Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 20:39, курсовая работа

Описание

Основная цель проведения анализа - повышение эффективности
функционирования хозяйствующих субъектов и поиск резервов такого
повышения.
3адачи анализа хозяйственной деятельности:
1. определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ на предстоящий период;
2. повышение научно-экономической обоснованности планов и нормативов;
3. объективное и всестороннее выполнение установленных планов и соблюдения нормативов по количеству, структуре, и качеству продукции, работ, услуг;
4. определение экономической эффективности использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов;
5. прогнозирование результатов хозяйствования;

Содержание

1. Введение
2. Анализ производственных результатов
2.1. Анализ выполнения плана по номенклатуре
2.2. Анализ качества продукции
2.3. Анализ ритмичности производства
3. Анализ влияния производственных факторов
3.1. Влияние использования основных средств
3.2. Влияние использования материальных ресурсов
3.3. Влияние трудовых ресурсов
4. Анализ выполнения плана по себестоимости
4.1. Анализ затрат на производство и материалы
4.2. Анализ затрат электроэнергии на технологические нужды
4.3. Анализ заработанной платы основных производственных рабочих
5. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
5.1. Анализ прибыли
5.2. Анализ рентабельности продукции
6. Анализ финансового состояния предприятия
6.1. Построение уплотненного баланса - нетто
6.2. Анализ качественных сдвигов в имущественном положении предприятия
6.3. Анализ ликвидности
6.4. Анализ финансовой устойчивости
6.5. Анализ деловой активности по степени выполнения плана основных показателей
7. Обобщение результатов анализа и разработка мероприятий по улучшению деятельности предприятия
8. Литература

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 701.84 Кб (Скачать документ)

4) разработка мероприятий по освоению выявленных резервов.

   Источниками информации для анализа производства и реализации продукции служит бизнес-план предприятия, оперативные планы-графики, отчетность Ф №1-П (годовая) «Отчет по продукции», Ф № 1-П (месячная) «Срочная отчетность промышленного предприятия (объединения) по продукции», Ф № 2 «Отчет о прибылях и убытках», ведомость № 16 «Движение готовых изделий, их отгрузка и реализация и др. 

   2.1. Анализ выполнения плана по номенклатуре и структуре 

   Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту (номенклатуре).

   Номенклатура - перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции.

   Ассортимент - перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.

   Структура продукции - это соотношение отдельных изделий, в общем, их выпуска. Выполнить план по структуре значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

   Причины невыполнения плана по ассортименту и структуре могут быть внешние и внутренние.

   К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независящим от него причинам.

   Внутренние причины - это недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.

   Недовыполнение плана по ассортименту и структуре оказывает влияние на все экономические показатели: объем выпуска продукции в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает. То же происходит с размером прибыли при увеличении доли удельного веса высокорентабельной и соответственном уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Таблица 1

Анализ выполнения плана по номенклатуре (ассортименту) и структуре

Изделие План Отчет Выполнениеплана ТПзачтеннаяввыполнениипланапоассортиментутонны Отклоненияпоструктуре
тонны % тонны %
А 32400 39,85 13150 44,19 40,59 13150 -59,41
Б 43500 53,51 11210 37,67 25,77 11210 -74,23
В 5400 6,64 5400 18,14 100 5400 -
Итого 81300 100 29760 100 36,61 29760 -
 

Оценка выполнения плана по ассортименту производят тремя способами:

1. По способу наименьшего процента - 25,71%

2. По удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которым выполнен план выпуска продукции:

1 / 3 * 100% = 33,33%

3. С помощью среднего процента (отношение общего фактического выпуска продукции в пределах плана к общему плановому выпуску продукции):

29760 / 81300 * 100% = 36,6%

Для большей наглядности выполнение плана по ассортименту можно изобразить графически (рис.1)

рис. 1 выполнение плана по ассортименту

             40,59  25,77  100

      Отчет                                                      План

Рис.2 Выполнение плана по структуре

   Вывод: Из таблицы 1 видно, что план по товарной продукции недовыполнен на 63,39% (100%-36,61%), по номенклатуре план не довыполнен на 63,4% (29760/81300*100% - 100%), т.к. по изделию А план не довыполнен на 19250 т (32400 - 13150), а по изделию Б - на 32290 т (43500 - 11210)

   Недовыполнение плана по номенклатуре приводит к структурным сдвигам в составе продукции. По сравнению с планом доли изделий А и Б в общем объеме товарной продукции уменьшилась на 59.41% и 74,23% соответственно. Изделие В выполнено согласно плану. Сдвиги в структуре оказывают влияние на размер выполнения плана по выпуску продукции, себестоимости, прибыли, поэтому необходимо тщательно изучить изменение в составе выпускаемых изделий и их причины. 

   2.2. Анализ качества продукции 

   Важным показателем деятельности предприятий является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

   Качество продукции - понятие, которое характеризует параметрические, эксплуатационные, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность. Основным показателем качества продукции является сортность.

   Косвенным показателем качества продукции является брак. Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

   Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификации рабочих, аритмичность производства и др.

   Таблица 2

   Анализ качества продукции

   
Выработка продукции Едизм План Отчет Отклонение
Абсолют. %
Всего продукции т 81300 29760 -51540 -63,39
Продукция с сертификатом качества т 32400 13150 -19250 -59,41
Удельный вес % 39,85 44,19 4,43  
 

   Изменение удельного веса продукции, имеющей сертификат качества, изложено в виде диаграммы (рис.3)

   

   1 - продукция с сертификатом качества;

   2 - продукция, не имеющая сертификата качества.

   Вывод: Результаты анализа (таб.2) показывают, что удельный вес продукции, имеющей сертификат качества, увеличился по сравнению с планом на 4,34%. Кроме того, 55,81% (100%-44,19%) продукции вообще не имеет сертификата. Это значит, что на предприятии необходимо провести значительную работу по сертификации продукции 

   2.3 Анализ ритмичности производства 

   Ритмичность - равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности и реализации продукции.

   Неритмичность ухудшает все экономические показатели: снижает качество продукции, увеличивается объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и, как следствие, замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд заработанной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

   Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности. Коэффициент ритмичности - отношение объема производства, зачтенного в выполнение плана по ритмичности к плановому выпуску продукции. Он определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня.

   

                                 КР = 2390 / 2440 = 0,98

                                 КАР = (1 - 0,9375) + (1,0366 - 1) + (1,0000 - 1) = 0,09910

   где КР - коэффициент ритмичности

          ВППлi - плановый выпуск продукции за i-е периоды

          ВПНi - недовыполнение плана по выпуску продукции в i-м периоде

   Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана за каждый день (неделю, декаду). Чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.

   Различают внутренние и внешние причины аритмичности. Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения, а так же планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др. 
 
 

   Таблица 3

   Анализ ритмичности производства 
 
 
 

   
Декада Выпуск продукции за март Удельный вес, % Выполнениепланакоэффициент Объемпродукциизачтеннаяввыполнениипланатонны
план отчет план отчет
Первая 800 750 32,78 30,99 0,9375 750
Вторая 820 850 33,61 35,12 1,0366 820
Третья 820 820 33,61 33,89 1,0000 820
Итого за март 2440 2420 100 100 0,9918 2390

   Методы подсчета упущенных возможностей предприятия по выпуску продукции в связи с неритмичной работы:

   1. разность между плановым и зачтенным выпуском продукции

   2440-2390 = 50(т)

   2. разность между фактическим и возможным выпуском продукции,  исчисленным исходя из наибольшего среднедекадного объема производства:

   850*3-2420 = 130 (т)

Информация о работе Комплексный анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия