Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:25, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим» и вынесение предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового состояния;
- исследовать теоретические аспекты финансового анализа;
- рассмотреть концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия;
- дать общую характеристику производственно-экономической деятельности ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- проанализировать существующие методики анализа финансового состояния предприятий (организаций);
- выполнить оценку состояния и динамики развития предприятия ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- предложить пути улучшения финансового состояния в условиях экономического кризиса.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и цели анализа финансового состояния предприятия
1.2 Концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия
1.3 Методика анализа финансового состояния деятельности предприятия
2 Анализ показателей финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим»
2.1 Краткая характеристика производственно-экономической деятельности предприятия
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
3 Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях
3.1 Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия
3.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия в условиях финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ан фин сос пр.docx

— 115.72 Кб (Скачать документ)

В современной практике различают множество форм привлечения  заемного капитала. Среди них все  виды банковских кредитов, облигационный  займ, товарный (коммерческий) кредит, внутренняя кредиторская задолженность.

В силу многочисленности и разнообразия источников заемного финансирования политика привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия. Процесс формирования этой политики проходит в несколько этапов.

На первом этапе  анализируется сложившаяся практика привлечения и использования  заемных средств, в результате которой  принимается решение о целесообразности их использования в сложившихся  объемах и формах. Для этого необходимо:

- изучать общий  объем привлечения заемных средств  и его динамика в сопоставлении  с объемом активов, масштабом  операционной деятельности и  инвестиционными программами;

- рассматривать и  анализировать в динамике основные  формы привлечения заемных средств;

- изучать эффективность  использования заемных средств с помощью показателей оборачиваемости и рентабельности.

Учитывая, что важнейшим  условием эффективности привлечения  заемного капитала является его целевое  использование, на втором этапе определяются цели привлечения заемных средств в предстоящем периоде. В качестве таковых выступают:

- формирование недостающих  объемов инвестиционных ресурсов;

- пополнение постоянной  части оборотных активов;

- обеспечение формирования  переменной части оборотных активов;

- при любой модели  финансирования активов эта их  часть полностью или частично  финансируется за счет заемных  средств;

- обеспечение социальных  программ.

На третьем этапе  разработки политики привлечения заемных  средств определяется предельный объем  заимствований. Лимит использования  заемных средств в хозяйственной деятельности определяется двумя факторами:

- эффектом финансового  левериджа - механизмом управления рентабельностью собственного капитала за счет оптимизации соотношения собственных и заемных средств;

- финансовой устойчивостью  организации в долгосрочной перспективе  с позиций самого хозяйствующего  субъекта и с позиций возможных  его кредиторов.

На четверном этапе  оценивается стоимость привлечения  заемного капитала из различных источников и общий размер средств, необходимых  для обслуживания желаемого объема заимствований.

На пятом этапе  определяется структура объема заемных  средств, привлекаемых на кратко - и  долгосрочной основе, и состав основных кредиторов, формируются приемлемые условия привлечения заимствований.

И, наконец, важнейшим  этапом политики привлечения заемных  средств и управления заемным  финансированием в целом является обеспечение эффективного использования  кредитов и своевременных расчетов по ним.

Резервы улучшения  финансового состояния предприятия  могут быть выявлены с помощью  маркетингового анализа по изучению спроса и предложению, рынков сбыта  и формирования на этой основе оптимального ассортимента и структуры производства продукции. Предлагаемые предприятием для реализации продукты должны появиться  на рынке в нужном месте, в нужное время и по хорошо обдуманной цене [28].

Единство трудового  коллектива, рациональное делегирование  ответственности, надлежащие нормы  управления характеризуют хорошую  организацию деятельности предприятия, обеспечивающую необходимую специализацию  и координацию управленческих процессов, а следовательно, более высокий уровень эффективности хозяйствования любой сложной производственно-хозяйственной системы. При этом последняя для поддерживания высокой эффективности хозяйствования должна быть динамичной и гибкой. Периодически изменяться в соответствии с новыми задачами, возникающими при каждой новой ситуации на рынке.

В условиях преобладания трудоемких процессов более совершенные  методы работы становятся достаточно перспективными для роста эффективности  деятельности предприятия. Постоянное совершенствование методов труда  предусматривает анализ состояния  и аттестацию рабочих мест, повышение  квалификации кадров, обобщение и  использование накопленного на других родственных предприятиях положительного опыта.

