Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 12:03, курсовая работа
В настоящей работе именно диагностике финансового состояния предприятия будет уделено особое внимание, поскольку по ее результатам разрабатываются дальнейшие меры финансового оздоровления.
Введение 2
1. Анализ внешней среды функционирования организации ОАО «Ютэйр» 4
1.1. Краткая характеристика ОАО «ЮТэйр» 4
1.2. Анализ тенденций развития в сфере основной деятельности ОАО «Авиакомпания «ЮТэйр» 6
2. Диагностика признаков банкротства организации ОАО «Ютэйр» 14
2.1. Комплексная оценка текущего финансового состояния ОАО «ЮТэйр» 14
2.3. Прогнозирование вероятности банкротства ОАО «ЮТэйр» 41
3. Основные положения программы финансового оздоровления организации 49
Заключение 67
Список литературы 69
Приложения 71
Показатели ликвидности
Как свидетельствуют рассчитанные показатели ликвидности ОАО «ЮТэйр» имеет не вполне удовлетворительную структуру баланса.
Предприятие не обладает достаточным уровнем абсолютной ликвидности. Данный показатель в 2003 и 2004 годах находился в пределах нормативного значения и даже увеличивался, в 2005 году он резко снизился, значение мгновенной ликвидности не соответствует нормативному ограничению и оценивается как неудовлетворительное. Предприятие в 2004 году было в состоянии погасить моментально только 7,9% задолженности. Это объясняется сокращением величины денежных средств авиакомпании в отчетном периоде почти в два раза.
Коэффициент промежуточной ликвидности на протяжении анализируемого периода превышает допустимую величину, причем в 2004 году он увеличился 0,239 пункта, максимально превысив нормативное значение, а затем снизился, достигнув величины в 1,215 процентных пункта, что также вызвано значительным размера дебиторской задолженности. Превышение нормативного значения также объясняется значительной долей дебиторской задолженности, управление которой необходимо для достижения оптимальных показателей, так как отвлечение средств в дебиторскую задолженность замедляет оборачиваемость капитала. Отвлечение средств в дебиторскую задолженность является негативным моментом деятельности предприятия.
Коэффициент ликвидности при условии мобилизации запасов и затрат ниже норматива, однако накопление запасов не характерно для данной отрасли, поэтому отклонение данного показателя не играет решающей роли при оценке платежеспособности предприятия.
Коэффициент текущей ликвидности свидетельствует о платежеспособности предприятия, причем коэффициент увеличивается на 0,127 процентных пункта в 2004г, а затем снижается на 0,213 пункта, однако остается в пределах нормативных значений, причем гораздо ближе к его верхним пределам. Однако необходимо отметить, что значение рассчитанного коэффициента ликвидности в течение всего рассматриваемого периода значительно превышает среднеотраслевой показатель (в частности показатели ближайших конкурентов, находящиеся в диапазоне от 0,41 до 1,17).
В основном ликвидность авиакомпании обеспечивается наличием дебиторской задолженности, что нельзя назвать оптимальным решением с точки зрения финансового менеджмента.
Для более детального анализа платежеспособности ОАО «ЮТэйр» рассмотрим показатели погашения задолженности, которые определяются временем, в течение которого обязательства могут быть погашены, при условии использования всей выручки, полученной от реализации, на погашение задолженности Показатели ликвидности характеризируют лишь условную платежеспособность, поскольку накопление активов не означает способность предприятия своевременно погашать задолженность.
По показателям
Достаточно низкая степень платежеспособности объясняется в основном длительным сроком погашения задолженности по краткосрочным обязательствам, в том числе по кредитам и займам. Положительной тенденцией является сокращение сроков погашения задолженности фискальной системе и задолженности по внутреннему долгу. Это, в свою очередь, объясняется снижением долей данных обязательств в структуре пассива баланса.
Для более детального изучения ситуации необходимо определить факторы за счет, которых произошло снижение периода расчета с кредиторами в 2005г..
Факторный анализ коэффициента текущей платежеспособности.
Выведем факторную модель, согласно которой будет произведен факторный анализ показателя текущей платежеспособности.
Вывод модели:
Кплат. = (КО/N)*12*0,82
N = КобОА* ОАср.=> Кплат. = (КО/(КобОА* ОАср))*12*0,82
Рассмотрим данную факторную модель, применив метод цепных подстановок
Таблица 5
Влияние факторов на коэффициент платежеспособности | ||
Факторы |
Размер влияния, тыс. руб. |
Удельный вес влияния,% |
Краткосрочные обязательства |
-0,15 |
-18,69 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных активов |
-0,31 |
-38,12 |
Средняя величина оборотных средств |
-0,35 |
-43,19 |
Итого: |
-0,81 |
-100 |
В 2004 году коэффициент платежеспособности предприятия снизился на 0,81 месяца, что является положительной тенденцией деятельности предприятия, поскольку это приводит к повышению уровня платежеспособности.
Все факторы данной модели оказали положительное влияние на платежеспособность авиакомпании. Положительное влияние, оказанное ускорением оборачиваемости оборотных активов в 2004 году составило более 10 дней. Это привело к снижению периода расчетов с кредиторами на 0,31 месяца.
Наиболее значительное положительное влияние на коэффициент платежеспособности оказало снижение величины оборотных активов на 759683 тыс. рублей или на 16% по сравнению с 2004 г. также привело к снижению коэффициента платежеспособности на 0,35 месяца.
Уменьшение краткосрочных обязательств практически на 132247 тыс.руб., особенно в части задолженности фискальной системе, а также под влиянием сокращения краткосрочных кредитов. Размер влияния данного фактора период расчетов с кредиторами сократился на 0,15 месяца.
В целом снижение сроков расчетов с кредиторами повышает уровень платежеспособности предприятия.
Таким образом, можно сделать вывод, что ОАО «ЮТэйр» имеет низкую платежеспособность. Причем высок риск её утраты, что доказывается снижением мгновенной ликвидности авиакомпании в отчетном периоде, а также тенденщией роста кредиторской задолженности.
Показатели финансовой устойчивости
Рассчитанные ранее показатели свидетельствуют о финансовой зависимости ОАО «Авиакомпания ЮТэйр», которая с каждым годом возрастает. Так, если на 1 января 2003 и 2004 гг. доля собственного капитала находилась на уровне 30%, то к 1 января 2005 года она снизилась до 16%, соответственно произошло увеличение доли заемного капитала. Об этом свидетельствует коэффициент соотношения собственных и заемных средств, который на 1января 2005 года по сравнению с аналогичным периодом 2004 года увеличился на 58%. В 2005 году величина заемного капитала почти в 3 раза превысила величину собственного, что подтверждает возрастающую зависимости предприятия от своих кредиторов.
Недостаток собственного капитала для финансирования деятельности предприятия, резко возросший в 2005г. в основном восполняется кредиторской задолженностью перед поставщиками, сумма которой в 2005 году по сравнению с предыдущим увеличилась, в то время как доля краткосрочных кредитов и займов в том же периоде сократилась.
Недостаток собственных
средств в обороте
Факторный анализ коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами предприятия
Выясним, какие факторы оказали влияние на показатель обеспеченности оборотных активов собственными средствами и установим размер влияния. Для этого на основании данных приведенных ниже в таблице произведем расчет следующей факторной модели:
Косс = СОК/ОА = (СК-Им.А)/ОА
Таблица 6
Влияние факторов на коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами | ||
Факторы |
Размер влияния, тыс. руб. |
Удельный вес влияния,% |
Собственный капитал |
-0,052 |
-11,44 |
Иммобилизованные активы |
-0,329 |
-72,98 |
Оборотные активы |
-0,070 |
-15,59 |
Итого: |
-0,451 |
-100 |
Снижение в отчетном периоде показателя обеспеченности оборотных активов собственными средствами на 0,451 пункта в основном обуславливается ростом иммобилизованных активов (более чем в 2 раза) при снижении величины собственного капитала.
Так, иммобилизованные активы в 2004 году выросли на 2,24%, что привело к снижению рассматриваемого показателя на 0,329 пункта. Данный фактор оказал наиболее значительное отрицательное влияние. В свою очередь уменьшение величины собственного капитала на 169777 тыс. рублей (18%) также привело к снижению коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами, но на меньшую величину – 0,052 пункта.
Отрицательное влияние на изменение коэффициента обеспеченности оборотных активов собственными средствами оказал и уменьшение оборотных активов в 2005 г. на 16%. Это повлекло за собой снижение результирующего показателя на 0,070 пункта.
Однако, несмотря на это, коэффициент обеспеченности оборотных активов собственными средствами в анализируемом периоде оказался отрицательным, что говорит о существовании на предприятии недостатка собственного оборотного капитала.
Увеличение суммы недостатка
собственных оборотных средств
объясняется накоплением
Возникший на предприятии недостаток собственных оборотных средств может быть пополнен за счет внешних источников, однако финансовая зависимость предприятия и так очень высока. Поэтому предпочтителен другой путь - улучшить финансовое состояние авиакомпании может ускорение оборачиваемости капитала, максимально возможное снижение величины запасов, жесткий контроль за дебиторской задолженностью.
На основании проведенного анализа можно сделать о том, что финансовая устойчивость ОАО «ЮТэйр» снижается, к тому же достаточно высок риск утраты платежеспособности организацией. Необходимо выявить причины негативных изменений. Рассмотрим для этого показатели эффективности функционирования деятельности предприятия.
Показатели эффективности функционирования деятельности предприятия.
Как правило, причиной снижения финансовой устойчивости предприятия является замедление оборачиваемости капитала.
Однако на протяжении
рассматриваемого периода наблюдается
ускорение оборачиваемости
Ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности во многом объясняется оптимизацией системы расчетов с покупателями и эффективной работой сбытового отдела, а также менеджеров по работе с клиентами организации. Необходимо продолжать работу в данном направлении, поскольку доля дебиторской задолженности по-прежнему высока.
Ускорение оборачиваемости оборотных активов в свою очередь привело к сокращению оборота средств поставщиков и других организаций на 6 дня.
Благодаря повышению уровня деловой активности предприятия, продолжительность финансового цикла сократилась, положительно характеризую деятельность авиакомпании. Это произошло в основном по причине ускорения оборачиваемости дебиторской задолженности.
Таким образом, повышение деловой активности компании в 2005 году очевидно, ускорение оборачиваемости привело к высвобождению средств из оборота, однако данного объема средств по-прежнему недостаточно для обеспечения деятельности компании.
Дальнейший анализ показателей
интенсивности использования
Показатели
интенсивности использования
Рассчитанные показатели рентабельности свидетельствуют о том, что эффективность деятельности ОАО «ЮТэйр» в 2005 году незначительно снизилась по сравнению с прошлым периодом.
Так, в 2004 году доходность компании по
всем показателям рентабельности была
достаточно высокой, но к 2005 году она
значительно снизилась по ряду показателей.
Собственный капитал
Снижение рентабельности
продаж свидетельствует о