуществляется только  судебными органами.  Никто  не  может   присвоить   себе   функции   суда.   В   своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только  законом,  правом и не зависит от  субъективных  влияний  законодательной  или  исполнительной власти.

      Независимость и законность правосудия являются  важнейшей  гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной  стороны, суд не может присваивать себе  функции  законодательной  или  исполнительной власти,    с    другой    стороны    его    важнейшей    задачей    является организационно–правовой  контроль  за  нормативными  актами  этих   властей.

      Судебная   власть,   таким   образом,   выступает   сдерживающим   фактором, предупреждающим   нарушение   правовых   установлений,   и   прежде    всего конституционных,  как  со  стороны  законодательных,  так  и  исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем  самым  реальное  разделение властей»8.

      Таким образом, разграничение  единой  государственной  власти  на  три относительно самостоятельные и независимые отрасли  предотвращает  возможные злоупотребления   властью   и   возникновение    тоталитарного    управления государством, не связанного правом. Каждая из  этих  властей  занимает  своё место в  общей  системе  государственной  власти  и  выполняет  свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей  поддерживается  специальными организационно–правовыми   мерами,   которые    обеспечивают    не    только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных  пределах.

      В то же время  они  гарантируют  независимость  одной  власти  от  другой  в пределах  тех  же  полномочий.  Следует  отметить,  что  принцип  разделения властей является одним  из  принципов  правового  государства  и  эффективно действовать может только в связке с ними,  важнейшими  из  которых  являются принцип  законности,  взаимная  ответственность  государства   и   личности, реальность прав личности. 
 

Информация о работе Разделение властей как главный принцип правового государства