Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:25, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим» и вынесение предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового состояния;
- исследовать теоретические аспекты финансового анализа;
- рассмотреть концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия;
- дать общую характеристику производственно-экономической деятельности ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- проанализировать существующие методики анализа финансового состояния предприятий (организаций);
- выполнить оценку состояния и динамики развития предприятия ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- предложить пути улучшения финансового состояния в условиях экономического кризиса.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и цели анализа финансового состояния предприятия
1.2 Концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия
1.3 Методика анализа финансового состояния деятельности предприятия
2 Анализ показателей финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим»
2.1 Краткая характеристика производственно-экономической деятельности предприятия
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
3 Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях
3.1 Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия
3.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия в условиях финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ан фин сос пр.docx

— 115.72 Кб (Скачать документ)

Результатом проведения анализа для внутреннего пользователя является комплекс управленческих решений - сочетание различных мер, направленных на оптимизацию производства и реализации продукции предприятия с учетом влияния изменений макро- и микроэкономической среды [21, с. 55].

Каждое предприятие, являясь субъектом рыночных отношений, взаимодействует с другими экономическими агентами. В их число входят поставщики, потребители, кредиторы, инвесторы  и т.д. Исследование предприятия  сторонними организациями касается, в основном, реализации конкретных планов в отношении данного предприятия: приобретения, кредитования, заключения и выполнения контрактов. В этом случае результаты финансового анализа  предназначены для внешних пользователей.

Организации, предоставляющие  кредит, прежде всего интересуются анализом ликвидности предприятия. Поскольку в настоящее время реально получить лишь краткосрочные кредиты, то лучше всего способность предприятия выполнить эти обязательства может быть оценена именно посредством анализа ликвидности.

Держатели акций предприятия  хотят знать об уровне ликвидности, преимущественно о его способности  обслуживать долги, то есть выплачивать  проценты и погашать основную сумму  кредита. Оценить эту способность  можно, проанализировав структуру  капитала предприятия, основные источники  и использование фондов, рентабельность предприятия на протяжении длительного  периода и прогнозную оценку рентабельности в будущем.

По отношению к  внешнему управлению основным показателем  является норма прибыли на инвестиции в различные активы и эффективность  управления этими активами [35, с. 16].

С различиями в постановке задач анализа связаны различия в выборе показателей, определяющих управленческие решения внутренних и внешних пользователей информации.

Безусловно, можно  выделить показатели, в равной степени  важные как для внешних, так и  для внутренних аналитиков (например, ликвидность, величина денежного потока и т.д.). Тем не менее, для каждой из указанных групп существует особый набор показателей, которые являются определяющими при принятии решения  относительно рассматриваемого предприятия.

Таким образом, проведению анализа финансового состояния  предприятия предшествует определенность в том, с чьей точки зрения будет  выполняться эта работа [34, с. 20].

Об изменении финансового  состояния сигнализирует изменение  финансовых показателей, полученных при  анализе движения денежных средств, ликвидности и финансовой устойчивости, эффективности деятельности фирмы. Колебания во внешней среде могут  резко изменить финансовое состояние  фирмы и даже привести к ее банкротству.

Факторами влияния  внешнего окружения могут быть процентные ставки, обменные курсы, товарные цены, цены акций и т.п. Причем фирма, на которую оказывает влияние изменение  финансовых цен, вовсе не обязательно  должна быть непосредственно связана  с рынком, на котором меняются эти  цены.

Большинство преуспевающих  фирм знают, как управлять внутренними  процессами. Основные производственные риски связаны с такими сферами  производственной деятельности, как  выбор технологии производства, способ поставки товаров и услуг клиентам, выбор направления научно - исследова-тельских работ и т.д.

Однако с внешним  окружением проблема иная - имеется  в виду, что эти риски определяются событиями, происходящими вне фирмы. Проявления таких рисков могут привести к краху даже очень эффективного производителя с прекрасным менеджментом. По этой причине совершенно недостаточно управлять только основными производственными  процессами - следует обращать внимание и на влияние внешней среды на финансовое состояние фирмы [6, с. 152].

Внешняя среда неоднородна  и дифференцирована по силе, периодичности, характеру влияния на предприятие. С позиций современного менеджмента  мы будем рассматривать внешнюю  среду как совокупность субъектов  и сил, находящихся за пределами  предприятия и оказывающих какое - либо влияние на его финансовое состояние [2, с. 200].

Существуют различные  подходы к описанию структуры  внешней среды организации. Чаще всего в современной литературе внешняя среда организаций рассматривается  как двухуровневая система, состоящая  из микро - (среды непосредственного  окружения) и макросреды (среды косвенного окружения), каждая из которых включает определенные факторы, или субсреды. Но необходимо помнить, что косвенное влияние не менее реально.

При анализе влияния  внешней среды на финансовое состояние  предприятия можно в большей  степени детализировать внешнее  окружение по силе воздействия на:

- анализ макроокружения;

- анализ состояния  и перспектив развития отрасли;

- анализ конкурентной  среды в отрасли;

- анализ влияния  конкурентов.

Макроокружение создает  общие условия, в которых действует  предприятие, определяя для него и других предприятий границы  допустимого и недопустимого. Подобно  тому как атмосфера по - разному действует на людей, так и макроокружение в разной степени влияет на предприятия в зависимости от уровня их «здоровья».

Макроокружение по отношению к предприятию выступает:

- как причина и  условие ограничения (или возможности  расширения) деятельности;

- как предпосылка,  вызывающая необходимость изменений  на предприятии.

Состав макроокружения, характеристика его составляющих и  их влияние на организацию приводятся ниже.

Социальная составляющая представляет собой комплекс социальных явлений и процессов. Она характеризуется  численностью и структурным составом населения, уровнем образования, стилем жизни, привычками, традициями, трудовой этикой, готовностью людей терпеть лишения, связанные с проводимыми реформами [38, c. 168].

Экономическая составляющая определяется уровнем и особенностями  рыночного механизма. Изучаются  многие ее стороны и, в первую очередь, уровень экономического развития, бюджет страны и его выполнение, доступность  ресурсов, доходы населения, уровень  безработицы, уровень налогообложения, инфляция, процентные ставки, производительность труда, величина заработной платы.

Правовая составляющая устанавливает права, ответственность  и обязанности предприятий, определяющие правила деловых взаимоотношений, отношения предприятия с обществом, ограничения на отдельные виды деятельности, права потребителей продукции, порядок  регистрации предприятия, его санации  и др.

Политическая составляющая представлена органами государственной  власти и конкурирующими партиями и  группами.

Технологическая составляющая представлена факторами научно-технического прогресса в области производства, материалов и продуктов. Ряд этих факторов создаются внутри, но в  значительно большей степени - вне  фирм, в научных организациях, научно - технических центрах.

Технологические факторы  являются основной движущей силой появления  новых отраслей и производств, глубокого  изменения действующих отраслей.

Поэтому отслеживание процесса появления новых идей, развития продукта, технологии его изготовления, новых методов продвижения товара к потребителю, новых способов рекламы, новых информационных систем не только открывает более широкие перспективы  перед предприятиями, но и создает  новые угрозы: сокращается цикл создания нового продукта, продукт становится все более дифференцирован, появляются новые конкуренты [36, c. 129].

К среде непосредственного  окружения относят ту часть внешней  среды, с которой предприятие  имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики. В случае необходимости  изучают также организацию торговли, деятельность посредников. Помимо этого  объектом изучения является местоположение предприятия на рынке среди конкурентов.

Задача анализа  состоит в оценке состояния и  развития ситуации на рынке и определении  конкурентных позиций предприятия  на нем, от которых зависит его  дальнейшее финансовое благополучие.

Анализ следует  проводить, как правило, от общего к  частному, то есть начиная с изучения общих социально - экономических условий, складывающихся в отрасли, увеличивая затем степень информированности и конкретизации. Объектами изучения являются все элементы отраслевого рынка и возникающие на нем ситуации.

Главная цель анализа - своевременно выявлять и устранять  недостатки в финансовой деятельности и находить резервы улучшения  финансового состояния предприятия  и его платежеспособности.

Анализ финансового  состояния предприятия необходимо проводить не только в случаях  экономических затруднений, но и  для того, чтобы их предвидеть, избежать, наиболее рационально использовать долгосрочные, нематериальные, текущие  активы, собственный и заемный  капитал [7, с. 132].

4

Рисунок 3 - Схема проведения исследования влияния окружения  на финансовое состояние фирмы

На  рисунке 3 представлена схема проведения исследования влияния  внешнего окружения  на финансовое состояние  фирмы [40, с. 55].

Основные проблемные вопросы, возникающие и учитываемые  в ходе проведения финансового анализа  предприятия, заключаются в выявлении  тенденций и закономерностей  развития предприятия на исследуемый  период; определении «узких» мест производства и степени их влияния  на финансовое состояние; выявлении  резервов, которые можно использовать для улучшения финансового состояния [33, с. 94].

Финансовый анализ предполагает изучение финансовой отчетности, содержащейся в таких источниках информации как «Баланс предприятия», «Отчет о прибылях и убытках», «Отчет о движении капитала», «Сведения  о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг)», «Сведения  о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов», ряде других, внутренних и  внешних для конкретного предприятия.

Перечисленная финансовая отчетность выполняет ряд наиболее главных и наиболее важных функций. Во - первых, она дает представление о средствах и обязательствах предприятия на конкретный момент, обычно на конец года или квартала. Такая форма известна как баланс. Во - вторых, отчет о прибылях и убытках содержит сведения о выручке, затратах, налогах, прибылях предприятия за определенное время. Но если баланс представляет собой моментальную фотографию финансового состояния предприятия, то отчет о прибылях и убытках рисует картину рентабельности предприятия на протяжении определенного периода. Из этих документов можно получить и некоторую производную информацию, например, о нераспределенной прибыли или об источниках формирования и использования фондов.

При проведении анализа  финансового состояния предприятия  в настоящее время на первый план выдвигается проблема выбора методики, на основе которой производится расчет основных показателей оценки финансовой устойчивости и платежеспособности, а также интерпретация показателей.

1.3 Методика анализа финансового состояния деятельности

предприятия

Для решения конкретных задач финансового анализа применяется  целый ряд специальных методов, позволяющих получить количественную оценку отдельных аспектов деятельности предприятия.

Анализ финансовых коэффициентов базируется на расчете  соотношения различных абсолютных показателей между собой. В процессе осуществления этого анализа  определяются различные относительные  показатели, характеризующие различные  аспекты финансовой деятельности. Наибольшее распространение получили следующие  аспекты такого анализа: финансовой устойчивости, платежеспособности, оборачиваемости  активов и рентабельности [39].

Финансовая устойчивость характеризуется системой абсолютных и относительных показателей. Соотношение  стоимости материальных оборотных  средств (запасов и затрат) и величин  собственных и заемных источников их формирование определяет финансовую устойчивость [3, с. 3].

Таблица 1 - Финансовые коэффициенты для расчета платежеспособности

 
Название  коэффициента Значение Формула для расчета  
Коэффициент абсолютной ликвидности

()

Показывает, какая  доля краткосрочных долговых обязательств может быть покрыта за счет денежных средств и их эквивалентов в виде рыночных ценных бумаг и депозитов, т.е. практически абсолютно ликвидных активов. , (1)  
Коэффициент быстрой (сроч-ной) ликвидности () Показывает, какую  часть краткосрочной задолженности  предприятие может погасить за счет денежных средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторских долгов. , (2)  
Коэффициент текущей ликви-дности () Показывает, достаточно ли у предприятия средств, которые  могут быть использован для погашения краткосрочных обязательств. Нижняя граница обусловлена тем, что оборотных средств должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе компания окажется под угрозой банкротства. Превышение оборотных средств над краткосрочными обязательствами более чем в три раза, является нежелательным, поскольку может свидетельствовать о нерациональной структуре активов. (3)  
       

Информация о работе Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях