Анализ деятельности РУП «СПО «Химволокно»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 13:27, дипломная работа

Описание

Целью работы является анализ ассортиментной политики предприятия. И для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотрение понятия и сущности ассортиментной политики;
- характеристика и анализ деятельности РУП «СПО «Химволокно»;
- анализ ассортимента и номенклатуры выпускаемой продукции предприятия;
- разработка мероприятий по совершенствованию планирования ассортимента на предприятии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3
1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРДПРИЯТИЯ……………..……...….4
1.1 Понятие номенклатуры и ассортимента…………………………...4
1.2 Методы анализа ассортимента……………………………………..6
1.3 Направления ассортиментной политики промышленного предприятия……………………………………………………………....8
1.4 Особенности планирования ассортимента товаров промышленного назначения на предприятия…...……..…11
1.5 Жизненный цикл товаров промышленного назначения………...13
2. АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РУП «СПО «ХИМВОЛОКНО»
2.1 Характеристика деятельности РУП «СПО «Химволокно»….…..17
2.2 Анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия………………………………………………………………………………..19
2.3 Характеристика выпускаемой продукции и потребителей предприятия…………………………………………………………………………....22
2.4 Анализ конкурентной среды РУП «СПО «Химволокно» на внутреннем и внешнем рынке………………………………………………….……..26
2.5 Анализ структуры ассортимента выпускаемой продукции предприятия.....................................................................................................................28
2.6 Анализ рентабельности и АВС – анализ выпускаемой продукции РУП «СПО «Химволокно»………………………………………………………30
2.7 Анализ качества продукции РУП «СПО «Химволокно»………..34
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ РУП «СПО «ХИМВОЛОКНО»..…..38
3.1 Изменение структуры ассортимента………………………………38
3.2 Мероприятия по снижению себестоимости и брака промышленной продукции РУП «СПО «Химволокно»…………………………………….40
3.3 Разработка концепции ассортиментной политики предприятия.44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………… ..47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  18 файлов

~$АВА 21.doc

— 162 байт (Скачать документ)

~$ЛАВА 2.doc

— 162 байт (Скачать документ)

Анализ рентабельности.doc

— 66.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 25.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ГЛАВА 1.doc

— 104.50 Кб (Скачать документ)


1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

1.1 Понятие номенклатуры и ассортимента

 

Если на предприятии  насчитывается несколько ассортиментных групп товаров, то можно говорить о товарной номенклатуре.

Товарная номенклатура – это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных позиций, предлагаемых потребителям конкретным производителем [14,c.163].

Различаются укрупненная и детализированная номенклатура. Укрупненная номенклатура – это перечень всех ассортиментных групп, выпускаемых определенным производителям [14,c.163].

Детализированная (специфицированная или развернутая)  номенклатура – это перечень всех товарных позиций, выпускаемых производителем.

Товарный ассортимент – это группа товаров, тесно связанных между собой по какому-либо признаку [14,c.163]. Ассортиментная группа может создаваться по признакам общности сырья и материалов, применяемой технологии, схожести функционирования, общности сегмента потребителей, единства торговой сети, сходства цен в рамках одного и того же диапазона. Ассортимент характеризует номенклатуру с различных позиций: производства, продаж, транспортировки, хранения, потребления и др.

Каждая ассортиментная группа состоит из ассортиментных позиций

Деление ассортиментной номенклатуры на отдельные ассортиментные группы является, по сути, её классификацией и преследует цель оптимизации управления товарной номенклатурой, т.е. построения оптимального соотношения ассортиментных групп.

Классификация номенклатуры может производиться по таким признакам, как доля на рынке и темпы роста объемов продаж, этап жизненного цикла товаров, степень новизны, сегмент потребителей, сроки эксплуатации, рынки сбыта, типы заказчиков, особенности технологий.

Согласно матрице Бостонской консалтинговой группы по долям на рынке и темпом роста объемов продаж можно выделить четыре категории товаров: «звезды», «собаки», «дойные коровы», «трудные дети».

Концепция жизненного цикла товара является основной для выделения товарных групп, находящихся на этапах внедрения, роста, зрелости и упадка.

По степени новизны различаются незначительные нововведения, модификации и значительные нововведения [14,c.163].

В зависимости от сегмента потребителей различают средства производства  и потребительские товары. Последние, в свою очередь, по характеру поведения покупателей и особенностям потребления ими товаров могут быть разделены на группы товаров повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса.

По срокам эксплуатации различают товары длительного и кратковременного использования.

Нередко выпускаемую товарную номенклатуру подразделяют по отраслевому признаку на товары для промышленности, капитального строительства, сельского хозяйства непроизводственной сферы.

Товарную номенклатуру большинства предприятий делят по рынкам сбыта на товары для внутреннего рынка, товаров для ближнего и дальнего зарубежья. Такое деление обусловлено различными требованиями потребителей, характером конкуренции, особенностями нетарифного регулирования.

В зависимости от заказчиков различают товары, выпускаемые по государственному заказу, заказам конкретных потребителей и без предварительного заказа.

Приведенные выше классификационные признаки применяются для целей маркетингового анализа товарной номенклатуры промышленного предприятия. Наряду с этими службами применяются и прочие признаки деления, например, служба снабжения  использует технологический признак деления с целью планирования закупок сырья, материалов и оборудования.

Наряду с классификацией номенклатуры существует и выделение разновидностей ассортимента, которое обусловлена различиями микроэкономического и макроэкономического анализа, в рамках которого объектами исследования являются предприятие и отрасль.

Для целей микроэкономического анализа различают понятие товарного и торгового ассортимента.

Товарный ассортимент, как было указано выше, - это группа товаров из товарной номенклатуры промышленного предприятия, тесно связанных между собой по какому-либо признаку.

Торговый ассортимент – это многообразие товаров, предлагаемых оптовой или розничной торговли, или сферой общественного питания [14,c.166].

На макроуровне различают производственный, торговый и потребительский ассортименты.

Производственный ассортимент – это многообразие продукции, которое выпускается промышленным предприятием конкретной отрасли или нескольких отраслей [14,c.167]. В случае если отрасль представлена единственным предприятием, производственный ассортимент совпадает с его детализированной товарной номенклатурой.

Торговый ассортимент – это многообразие товаров, находящихся в сфере обращения в оптовой и розничной  торговле, а также с сфере общественного питания. Торговый ассортимент является наиболее широким по сравнению с производственным или суммой производственных ассортиментов.

Потребительский ассортимент – это многообразие товаров, необходимых потребителю. Особенностью рынка товаров производственного назначения является превышение потребительского ассортимента над торговым, что обусловлено повышением предприятиями-потребителями многих производственных операций по доведению приобретаемых товаров – сырья, материалов, сооружений и оборудования – до необходимого состояния: нарезка, раскрой и т.д. 

На рынке потребительских товаров торговый ассортимент условно соответствует потребительскому, что вытекает из основного рыночного постулата «спрос рождает предложение».  При этом в процессе анализа рынка могут быть выявлены неудовлетворенный спрос и рыночные ниши, равно как и часть предлагаемых в торговле товаров, не пользующихся спросом.

 

1.2 Методы анализа ассортимента

 

         Чтобы принять решение либо о продолжении выпуска товара, либо о снятии его с производства и исключении из номенклатуры, можно прове­сти анализ показателей сбыта, доли рынка, уровня издержек и рентабель­ности. Считается, что товарный ассортимент слишком узок, если при­быль увеличивается после добавления в ассортимент нового товара, и слишком широк, если прибыль увеличивается после прекращения вы­пуска ряда изделий. Прибыль — универсальный показатель, на основе которого можно провести анализ рентабельности товарной группы и АВС – анализ [14, с.186].

        Анализ рентабельности ассортиментной группы товаров — это наи­более простой и наименее трудоемкий метод анализа ассортимента, который основан на определении показателей рентабельности при разных состояниях товарной номенклатуры и сравнении их между собой.

        Показатель рентабельности продукции представляет собой соотно­шение между получаемой от продажи товара прибылью и затратами на его производство. Рентабельность является оценочным показателем, так как на его основе можно определить эффективность производства каждой номенклатурной позиции и принять решение о целесообраз­ности ее производства. Если рассчитывать этот показатель для группы товаров, то можно оценить эффективность изменений, происходящих в номенклатуре. Если рентабельность группы товаров увеличивается, то изменения ассортимента следует принять. [14, с.186].

        АВС-анализ — это метод структурного анализа, основанный на ран­жировании объектов по выбранным показателям.

         В качестве объектов при анализе могут выступать: отдельные това­ры или продуктовые группы, отдельные заказы и клиенты, регионы  и каналы сбыта. В качестве показателей используются: объем сбыта, прибыль и покрытие затрат.

        Покрытие затрат — это часть выручки производителя, которая ос­тается после исключения прямых затрат на производство продукции и может быть использована для покрытия косвенных затрат и форми­рования прибыли фирмы.

[13, с.187].

         Техника проведения АВС-анализа предусматривает группировку проранжированных объектов с точки зрения их весомости для формиро­вания выбранного показателя. Первая группа, группа А, характеризует­ся значительным вкладом в анализируемый показатель, группа В имеет средний вклад, а группа С — совсем незначительный. Продукты, попав­шие в группу С, могут быть исключены из номенклатуры, если это не повлияет на другие интересы фирмы (ассортимент, клиенты, связи меж­ду продуктами).

         Матрица совместных покупок — это метод анализа ассортимента, вы­являющий связи между продуктами, образующиеся в результате их взаимного дополнения для удовлетворения потребности (взаимодо­полняющие товары) или устойчивого поведения покупателей, приоб­ретающих эти товары одновременно.

          Е. Дихтль и X. Хёршген в своей работе «Практический маркетинг», уделяя большое внимание этому методу анализа, указывают: «Опреде­ленные товары могут взаимно дополнять друг друга при удовлетворе­нии какой-либо потребности (связка по потребности)... Связь продук­тов по потребности еще не означает, что они все будут куплены в одном магазине. Если существует такое намерение, говорят о связке спроса» [14, с.189].

         Оценка интенсивности связи между продуктами позволяет обосно­вать решение о сохранении товара в ассортименте, если его продажи не­достаточно эффективны, но его наличие в ассортименте вызывает со­вместные покупки. Результаты анализа могут использоваться в ценовой политике, в коммуникационной политике (в рекламе для планирования размещения информации в каталогах и стимулировании сбыта). Для магазинов результаты анализа будут полезны при размещении товаров в торговом зале.

 

 

 

1.3 Направления ассортиментной политики промышленного предприятия

 

К числу основных показателей номенклатуры   относятся широта, длина, глубина, насыщенность, гармоничность и степень обновления товарной номенклатуры.

Широта номенклатуры – это общая численность ассортиментных групп, входящих в данную товарную номенклатуру. Это количество позиций в укрупненной номенклатуре продукции предприятия [ 14,c.168].

Длина номенклатуры – это общее количество ассортиментных групп в товарной номенклатуре, которое определяется как сумма длин ассортиментных групп [14,c.169].

Длина ассортиментной группы – это количество входящих в нее ассортиментных подгрупп[14,c.170].

Глубина ассортиментной подгруппы – это варианты предложения каждого отдельного товара с учетом основных свойств , т.е. количество ассортиментных позиций в ассортиментной подгруппе [14,c.170].

Насыщенность номенклатуры – это общее количество разновидностей товаров, выпускаемых конкретным предприятием, т.е. количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах. Это показатель совпадает с количеством позиций в детализированной или развернутой товарной номенклатуре [14, c.171].

Гармоничность номенклатуры – это степень близости или сопоставимости между товарами различных ассортиментных групп и подгрупп. Наиболее высока гармоничность номенклатуры у предприятий, имеющих узкую специализацию – у диверсифицированных.

Показатель гармоничности рассчитывается следующим образом, формула (1.1) [14,c.171]:

 

                            ,                                  (1.1)

где Кг – коэффициент гармоничности;

                Qг – количество гармоничных ассортиментных позиций;

                 Н – насыщенность номенклатуры.

 

Коэффициент обновления товарной номенклатуры – это показатель, отражающий инновационную деятельность предприятия, степень изменения товарной номенклатуры с учетом изменения требований потребителей, развития научно-технического прогресса, деятельности конкурентов и др.

 

Коэффициент обновления рассчитывается по формуле (1.2) [14,c.172]:

 

                                   ,                                   (1.2)

где Ко – коэффициент обновления;

                Qн – количество новых ассортиментных позиций;

                Н – насыщенность номенклатуры.

 

Основные показатели номенклатуры определяют возможные направления товарной стратегии предприятия.

Изменения широты номенклатуры. Расширение номенклатуры - основание выпуска товаров новых ассортиментных групп. Решение по расширению номенклатуры может быть принято при наличии возможностей освоения выпуска других товаров. Оно требует от предприятия расходов на приобретение нового оборудования или переналадку существующего, переквалификацию кадров, поиск новых источников сырья.

Сужение номенклатуры – прекращение производства некоторых ассортиментных групп товаров. Такое решение может быть принято в связи с переходом предприятия на узкую специализацию либо по причине снижения экономической эффективности деятельности на конкретном рынке вследствие появления более агрессивных конкурентов, современных и доступных по цене товаров-заменителей.

Широта товарной номенклатуры определяется целями компании. Если цель – достичь высокой доходности, то более предпочтительна узкая номенклатура, если максимальная доля рынка, то широкая.

Изменение длины номенклатуры. Осуществляется путем сокращения или удлинения ассортиментных групп.

Сокращение ассортиментных групп становится неизбежным, поскольку ассортиментная группа имеет устойчивую тенденцию со временем увеличиваться и достигать критического размера. Удлинение одних ассортиментных групп может сопровождаться одновременным сокращением других.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.doc

— 30.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

ОГЛАВЕНИЕ.doc

— 23.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Список используемых источников.doc

— 24.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Титульный.doc

— 20.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

тов полит.doc

— 74.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Зависимость.xls

— 30.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

показатели фин-хоз.xls

— 439.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Программа производства.xls

— 447.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Анализ деятельности РУП «СПО «Химволокно»