Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:34, дипломная работа

Описание

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

особен.анал.финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации.docx

— 196.84 Кб (Скачать документ)

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ  АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Нормативное регулирование  деятельности бюджетных учреждений

1.2 Сметное финансирование  бюджетных учреждений

1.3 Особенности налогообложения  бюджетных учреждений

1.4 Содержание и задачи  анализа финансово – хозяйственной  деятельности

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО –  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ  НПО ПУ № 4 г. УФЫ

2.1 Общая характеристика  деятельности ГОУ НПО профессионального  училища №44 г. Уфы

2.2 Анализ финансирования  бюджетного учреждения

2.3 Анализ финансово-экономических  показателей деятельности учреждения

2.4 Анализ ведения документации 

2.5 Сравнительный анализ  деятельности государственного  учреждения

3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ  ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ №  4 г. УФЫ

3.1 Совершенствование предпринимательской  деятельности образовательного  учреждения 

3.2 Совершенствование бюджетного  финансирования и контроля за расходами бюджетных средств

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  темы исследования. Для ознакомления с любой организацией необходимо изучение возможно большего числа сторон её деятельности, формирование на этой основе объективного мнения о положительных  и отрицательных моментах в работе коллектива, выявление узких мест и возможностей их устранения. При  этом необходимо использовать ряд ключевых показателей, отражающих результаты хозяйственной  деятельности анализируемой организации, которые непосредственно влияют на финансовые результаты работы и  её финансовое состояние.

Финансовое состояние - комплексное понятие, которое характеризуется системой показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых ресурсов предприятия, это характеристика его финансовой конкурентоспособности, т.е. платежеспособности, кредитоспособности, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами.

Основной целью анализа  финансового состояния является получение наибольшего числа ключевых параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом анализируется как текущее финансовое состояние предприятия, так и его прогноз на ближайшую или отдаленную перспективу, т. е. ожидаемые параметры финансового состояния.

Разработка стратегии  и тактики экономического развития организации невозможна без анализа  финансовых результатов ее деятельности, сравнения экономических показателей, характеризующих ее финансовое состояние, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно оценка финансового состояния  предприятия дает наиболее полное представление  о его ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости и положении  на рынке. На основе этих расчетов строится в дальнейшем финансовая политика организации. Финансовый анализ является неотъемлемой частью финансового планирования. Только финансовый анализ способен в комплексе  исследовать и оценить все  аспекты и результаты движения денежных средств, уровень отношений, связанных  с денежным потоком, а также возможное  финансовое состояние данного объекта.

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики  является рациональное и экономное  использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы. 
При сложившейся экономической ситуации, когда бюджетного финансирования становится недостаточно для покрытия текущих расходов, перспектива развития любого учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро – и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организации. В этой связи существенное значение имеет комплексный анализ деятельности организаций, финансируемых из бюджета. Аналитическая функция управления призвана обеспечивать оперативный, текущий и стратегический анализ информации о реальном экономическом состоянии субъекта хозяйствования, резервах экономии бюджетных ресурсов, целевом использовании выделенных государством денежных средств для деятельности организаций непроизводственной сферы.

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.

Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть экономическую  сущность и содержание анализа  финансово-хозяйственной деятельности  бюджетной организации; 

- провести расчет  и дать оценку системе показателей,  характеризующих финансовое состояние  ГОУ НПО профессиональное училище  №44 города Уфы; 

- разработать  предложения по совершенствованию  финансово-хозяйственной деятельности  ГОУ НПО профессиональное училище  №44 города Уфы.

Предметом исследования является финансово-хозяйственная  деятельность бюджетной организации.

Объектом исследования является ГОУ НПО профессиональное училище № 44 города Уфы.

Анализ основывался  на приемах сопоставления показателей  текущего и предшествующего периодов с целью выявления тенденций  их изменения, а также на методе горизонтального  анализа. В качестве инструментария для анализа использовались финансовые коэффициенты - относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношение одних  абсолютных финансовых показателей  к другим.

Источниковой базой исследования послужили: ГК РФ; отдельные законодательные и нормативные документы, касающиеся оценки финансового состояния предприятий; материалы, собранные автором в ходе прохождения преддипломной практики; учебные и методические пособия ведущих российских и зарубежных авторов таких как Ковалев В., Шеремет А.Д., Клюева А.К., Кельчевской Н.Р.,Молчанова И.П., Маркиной Е.В. и др.; материалы периодической печати.

анализ финансы деятельность бюджетная организация

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО –  ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ  ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Нормативное  регулирование деятельности бюджетных  учреждений

Каждая наука имеет  свой предмет исследования, который  она изучает с соответствующей  целью присущими ей методами.

Хозяйственная деятельность является объектом исследования многих наук: экономической теории, макро- и макроэкономики, управления, организации  и планирования производственно-финансовой деятельности, статистики, бухгалтерского учета, экономического анализа и  т.д. Экономика изучает воздействие  общих, частных и специфических  законов на развитие экономических процессов в конкретных условиях отрасли или отдельного предприятия. Статистика исследует количественные стороны массовых экономических явлений и процессов, которые происходят в хозяйственной деятельности. Предметом бухгалтерского учета является кругооборот капитала в процессе хозяйственной деятельности. Он документально отражает все хозяйственные операции, процессы и связанное с ними движение средств предприятия и результаты его деятельности.

В специальной литературе по экономическому анализу можно  встретить десятки самых разных его формулировок. Все определения  предмета АХД можно сгруппировать  следующим образом:

а) хозяйственная деятельность предприятий;

б) хозяйственные процессы и явления.

При более внимательном рассмотрении этих определений можно заметить, что анализ изучает не саму хозяйственную  деятельность как технологический  процесс, а экономические результаты хозяйствования как следствия экономических  процессов. Результаты экономических процессов как следствие планируются и прогнозируются на будущее в соответствующих показателях, учитываются по мере фактического формирования и затем анализируются. Но результаты как следствия процессов являются не предметом АХД, а объектами. Предметом же экономического анализа являются причины образования и изменения результатов хозяйственной деятельности. Познание причинно-следственных связей в хозяйственной деятельности предприятий позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать правильную оценку достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности производства, обосновать планы и управленческие решения.

Отличительные особенности  данного анализа состоят в  следующем:

- он построен исключительно  исходя из предпосылок и ограничений,  действующих в условиях централизованно  планируемой экономики и не  предполагающих наличия реальных  рыночных механизмов в экономике;

- он проводится обычно  в ретроспективном аспекте;

- его квинтэссенцией являются:

а) анализ выполнения плановых заданий по различным показателям  и  
б) жестко детерминированный факторный анализ;

- он затрагивает не  только и не столько финансовую  сторону деятельности предприятия,  сколько предполагает комплексную  оценку абсолютно разнородных  (с позиции, например, бухгалтера  или финансового менеджера) сторон  деятельности.

Анализ финансово-хозяйственной  деятельности организации может быть подразделен на два вида: финансовый и внутрифирменный. Финансовый анализ (иногда его называют внешним финансовым анализом) проводится с позиции внешних пользователей, не имеющих доступа к внутрифирменной информации, т.е. основа его информационной базы - доступная бухгалтерская отчетность. Внутрифирменный анализ (синонимы: анализ в системе управленческого учета, внутренний, внутрипроизводственный) проводится с позиции лиц, имеющих доступ к любым информационным ресурсам, циркулирующим внутри предприятия.

Поскольку все же главным  фактором для аналитика является наличие информационных ресурсов, наиболее распространено подразделение анализа  на внешний и внутренний. В рамках внешнего финансового анализа, как правило, несложно выделить процедуры, относящиеся к объекту анализа и информационно обеспеченные доступной отчетностью. Например, комплексный анализ будет включать аналитические процедуры, упорядоченные, в частности, по разделам баланса, анализ имущественного потенциала предприятия - процедуры, определяемые логикой построения актива баланса и т. д. Если речь идет о внутрифирменном анализе, то, как правило, берется соответствующая методика внешнего анализа и дополняется процедурами, информационно обеспеченными внутренней отчетностью, данными оперативного и бухгалтерского учета.

Особенность финансово-правового  статуса бюджетных учреждений состоит  в том, что основным источником его  финансирования выступает государственный (муниципальный) бюджет. Вкладывая денежные средства в бюджетные учреждения, государство должно таким образом  закладывать основы эффективной  деятельности органов государственной  власти, а также основы стабильного, культурного и экономического развития общества. Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан, законом Российской Федерации «Об  образовании», законом Республики Башкортостан «Об образовании», другими законодательными и нормативными правовыми актами, Типовым положением об учреждении начального профессионального образования, образование  и Министерства образования Республики Башкортостан.

Особенностью бюджетного учреждения является и сохраняющийся  им статус одной из разновидностей такой организационно-правовой формы некоммерческой организации, как учреждение. Законодательное определение учреждения содержится в ст. 120 ГК РФ, согласно которой это - некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В качестве разновидностей государственных или муниципальных учреждений Кодекс называет бюджетные и автономные учреждения. Пунктом 3 статьи 120 ГК РФ предусмотрено, что особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами. К таким актам можно отнести Бюджетный кодекс Российской Федерации, регламентирующий правовое положение бюджетного учреждения.

Согласно статье 161 БК РФ бюджетное учреждение – это организация, созданная органами государственной  власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций  некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов (далее – смета). В смете отражаются все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности. [1]

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации