Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:32, контрольная работа

Описание

Проведение экономического анализа позволяет:
- Изучить состояние выполнения планов товарооборота, ритмичность и сезонность реализации товаров в ретроспективном периоде;
- Определить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;
- Выявить основные тенденции и закономерности в реализации товаров;
- Проанализировать и количественно оценить влияние отдельных факторов на объем, состав и структуру товарооборота.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная работа по АФХД.docx

— 83.01 Кб (Скачать документ)

8. Комплексный анализ  показателей оборота розничной  торговли.

Изучение существующих тенденций  и возможностей предприятия по реализации товаров, определение факторов, которые  положительно и отрицательно влияют на объем товарооборота предприятия, достигаются в процессе анализа объема и структуры товарооборота предприятия.

Проведение экономического анализа  позволяет:

- Изучить состояние выполнения  планов товарооборота, ритмичность  и сезонность реализации товаров  в ретроспективном периоде; 

- Определить состав товарооборота по формам, видам, методам продажи, ассортиментной структуре;

- Выявить основные тенденции  и закономерности в реализации  товаров;

- Проанализировать и количественно  оценить влияние отдельных факторов  на объем, состав и структуру  товарооборота. 

Проведение анализа основывается на информационной базе, состав которой  был рассмотрен выше.

Анализ объема и структуры товарооборота  предприятия  предусматривает проведение следующей аналитической работы рис.1.1:  

Рис. 1.1. Последовательность и этапы  анализа товарооборота предприятия

I этап. Определение общего объема товарооборота предприятия за отчетный период и оценка степени выполнения плана товарооборота.

На этом этапе анализа определяют общий объем реализации товаров  и платных услуг в стоимостном  измерении, а по некоторым товарным группам и видам товаров - также  в натуральном измерении.Оценка степени выполнения плана товарооборота  осуществляется  путем оценки абсолютного и относительного размеров отклонения, в связи с негативным влиянием факторов, которые не были учтены в процессе планирования. Изучение степени выполнения планов проводится в основном не для оценки качества планирования и степени профессионализма работников планово-экономических служб предприятия,  а прежде всего - с целью оценки изменчивости внешней среды предприятия и чувствительности к его изменениям объема реализации товаров на данном предприятии.                       

II этап - анализ динамики общего объема товарооборота в течение определенного аналитического периода (поквартально, в течение года или за 2-3 года). 

Для исследования динамических изменений  в объеме товарооборота предприятия  строится сопоставимый динамический ряд  товарооборота. Приведение фактического товарооборота в сопоставимый , осуществляют  по площади торговой сети предприятия, длительности его работы, а также по ценам реализации товаров.Корректировка фактического товарооборота в связи с вводом (выбытием) торговой сети и изменениями в графике реализации товаров осуществляется  методом прямого расчета.  

Определение объема товарооборота, сопоставимого  по ценам реализации Тс.реал, проводится по следующим формулам: 

                              Т=Тфі/Іц

Где Тфі - фактический  товарооборот за і-й период;

І ці, - средний  индекс смены цен реализации товаров  за і-тый период в сравнении с  базовым.

Средний индекс изменения цен рассчитывается непосредственно  предприятием с учетом структуры  товарооборота и информации о  смене цен реализации на отдельные  товары. Использование для корректировки  индекса инфляции за соответствующий  период является некорректным в связи с различием в структуре товарооборота отдельного торгового предприятия.На базе построенного динамического ряда сопоставительного товарооборота вычисляются абсолютные изменения в объеме реализации товаров, а также темпы роста и прироста относительно предыдущего и базового периода.

Важно, для  планирования и управления существуют и определение средних темпов изменения объема товарооборота (среднеквартальных или среднегодовых) по формуле средней геометрической:

                                         

Где  Т-среднегеометрический  темп роста;

Yk -конечный показатель динамического  ряда;

Y0- начальный показатель динамического  ряда;

n- количество показателей в динамическом  ряде.

III этап - анализ товарной групповой структуры товарооборота торгового предприятия за отчетный период и в динамике, определение закономерностей развития объема продажи по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров).

На этом этапе  аналитической работы изучаются  темпы роста и прироста, абсолютный объем изменения объема товарооборота  по отдельным товарным группам (видами и разновидностями товаров), определяется удельный вес отдельных товарных групп (видов товаров) в общем  объеме товарооборота предприятия. Использование в процессе проведения этой работы информации, приведенной в конъюнктурных обзорах (исследованиях рынка соответствующих товаров), дает возможность определить объективные (изменения объема и структуры спроса, специализации предприятия, объемов и структуры товарного предложения, налогового регулирования т.п.) и субъективные (недостатки в организации закупки и продажи товаров, просчеты в планировании, халатность персонала и т.д.) причины изменения ассортиментной структуры товарооборота предприятия и объема реализации товаров.  

Исследования  ассортиментной структуры товарооборота  позволяет производить ранжирование товарных групп по степени их значимости (вклада) в общий объем товарооборота  предприятия, а также количественно  оценивать положительное или  негативное влияние динамики реализации отдельных видов товаров на общий  объем товарооборота предприятия  и дальнейшие возможности его  роста.

IV этап - анализ состава товарооборота предприятия в зависимости от статуса конечных потребителей, форм и сроков расчетов, характера реализуемых товаров, организационных форм и методов  торговли и т.п. 

Исследование  состава товарооборота предприятия  проводится за отчетный период и в  динамике. Предусматривает определение  основных закономерностей развития отдельных видов товарооборота - реализацию товаров населению и  мелкооптовым потребителям, с немедленной  оплатой и в кредит, с оплатой  за наличные и по безналичному расчету, новых и подержанных товаров, в стационарной торговой сети и в  пунктах мелкорозничной торговли и  т.п. 

Для проведения исследования рассчитывают и сопоставляют между собой объемы реализации товаров  по отдельным видам товарооборота, темпам их роста и прироста, исследуют  изменение их удельного веса в  общем объеме товарооборота.

V этап - анализ объемов реализации товаров поквартально и помесячно, исследование ритмичности работы и сезонности реализации товаров и определения факторов, которые обусловливают.

Для проведения анализа за отчетный период и в  динамике рассчитывают показатели, характеризующие  ритмичность реализации товаров: среднеквадратическое отклонение от среднего объема товарооборота (σ) и коэффициент вариации (v):

                                                 

Где Xi – объем товарооборота за і-й период,

X – средний объем товарооборота  за n период,

n- Количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

Среднеквадратическое отклонение  определяет диапазон колебания реализации товаров, то есть минимальный и максимальный объем товарооборота предприятия в среднем за период исследования.Коэффициент вариации V оценивает равномерность реализации товаров на протяжении периода, который исследуется, то есть относительный (в процентах) размер отклонения объема товарооборота от среднего размера.Исследования названных показателей дает возможность установить степень равномерности продажи товаров по месяцам и кварталам, выявить особенности торговли и спроса на товары, которые реализует предприятие. Чем больше значение имеют показатели, тем  менее ритмичными являются процессы реализации товаров на данном предприятии.

VI этапом- анализа розничного товарооборота является изучение факторов, имевших влияние в отчетном периоде, на его объем и структуру. С целью дается количественная оценка влияния факторов внутреннего порядка (факторов, связанных с товарными ресурсами; с численностью работников, организацией и производительностью труда, с использованием основных средств). И исследуется характер влияния факторов внешней среды (спрос потребителей на товары, предложение товаров на рыке, цены на товары, деятельность конкурентов на потребительском рынке и прочее). 

Количественная оценка влияния  отдельных факторов проводится методом  цепных подстановок и индексным  методом на базе моделей связи  факторов и объема товарооборота  предприятия.

Завершается анализ товарооборота  предприятия - VII этап - исследование запаса финансовой устойчивости предприятия, в ходе которого отмечается возможное падение объема товарооборота (в абсолютном и в относительном измерении) до достижения критического предела "точки безубыточной деятельности".

Допустимые пределы снижения объема товарооборота характеризует порог  безопасности предприятия (ПБто) и запас  финансовой устойчивости (ЗФСто). Их значения рассчитываются так:

                                                  ПБто=Тф-Тб/з;

                                                ЗФСто=Тф/(Тб/з),

Где Тф –фактический объем товарооборота  предприятия;

Тб/з  - объем товарооборота, при каком обеспечивается безубыточная деятельность.

Чем больше значение имеют порог  безопасности и запас финансовой устойчивости предприятия, тем лучше  осуществляется процесс управления объемом, составом и структурой товарооборота  с точки зрения обеспечения условий  для его самоокупаемости и  самофинансирования.

17.  Анализ закупок и реализации сельскохозяйственной продукции.       1. Формы и методы организации закупок сельхозпродукции.                  Выход на рынок представителей многочисленных хозяйственных организаций с прямыми закупками необходимой им продукции (например, сельхозпродукции) привел к тому, что закупки массовых товаров стали переходить в руки посреднических структур. Однако прямые закупки производственными предприятиями сырья и полуфабрикатов имеют и будут иметь превалирующее значение в обозримой перспективе. Магазины могут заключать договоры поставки непосредственно с розничными торговыми организациями и предприятиями государственной торговли и потребительской кооперации. Такие хозяйственные связи устанавливаются, как правило, при условии, что поставщики и покупатели расположены в одном городе, области, не имеющей областного деления. Кроме того, непосредственные договорные связи устанавливаются, когда количество сельскохозяйственных товаров в ассортименте в период поставки не ниже минимальной нормы отгрузки или доставки. По соглашению между поставщиком и покупателем договор может быть заключен и в тех случаях, когда количество подлежащих поставке товаров ниже минимальной нормы отгрузки или доставки. Но и в этом случае следует поставить в известность орган, координирующий работу по выбору поставщиков. Договоры могут быть заключены предприятиями промышленности с находящимися в районах потребления товаров оптовыми предприятиями государственной торговли, с союзами потребительских обществ и с их оптовыми организациями. К организации закупочного процесса предъявляют следующие требования. Закупки товаров должны соответствовать профилю торговой организации, обеспечивать полное удовлетворение покупательского спроса, установленный ассортиментный перечень товаров в магазинах, выполнение плана товарооборота, поддержание нормативного уровня товарных запасов, доходность (рентабельность) торговой деятельности.  
Проведение закупок товаров возложено в розничных торговых организациях на торговый отдел. Задачами товароведов торгового отдела являются: организация изучения покупательского спроса; полное использование выделенных и изыскание дополнительных товарных ресурсов, особенно за счет местных источников, включая продукцию кооперативов и индивидуальной трудовой деятельности; контроль за выполнением поставщиками договорных обязательств и за поставкой в торговую сеть товаров в согласованном ассортименте, установленные сроки и надлежащего качества.  
Для успешного выполнения закупочного процесса в торговых организациях составляют план закупок товаров на предстоящий период. Исходной базой для планирования служат объем розничного товарооборота в составе государственного заказа, рыночные фонды товаров народного потребления и нормативный размер товарных запасов, материалы изучения покупательского спроса, а также возможность достижения высоких результатов торговой деятельности. На основе этих данных рассчитывают объем закупок, определяют возможных поставщиков, группы и подгруппы товаров, которые требуется закупить, исполнителей и сроки выполнения.  
Характерная особенность хозяйственной деятельности оптовых торговых предприятий состоит в том, что они выступают не только покупателями, но и поставщиками товаров. Поэтому Положение о поставках товаров предусматривает и такой вариант установления хозяйственных связей, когда договоры заключаются оптовыми торговыми предприятиями с розничными торговыми предприятиями и организациями и внерыночными потребителями, а когда это экономически целесообразно, с другими оптовыми торговыми предприятиями.   
Договор на поставку во всех случаях заключается в письменной форме, но документальное оформление договорных отношений может быть различным. На практике наиболее часто договорные отношения оформляются составлением одного документа, подписываемого сторонами. Вместе с тем при установлении разовых или краткосрочных договорных отношений используется и такая форма, как обмен письмами и телеграммами. В некоторых случаях договорные отношения по поставкам товаров оформляются путем подтверждения поставщиком принятия заказа покупателя.  
Договорные отношения по поставке товаров могут устанавливаться путем принятия сторонами наряда к исполнению в случаях, предусмотренных в особых условиях поставки, и когда в наряде, выданном поставщику и покупателю, содержатся все необходимые для осуществления поставки данные (количество, ассортимент, качество товаров, сроки поставки и др.), цена на товары установлена прейскурантом и не требуется согласования каких-либо дополнительных условий.  
До заключения планового договора на поставку покупатель должен представить поставщику заказ на товары, подлежащие поставке. Заказы представляются в строго установленные сроки. Во всех случаях заказы на предстоящую поставку товаров должны содержать развернутый ассортимент, количество, качество и сроки поставки. Заказ служит основой для составления поставщиком проекта спецификации, подлежащей согласованию при заключении договора. Такой порядок представления заказов является общим. Поэтому особые условия поставки отдельных товаров могут предусматривать иной порядок. Например, Особые условия поставок сельхозпродукции предусматривают специальный, отличный от общего, порядок представления заказов.  
Проект договора поставки, который составляет, как правило, поставщик, содержит следующее: наименование, количество и развернутый ассортимент подлежащих поставке товаров; качество, а в необходимых случаях сортность и комплектность товаров; общий срок действия договора и сроки (периоды) поставки; цену на товары и общую сумму договора; требования, предъявляемые к таре и упаковке; порядок отгрузки, доставки,  
Договоры поставки могут быть заключены на оптовых ярмарках. Этот способ установления договорных отношений имеет ряд преимуществ. На ярмарке покупатель имеет возможность ознакомиться с образцами подлежащих поставке товаров, в короткий срок заключить договор. Между поставщиком и покупателем, кроме того, устанавливаются личные контакты, способствующие более оперативному заключению договора. В рыночных условиях хозяйствования особое значение приобретает установление оптимального срока, на который заключается договор. Согласно общему правилу, установленному Положением о поставках товаров, договоры могут заключаться на 5 лет, на год или иной период (краткосрочные, сезонные и др.), а также на разовые поставки.  
К числу преимуществ длительных и долгосрочных договоров поставки следует отнести следующие: возможность обеспечить более благоприятные и устойчивые условия снабжения розничной торговой сети; содействие поставщику в увеличении производства новых видов товаров; возможность более активного воздействия на производство товаров народного потребления с учетом изменения спроса и более полного удовлетворения заказов оптовых покупателей.  

 2. Анализ  реализации  сельскохозяйственной  продукции.

 В отличие  от промышленных, сельскохозяйственные  предприятия реализуют не всю  полученную продукцию.  Часть  ее (семена,  фураж, сырье для  переработки) используется на  производственные цели.  От  рационального  использования продукции  собственного  производства  зависит,  с одной стороны, расширение отраслей растениеводства и животноводства,  а  с другой – рост  товарности производства и финансовое состояние предприятия. Причем повышение уровня товарности не должно происходить искусственно, за счет неполного удовлетворения потребностей хозяйства. Экономически неоправданно и создание лишних запасов, так как это приводит к уменьшению объема реализации продукции, создаются условия нерационального их использования.  

       Анализ использования продукции  проводится на основе  данных  годовой  отчетности  "Баланс  продукции" и плана предприятия  путем сравнения  фактических   данных  с прогнозными и данными  прошлых лет по каждой статье  прихода продукции (валовой сбор,   обмена продукцией,  прочие поступления)  и расхода (реализация государству,  на рынке,  другим организациям  по договорным ценам,  бартерный  обмен, работникам хозяйства,  расход на семена, фураж, подстилку,  сдача в обмен, в переработку,  прочие расходы на собственные  нужды, естественная убыль при  хранении, гибель, порча и т.д.).

       Основную долю в общих расходах  продукции  на  внутрихозяйственные  нужды занимают расходы на семена и фураж. Увеличения расхода посевного материала может быть вызван расширением посевной площади и изменением  нормы высева на 1 га.

        Перерасход продукции на кормовые  цели  может  произойти  за  счет увеличения поголовья животных  и норм кормления.Особое внимание  при анализе использования продукции  нужно уделять обеспечению ее  сохранности,  недопущению потерь  на всем пути от производителя  до потребителя. 

        В ходе  последующего  анализа изучаются динамика и выполнение  плана реализации продукции по каждому виду и в целом  по  хозяйству  с учетом каналов реализации (государству, на рынке, другим организациям, работникам хозяйства и т.д.). 

      Следует также изучить выполнение  плана и динамику уровня товарности по каждому  виду продукции и в целом по хозяйству.  Уровень товарности – это  отношение объема реализованной продукции к объему ее производства в натуральном выражении или в сопоставимых ценах.

        Изменение  объема реализации продукции складывается  под  воздействием многочисленных  факторов.  Важнейшими  из них являются изменение объема производства продукции  (VВП) и уровня товарности  (УТ):                                                                     

Информация о работе Комплексный анализ показателей оборота розничной торговли