Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 15:33, дипломная работа
Объектом исследования выступает Дивеевское дорожно-ремонтно-строительное подразделение открытого акционерного общества «Нижегородавтодор», занимающееся строительством, реконструкцией, содержанием и ремонтом автодорог.
Дипломный проект включает в себя следующие разделы: введение, аналитическую часть, специальную часть, проектную часть, раздел о безопасности и экологичности проектных решений, выводы, список используемой литературы, а также графическую часть.
Введение………………………………………………………………………………………...…… 5
I. Аналитическая часть………………………………………………………………………….... 8
1.1. Общая характеристика Дивеевского ДРСП ОАО «Нижегородавтодор»…………….…. 8
1.2. Организационная структура управления подразделением…………………………..…… 11
1.3. Технико-экономический анализ деятельности Дивеевского ДРСП……………….…..… 16
1.3.1. Анализ показателей производственной деятельности………………………...……....... 17
1.3.2. Анализ использования трудовых ресурсов………………………………………...….... 19
1.3.3. Анализ заработной платы……………………………………………………….....……… 22
1.3.4. Анализ производственного потенциала…………………………………………...…….. 24
1.3.5. Анализ издержек производства…………………………………………………………… 29
1.3.6. Анализ финансовых результатов……………………………………………………..….. 32
1.4. Анализ положения Дивеевского ДРСП на рынке………………………………………… 36
1.4.1. Товар и этапы жизненного цикла товара, характеристика спроса……………………. 36
1.4.2. Исследование потребителей………………………………………………………......… 39
1.4.3. Исследование конкурентов…………………………………………………………......… 41
1.4.4. Исследование рынка………………………………………………………………....……. 43
II. Специальная часть……………………………………………………………………………... 47
2.1. Инновации: понятие, преимущества, недостатки. Инновационная деятельность…….… 47
2.2. Методологические основы формирования инновационного потенциала предприятия… 53
2.3. Инновационные технологии в дорожном хозяйстве………………………………………. 58
2.4. Внедрение новой технологии строительства и ремонта дорог на Дивеевском ДРСП…. 65
2.5. Преимущества технологии RoadCem перед традиционной технологией……………...… 67
III. Проектная часть…………………………………………………………………………….…. 71
3.1. Постановка темы…………………………………………………………………………….. 71
3.2. Технология строительства и ремонта дорог с применением RoadCem………………..... 73
3.2.1. Описание материала RoadCem……………………………………………………………. 73
3.2.2. Метод RoadCem……………………………………………………………………………. 78
3.2.3. Рецептура смеси стабилизации RoadCem…………………………………………….….. 84
3.3. Экономический анализ мероприятий по внедрению новой технологии на
Дивеевском ДРСП……………………………………………………………………………….. 88
3.3.1. Планирование производственной программы…………………………………………… 88
3.3.2. Прогноз затрат на оплату труда…………………………………………………………... 91
3.3.3. Материально-технический план производства………………………………………….. 92
3.3.4. Планирование себестоимости продукции……………………………………………….. 96
3.3.5. Прогноз финансовых затрат…………………………………………………………...... 100
3.3.6. Анализ безубыточности проекта………………………………………………………… 104
IV. Безопасность и экологичность проектных решений…………………………………….. 106
4.1. Характеристика объекта управления……………………………………………………… 106
4.2. Управление безопасностью труда…………………………………………………………. 107
4.2.1. Требования безопасности к производственному оборудованию при производстве асфальтового бетона……………………………………………………………………………..… 108
4.2.2. Безопасность при эксплуатации транспортных средств…………………………........ 111
4.3. Управление здоровьем и работоспособностью персонала……………………………… 112
4.3.1. Вредные вещества……………………………………………………………………...… 112
4.3.2. Производственный шум……………………………………………………………….… 116
4.3.3. Производственная пыль……………………………………………………………….… 118
4.3.4. Требования к естественному и искусственному освещению………………………..... 120
4.3.5. Требования к метеорологическим условиям воздушной среды……………………… 121
4.3.6. Характер заболеваний и причины, способствующие их развитию…………………. 122
4.3.7.Организационно-профилактические мероприятия по предупреждению профессиональных заболеваний……………………………………………………………….…. 126
4.4. Управление пожарной безопасностью……………………………………………………. 127
4.5. Управление экологической безопасностью………………………………………………. 131
4.5.1. Оценка выбросов в атмосферу………………………………………………………..…. 131
4.5.2. Воздействие на подземные воды и почву………………………………………………. 133
4.5.3. Охрана окружающей среды при ремонте автомобильных дорог…………………..…. 135
4.5.4. Охрана природной среды при выполнении работ по содержанию дорог…………….. 137
4.5.5. Мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу……..…. 138
Заключение……………………………………………………………………………………….... 140
Список используемой литературы………………………………………………………..……. 145
Инновационный потенциал представляет собой одно из системных свойств большой и сложной социально-экономической системы, позволяющее ей своевременно адаптироваться к изменениям окружающей среды с помощью эффективной коммерциализации новых знаний.
Состав же инновационного потенциала промышленного предприятия определяется самой сущностью инновационной деятельности - создание нового и его коммерциализация.
Опираясь на данное представление инновационного процесса инновационный потенциал промышленного предприятия должен включать в себя следующие системные составляющие:
1) способность
системы к обоснованию и
2) способность
системы к превращению
3) способность системы к распространению инновационного продукта.
Как уже
не раз отмечалось, цель инновационной
деятельности - создание для предприятия
стратегических конкурентных
Низкая инновационная активность российских промышленных предприятий приводит к снижению конкурентоспособности отечественной экономики. Переход предприятия к инновационному стратегическому управлению на современном этапе развития экономики позволит найти резервы улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, роста производительности труда, совершенствования организации производства и повышения его эффективности.
Стратегия развития инновационной деятельности определяет линию поведения предприятия в сфере научных исследований и разработок, направленную на формирование инновационного потенциала, достаточного для изменения внешнего окружения и способствующего достижению долгосрочных целей, а также эффективной реализации конкурентной стратегии. При этом инновационная стратегия должна быть не только согласована со стратегией развития предприятия, но и в отдельные периоды (например, в условиях депрессии и кризиса) быть ее первоосновой.
Отсюда главной
задачей руководителей
Реализация инновационного потенциала происходит в процессе осуществления инновационной стратегии и стратегии развития организации. По этому, развитый инновационный потенциал позволяет предприятию повысить свою конкурентоспособность за счет наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей на основе постоянных инноваций в процессе производства и реализации товаров и услуг.
Предприятие может достичь поставленные цели посредством извлечения прибыли, преобразуя свои ресурсы (материально-технические, трудовые, финансовые, инновационные) в товары (услуги, работы) с последующей их продажей покупателям. По этому, справедливым становится утверждение о том, что в типовой структуре управления предприятием должны всегда присутствовать, по меньшей мере, такие типы задач, как:
- стратегический анализ и управление внешним окружением предприятия (оценка текущих и перспективных потребностей рынка);
- оперативное управление ресурсами предприятия, в том числе, инновационными.
Отсюда следует, что к стратегическим проблемам предприятия следует отнести:
1) маркетинговые
(выбор номенклатуры и
2) конкурентные (формулировка ориентиров, целей и задач развития предприятия; обоснование моделей расширения, изменения, разнообразия хозяйственной деятельности, выбор методов достижения конкурентного преимущества).
Оперативные решения в общем случае имеют своей целью увеличить отдачу от использования внутренних ресурсов предприятия. Основными сферами принятия таких решений, на наш взгляд, являются:
1) распределение
ресурсов (построение бюджетов) по
функциональным областям и
2) составление производственных планов, наблюдение и контроль за их исполнением, оперативное регулирование.
В качестве ключевых решений выступают проблемы распределения ресурсов между различными видами деятельности, формирования инновационного потенциала предприятия, финансирования исследований и разработок.
Очевидно, что стратегические и оперативные решения взаимосвязаны и дополняют друг друга. С одной стороны, даже если стратегические решения подтверждают, что продукция предприятия и его рынки сбыта выбраны правильно и существует достаточный уровень спроса, то всегда требуются соответствующие оперативные решения, например, в области цен, издержек, объема и времени выпуска продукции. С другой стороны значительный рост числа и разнообразия оперативных проблем, нарастающих быстрыми темпами, зачастую свидетельствуют о том, что проблемы носят не внутрифирменный характер, а обусловлены динамикой внешней среды, что требует принятия стратегических решений.
Таким образом, в системе управления любого предприятия должен соблюдаться определенный баланс внимания со стороны управленцев, как к стратегическим, так и к оперативным решениям. При этом в общем случае приоритет должен отдаваться именно стратегическим решениям, так как они определяются динамикой внешней среды, в которой данное предприятие и функционирует.
Исходя из общих определений, результатом инновационной деятельности на предприятии является освоение производства нового (модернизированного) продукта, внедрение новой технологии, методов управления, сбыта продукции, использования ресурсов. При этом сама идеология развития инновационной активности должна исходить не из того, что именно данное предприятие способно создать и произвести, а из того какие инновации целесообразны и экономически оправданы в пределах провозглашенной предприятием миссии, поставленных стратегических и экономических целей и укладывающиеся в общекорпоративную стратегию предприятия.
Прежде всего,
активизация инновационной
Как следствие, усложняется организационная и производственная структура предприятия в части размеров и разнообразия структурных подразделений, а значит растут и затраты на содержание системы управления.
Далее, изменяется
структура рынка предприятия
как в той его части, где
оно выступает в качестве прода
Инновационная активность меняет структуру затрат и доходов предприятия. Общие текущие затраты предприятия, как правило, растут, а поведение будущих доходов в связи с созданием и освоением производства инновационной продукции отдалено во времени и поэтому неопределенно.
И на конец, любое увеличение разнообразия видов деятельности приводит к усложнению ведения бухгалтерского учета и анализа финансовых результатов.
Отмеченные выше особенности инновационной деятельности свидетельствуют о том, что это сложный метод обеспечения стратегического (конкурентного) преимущества для предприятия и последствия его применения характеризуются высоким предпринимательским риском. Тем не менее, мировой опыт показывает широкое его распространение в самых разнообразных областях предпринимательской деятельности.
Первым шагом к обеспечению высокой эффективности инновационной деятельности на предприятии является формирование адекватного инновационного потенциала и последующее его целенаправленное развитие. Последнее же требует разработки новых методологических подходов в управлении и внедрение их в практику регулярного менеджмента на промышленном предприятии.
2.3. Инновационные технологии и их роль в дорожном хозяйстве
В развитии дорожного отрасли России наступил новый этап, когда необходимо перейти к реализации новой инновационной модели развития. В текущем году при участии широкой научной общественности разработаны предложения по приоритетным направлениям научных исследований. Подобно тому, как в масштабах государства выработан перечень приоритетных направлений развития и технологий, в дорожной отрасли на основе поручений президента РФ, ФЦП и транспортной стратегии, сформулированы содержательные задачи инновационного развития. На основе целевого принципа планирования органы управления дорожным хозяйством и научное сообщество смогут наполнить план НИОКР важнейшей тематикой и сосредоточить усилия в научно-практической деятельности на согласованных задачах.
Инновационный процесс в дорожном хозяйстве представляет собой воплощение новшеств, как правило – результатов НИОКР, в научной, нормативно-технической продукции и запатентованных объектах промышленной собственности – нематериальных активах. При этом создается принципиально новое качество более технологичной продукции, и формируются нормативно-технические требования к ее составу, которые используются впоследствии в инженерных дорожных проектах.
Инновационная модель в дорожно-строительном производстве предполагает использование в проектах только современной высокопроизводительной техники, более качественных технологий и материалов, применение которых соответствует уровню транспортных нагрузок на дорожную одежду и обеспечивает наибольшую долговечность автодорог (межремонтный срок технической эксплуатации) в рамках выделяемых на строительство и ремонт финансовых ресурсов. Оценка эффективности технических решений по приведенным затратам становится решающим фактором повышения эффективности дорожно-строительного комплекса в инновационной модели развития дорожного хозяйства.
Перечень приоритетных
направлений научных
1) Разработка и применение новых
методов оценки и повышения безопасности
дорожного движения при проектировании
и эксплуатации дорог, отвечающих международному
уровню, с созданием системы документов
технического регулирования.
2) Создание и применение конструкций
дорожных одежд и покрытий нового поколения
повышенной долговечности и трещиностойкости,
устойчивых к колееобразованию.
3) Создание и применение системы
ценообразования в целях сокращения затрат
за период жизненного цикла автомобильных
дорог за счет применения новых технологий
и материалов.
4) Разработка и применение новых
методов расчета и испытаний мостовых
конструкций в целях повышения их конструктивной
надежности и долговечности.
5) Разработка принципиально новых
информационных технологий управления
состоянием дорожной сети и планирования
дорожных работ.
6) Разработка и применение новых технологий энерго- и ресурсосбережения при производстве дорожных работ.
7) Создание принципиально новых дорожно-строительных материалов с улучшенными свойствами (в т.ч. и с применением нанотехнологий).
8) Создание отечественных приборов, оборудования и лабораторий для диагностики и контроля качества дорог, отвечающих международному уровню.
9) Создание опытно-экспериментальных
станций, полигонов, стендов, лабораторий
для ускоренной проверки новых прогрессивных
дорожных технологий, материалов и техники.
10) Создание и применение композиционных
материалов повышенной долговечности
для инженерного оборудования и обустройства
автодорог.
11) Модернизация и применение норм проектирования автомобильных дорог, соответствующих нормам, принятым в международной практике, в странах с развитой автомобилизацией населения.
12) Создание и применение бетонов
с улучшенными свойствами долговечности
и ремонтопригодности для применения
в дорожном строительстве.
13) Развитие применения интеллектуальных
транспортных систем на магистралях, федеральных
дорогах, на участках, перегруженных движением,
в зоне крупнейших городов.
14) Создание сети автоматизированных
центров управления производством для
ремонта и содержания сети федеральных
автомобильных дорог.
Расходы на научные исследования в 2011 году составили 266,1 миллионов рублей. Много это или мало? Это больше, чем было ранее, но с позиции гармонизации со странами Европы и Америки - это немного. Где-то на уровне Норвегии.
Рисунок 2.3.1. Расходы на исследования в дорожной отрасли (миллионы долларов США)
Предприятия, работающие в дорожной отрасли, должны ощущать приток отечественных и зарубежных инноваций и научной поддержки, т.к. только вследствие этого может развиваться их технологическая модернизация. Мировой опыт показывает, что наибольших успех в бизнесе добиваются предприятия, ориентированные на инновации. В открытых информационных источниках Росавтодора имеются данные по многим корпорациям и фирмам США, Японии, Германии и др. Для таких предприятий важнейшим ориентиром экономической стратегии является не только развитие высокотехнологичного производства, но и достижение инновационной сбалансированности - оптимизации роли и величины инновационного компонента. Такой подход формирует и особое отношение к широкомасштабному проведению НИОКР, развитию наукоемких, технологически сложных производств, что и предопределяет движение экономики по инновационному пути.
Информация о работе Анализ финансово хозяйственной деятельности дорожной организайии