Следует уделить внимание менеджменту, так как менеджмент - как управление в условиях рынка - обеспечивает ориентацию фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов  продукции, которые пользуются спросом  и способны приносить фирме предполагаемую прибыль. Надлежащий стиль управления как составной элемент современного менеджмента является действенным  фактором повышения эффективности  деятельности любого предприятия. Производство - процесс сложный по технологии, по организации, по сочетанию различных  видов деятельности.

Руководитель не может, да и не должен брать на себя то, что  гораздо лучше могут сделать  другие. Менеджер должен, прежде всего, проявить предприимчивость при подборе  команд, он должен окружить себя профессионалами, довериться более компетентным специалистам - по производственным вопросам, по маркетинговым  исследованиям, планированию финансов и т.д. Себе же оставить лишь то, что  входит непосредственно в компетенцию  организатора. Организовывать - значит определить цель, знать и трезво оценивать имеющиеся ресурсы  и уметь использовать их для достижения целей. Организовывать - значит уметь  формировать задачу, доводить её до непосредственного исполнителя  и контролировать исполнение. Организовывать - значит уметь принимать решения, уметь распределять обязанности  и ответственность. Организовывать - значит планировать, управлять, анализировать. Здесь недостаточно одной интуиции и даже таланта, нужны знания [20, с. 373].

Анализ российской практики хозяйствования показывает, что неустойчивое финансовое положение  наблюдается как у предприятий, переживших спад производства и имеющих  признаки неплатежеспособности, так  и у предприятий, которые, наоборот, отличаются высоким ростом и оборачиваемость  капиталом, но имеют высокий уровень  условно - постоянных затрат и постоянно  теряют прибыль [25, с. 58].

Руководитель должен комплексно решать проблему выживания  предприятия, используя все возможные  резервы - как внешние, так и внутренние. Использование всех приемлемых резервов для снижения себестоимости было бы весьма полезным мероприятием, направленным на компенсацию потерь в прибыли  от снижения цен. Сокращение издержек необходимо для того, чтобы выстоять в условиях конкуренции на рынке  и гарантировать фирме финансовый успех. Руководству ОАО «НКНХ» хотелось бы рекомендовать предпринять все  обоснованные действия по снижению не только переменных, но и условно - постоянных затрат.

Переменные затраты  возрастают, либо убывают пропорционально  объему производства. Они включают в себя: расходы на закупку сырья  и материалов; потребление энергии  для технологических целей; транспортные издержки и другие расходы. Сокращение переменных издержек возможны за счет приобретения материальных запасов  и конструкций по более низким ценам, снижения транспортных расходов и т.д.

Постоянные затраты  не следуют за динамикой объёма производства. К таким затратам относятся амортизационные  отчисления, оклады управленческих работников, административные расходы и т.п. Снизить данные издержки возможно за счет пересмотра политики начисления амортизации, связанной с увеличением  срока службы основных средств. Реализация данного мероприятия вполне реальна, т.к. имея удовлетворительную ремонтную  базу ОАО «НКНХ» в состоянии обеспечить более длительную эксплуатацию различных  машин, станков и механизмов.

В отличие от переменных большую часть постоянных затрат при сужении деятельности предприятия  и снижении выручки от реализации (в нашем случае) уменьшить нелегко. Каким же образом возможно, не меняя  структуру издержек, и снижая цены на услуги не только стабилизировать  финансовое положение, но и улучшить финансовый результат.

Показателем рыночной стабильности фирмы является её способность  успешно развиваться в условиях трансформации внешней и внутренней среды. Для этого необходимо располагать  гибкой структурой финансовых ресурсов и при возникновении потребности  иметь возможность привлекать заемные  денежные средства, т.е. быть кредитоспособным [42].

Кредитоспособность  свидетельствует о потенциале предприятия в своевременном возврате кредитов с процентами при сохранении благоприятной для предприятия динамикой прибыли. Необходимость привлечения внешних источников финансирования не всегда связана с недостаточностью внутренних источников финансирования. Данными источниками, как известно, являются нераспределенная прибыль и амортизационные отчисления.

