Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 15:25, дипломная работа

Описание

Целью выпускной квалификационной работы является изучение финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим» и вынесение предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность финансового состояния;
- исследовать теоретические аспекты финансового анализа;
- рассмотреть концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия;
- рассмотреть показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия;
- дать общую характеристику производственно-экономической деятельности ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- проанализировать существующие методики анализа финансового состояния предприятий (организаций);
- выполнить оценку состояния и динамики развития предприятия ОАО «Нефтекамскнефтехим»;
- предложить пути улучшения финансового состояния в условиях экономического кризиса.

Содержание

Введение
1 Теоретические аспекты оценки финансового состояния предприятия
1.1 Сущность и цели анализа финансового состояния предприятия
1.2 Концептуальный подход к оценке финансового состояния предприятия
1.3 Методика анализа финансового состояния деятельности предприятия
2 Анализ показателей финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим»
2.1 Краткая характеристика производственно-экономической деятельности предприятия
2.2 Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
3 Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях
3.1 Зарубежный опыт оценки финансового состояния предприятия
3.2 Пути улучшения финансового состояния предприятия в условиях финансового кризиса
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ан фин сос пр.docx

— 115.72 Кб (Скачать документ)

Обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств формирования запасов  и затрат, получаемый в виде разницы  между величиной источников средств  и величиной запасов и затрат. При этом имеются в виду обеспеченность запасов и затрат такими источниками, как собственные и оборотные  средства, долгосрочные и краткосрочные  кредиты и займы, кредиторская задолженность  только в части задолженности  поставщикам, зачтенная банком при  кредитовании [6].

Для характеристики источников средств формирования запасов используют несколько показателей, отражающих различную степень охвата разных видов источников:

наличие собственных оборотных средств. Определить эту величину можно как разность величиной и источников собственных средств и стоимостью основных вложений ():

(4)

где - источники собственных  средств;

- внеоборотные активы.

наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат определяется как разность между оборотными активами и долгосрочными кредитами, займами ():

(5)

где - наличие собственных  оборотных и долгосрочных заемных  источников средств;

- долгосрочные кредиты  и займы.

показатель общей величины основных источников формирование запасов и затрат равен сумме собственных оборотных средств, долгосрочных и краткосрочных кредитов и займов ():

(6)

 

где - общая сумма  источников средств для формирования запасов и затрат;

- краткосрочные кредиты  и займы (кроме ссуд, не погашенных  в срок).

коэффициент концентрации собственного капитала (автономии, независимости) определяют по формуле () :

(7)

Дополнением к этому  показателю является коэффициент концентрации заемного капитала (финансовой зависимости) ():

(8)

Эти два коэффициента в сумме: ,

Коэффициент соотношения  заемного и собственного капитала (коэффициент  финансового риска) (), показывает величину заемных средств, приходящихся на каждый рубль собственных средств, вложенных в активы предприятия. Нормальное значение меньше 0,5.

(9)

Коэффициент маневренности () собственных средств как соотношение собственных оборотных средств к сумме собственных и долгосрочных заемных средств, оптимальное значение данного коэффициента более 0,5 [9, с. 156].

 

(10)

Коэффициент устойчивого  финансирования - показывает, какая  часть активов финансируется  за счет устойчивых источников.

Кроме того, коэффициент  устойчивого финансирования отражает степень независимости (или зависимости) предприятия от краткосрочных заемных  источников покрытия [12, с. 267].

(11)

где () - перманентный капитал;

() - сумма внеоборотных и текущих активов.

Коэффициент обеспеченности оборотных активов () собственным оборотным капиталом показывает, какая часть оборотных активов финансируется за счет собственного капитала предприятия. Нормальное значение более 0,6 - 0,8.

(12)

Коэффициент обеспеченности запасов () собственным оборотным капиталом показывает, какая часть оборотных запасов финансируется за счет собственного капитала организации [6].

Нормальное значение более 0,6 - 0,8.

(13)

 

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств ():

(14)

где - долгосрочные заемные  средства;

- собственный капитал.

Коэффициент долгосрочного  привлечения заемных средств  оценивает интенсивность использования  заемных средств для обновления расширения производства. Если долгосрочные кредиты, полученные предприятием, ведут к значительному увеличению пассива баланса предприятия, то это отражает целесообразное использование средств [32, c. 500].

Анализ  показателей деловой  активности и рентабельности.

Для оценки эффективности  использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются  показатели деловой активности и  рентабельности, которые характеризуют  относительную доходность или прибыльность различных направлений деятельности предприятия. Они более полно  отражают окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта  с наличными или использованными  ресурсами. Показатели измеряются в  относительных величинах (процентах, коэффициентах).

Оценка деловой  активности предприятия сводится к  определению эффективности управления капиталом, находящимся в распоряжении предприятия. Основными показателями являются:

выручка от реализации и чистая прибыль (позволяет оценить эффективность управление всей суммой авансированного капитала);

производительность труда (оценивает эффективность управления трудовыми ресурсами - человеческим капиталом, в том числе и предпринимательскими способностями менеджеров);

оборачиваемость оборотных средств (позволяет оценить эффективность оборотным капиталом и др.) [41, с. 363].

Рентабельность - относительный  показатель, который обладает свойствами сравнимости, может быть использован  при сравнении деятельности разных хозяйственных субъектов. Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности. Показатели рентабельности объединяют в несколько групп:

- показатели, характеризующие  рентабельность издержек производства;

- показатели, характеризующие  рентабельность продаж;

- показатели, характеризующие  доходность капитала и его  частей [4].

Рентабельность  затрат () характеризуется отношением прибыли от продажи продукции () к полной себестоимости реализованной продукции ():

(15)

где - общая сумма  затрат на производство и реализацию продукции, или:

(16)

Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных  средств. Рассчитывается в целом  по предприятию, отдельным его подразделениям и видам продукции.

Рентабельность  продаж (Rпизмеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость. В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж как :

- отношение прибыли  от продажи () к выручке от продажи ():

(17)

- отношение налогооблагаемой  прибыли () к выручке от продажи ():

(18)

- отношение чистой  прибыли () к выручке от продажи ():

(19)

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: показывает, сколько  получено прибыли с рубля продаж.

Коэффициенты  рентабельности капитала исчисляются отношением величины прибыли к среднегодовой величине капитала и его составных частей. При расчете коэффициентов используется налогооблагаемая прибыль (), чистая прибыль ().

В зависимости от вида капитала различают показатели рентабельности:

Рентабельность  всего имущества () - как отношение налогооблагаемой прибыли предприятия к среднегодовой стоимости имущества предприятия:

 

(20)

где - среднегодовая  стоимость имущества предприятия, определяемая по данным актива баланса  как среднеарифметическая величина на начало и конец анализируемого периода, руб.:

(21)

где , - валюта баланса (общая стоимость имущества) соответственно на начало и конец отчетного периода, которая равна сумме итогов раздела I и II актива баланса .

Коэффициент показывает сколько денежных единиц прибыли получено предприятием с единицы стоимости имущества независимо от источников привлечения средств.

Рентабельность  собственного капитала исчисляется отношением чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала() :

(22)

где - среднегодовая  стоимость собственного капитала, определяемая как среднеарифметический итог собственных  источников средств предприятия  на начало () и конец () анализируемого периода, руб.:

(23)

 

Коэффициент играет важную роль при оценке уровня котировки  акций акционерных компаний на бирже. Рентабельность имущества отличается от рентабельности собственного капитала, так как в первом случае оцениваются  источники финансирования, включая  внешние, а во втором случае оцениваются  лишь собственные.

Можно сделать вывод, что на первом этапе финансового  анализа предприятия проводят общий  анализ финансового состояния на основании экспресс- анализа, то есть баланса предприятия. Прежде всего, сравнивают итог баланса на конец  периода с итогом на начало года. Это анализ «по горизонтали», позволяющий  определить общее направление изменения  финансового состояния предприятия. На втором этапе выполняются расчеты  базовых коэффициентов, характеризующих  финансовое состояние, и их сравнение  с нормативными показателями, проводится анализ отклонений [22, c. 165].

Таким образом, в первой главе были рассмотрены теоретические  аспекты формирования финансового  состояния, изучены виды, приёмы и  методы финансового анализа, методика анализа финансового состояния, то есть основные показатели оценки финансового  состояния предприятия, их структура  и коэффициенты их определяющие, а  также факторы, от которых зависят  данные показатели. Была рассмотрена  информационная база для проведения анализа, структура баланса предприятия  и направления, по которым он анализируется.

2 Анализ показателей финансового состояния предприятия на примере ОАО «Нефтекамскнефтехим»

2.1 Общая характеристика  деятельности предприятия

ОАО «Нефтекамскнефтехим» (НКНХ) - динамично развивающееся, высокотехнологичное нефтехимическое предприятие. Производственный комплекс компании включает в себя 10 заводов основного производства, 7 центров (в т.ч. научно-технологический и проектно-конструкторский), а также вспомогательные цеха и управления.

В ассортименте выпускаемой  продукции - более ста наименований.

Основу товарной номенклатуры составляют:

- синтетические каучуки  общего и специального назначения;

- пластики: полистирол, полипропилен и полиэтилен;

- мономеры, являющиеся  исходным сырьем для производства  каучуков и пластиков;

- другая нефтехимическая  продукция (окись этилена, окись  пропилена, альфа - олефины, поверхностно-активные  вещества и т.п.).

Днем рождения ОАО  «НКНХ» является 31 июля 1967 года. В этот день потребителям была отправлена первая продукция первенца нефтехимкомбината - центральной газофракционирующей установки [23, c. 188].

За 42 год производственной деятельности компания превратилась в  крупнейший нефтехимический комплекс Восточной Европы. Продукция акционерного общества экспортируется более чем  в 50 стран Европы, Америки, Юго-Восточной  Азии. Доля экспорта в общем объеме продукции составляет 53 %.

Компания из года в  год улучшает технико-экономические  показатели своей работы. В 2008 году "НКНХ" выпустил товарной продукции  на сумму более 70 млрд. руб., в сопоставимых ценах - это более 106,4 % в сравнении  с предыдущим годом. Выручка от реализации продукции и услуг достигла 70,9 млрд. руб., что на 7,8 млрд. рублей больше взятых обязательств. Получена прибыль  от продаж 7,4 млрд. руб [14, с. 84].

ОАО «НКНХ» осуществляет масштабную инвестиционную программу, обусловленную стратегией предприятия, которая заключается в:

- укреплении позиций компании, как производителя широкого спектра каучуков, на внутреннем и внешнем рынках;

- становлении предприятия крупным игроком на рынках России и Союз Независимых Государств (СНГ) в области производства и продаж широкого спектра пластиков.

Стратегическая программа  развития компании разработана в  интеграции с основными направлениями  Президентской программы развития нефтегазохимического комплекса Республики Татарстан (РТ) и полностью соответствует ее целям и задачам. Она также корреспондируется со Стратегией развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года, реализацию которой осуществляет Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (РФ).

Информация о работе Основные направления и резервы улучшения финансового состояния предприятия в современных условиях