Рассматриваемые источники  самофинансирования стабильны, но ограничены стоимостью и сроком использования  оборудования, скоростью оборота  денежных средств, темпам реализации продукции, величиной текущих расходов. Поэтому  свободных денег часто (если не всегда) не хватает, и дополнительное их вливание, направленное на увеличение оборачиваемости  активов будет крайне полезным.

Таким образом, только умелое и комплексное использование  всей системы названных выше факторов обеспечивает достаточные темпы  роста эффективности производства. При этом обязательность учета внешних  факторов не является такой жесткой, как внутренних факторов эффективности  деятельности предприятия.

Заключение

Стабильный успех  предприятия зависит от четкого  и эффективного планирования им своей  деятельности, регулярного сбора  и аккумулирования информации о  состоянии рынков и собственных  перспективах и возможностях, что  позволяет ему вырабатывать стратегию  и тактику финансово хозяйственной  деятельности.

Важность и необходимость  проведения анализа финансово - хозяйственной  деятельности определяются также изменением парадигмы управления в переходной экономике: постепенным переходом  от производственной к маркетинговой  ориентации управления в сочетании  с изменением логики планирования. В современных условиях, когда  предприятия ограничены в возможностях расширения ресурсного потенциала, анализ внутренних возможностей и ресурсов предприятия должен стать отправной  точкой планирования деятельности предприятия. Активное управление финансами предприятия, достижение желаемых финансовых результатов  хозяйствования требует не только соизмерения  полученных доходов с затратами, но и повседневной оценки финансового  положения предприятия.

В дипломной работе были рассмотрены основные теоретические  и методологические аспекты формирования и оценки финансового состояния  предприятия, проведен анализ финансового  состояния научно-производственного  предприятия ОАО «Нефтекамскнефтехим», выявлены проблемы и пути улучшения финансового состояния предприятия.

В ходе проведенных  исследований, динамика большинства  показателей свидетельствовала  об устойчивом финансовом положении  предприятия. В результате оценки платежеспособности и ликвидности с помощью финансовых коэффициентов ОАО «Нефтекамскнефтехим» оказалось платежеспособным, т.е. способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Анализ финансовой устойчивости предприятия, говорит  о том, что предприятие находится  в устойчивом финансовом положении. Это обусловлено тем, что источников собственных и долгосрочных средств в течение всего анализируемого периода достаточно для покрытия запасов, достаточно также общей величины источников формирования запасов. Капитал предприятия в основном сформирована за счет собственных средств - доля заемного капитала в 2008 г. составила 17 %. Оборотные средства также финансируются за счет собственных источников. Основной элемент оборотного капитала - запасы - обеспечены собственными источниками их покрытия. Высокие значения коэффициентов также говорят о платежеспособности предприятии.

На предприятии  наблюдается улучшение в использовании  имущества. С каждого рубля средств, вложенных в активы, предприятие  получило в отчетном 2008 году прибыли  больше, чем в предыдущем периоде. При анализе показателей рентабельности показал, что анализируемое предприятие  является рентабельным. ОАО «Нефтекамскнефтехим» имеет достаточно высокий уровень экономической рентабельности собственного капитала, который составляет 23,35 % в 2008г. Коэффициент рентабельности продаж, исчисленного по чистой прибыли не высокие значения, он недостаточен для устойчивости финансового положения. К тому же коэффициент имеет тенденцию к снижению. В 2007 г. коэффициент снизился на 4,54 процентных пункта по сравнению с 2006 г. На такое снижение оказали влияние два фактора снижение объема продаж и увеличение себестоимости продукции. В 2008 г. значение данного коэффициента увеличивается на 2,65 процентных пункта по сравнению с 2007 г. и составило 7,12 %, т.е. с 1 рубля вложенных средств предприятием получено 7,12 % чистой прибыли. Это в свою очередь свидетельствует о повышении объемов продаж и уменьшении себестоимости продукции.

Исходя из соотношения  положительных и отрицательных  сторон работы предприятия, были даны следующие рекомендации по улучшению  его финансового состояния:

- снизить дебиторскую  задолженность и ускорить оборачиваемость  запасов. Этого можно достичь,  расширяя клиентскую базу ОАО  «Нефтекамскнефтехим». При активной работе коммерческой службы, а соответственно увеличении числа клиентов возрастет оборачиваемость запасов клиентского оборудования;

Информация о работе Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях