Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:34, дипломная работа

Описание

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

особен.анал.финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации.docx

— 196.84 Кб (Скачать документ)

- включение бюджетополучателей  в процедуру разработки проекта  бюджета. Это обусловлено тем, что и действующий порядок распределения бюджетных средств, и установленное законодательством требование перехода к нормативам финансирования должны предусматривать объективно сложившиеся особенности отдельных образовательных учреждений, связанных с их профилем, материальной базой, территориальным расположением и другими факторами, которые не могут быть в полной мере учтены главными распорядителями бюджетных средств, составляющих проект бюджета;

- доведение уведомлений  о бюджетных обязательствах и  лимитов бюджетных ассигнований  одной строкой;

- предоставление права  бюджетополучателям осуществлять  расходование средств бюджета  в пределах общей суммы финансирования, самостоятельно определяя их  распределение по статьям экономической  классификации; 

- сохранение за бюджетным  учреждением остатка средств,  обоснованно образовавшегося по  состоянию на 31 декабря текущего  года на счете бюджетного учреждения.

Сейчас трудно определить направления дальнейшего совершенствования  организационно-финансовых механизмов в системе образования. Слишком  многими факторами они определяются и слишком неопределенными могут  быть и последствия изменений  такого рода. Ясно одно, необходимо отказаться от практики централизованного планирования структурных и организационных  преобразований в сфере образования, сделав основной упор на постепенный  запуск механизмов саморегулирования.

Основные подходы к  организационно-экономическому реформированию системы профессионального образования  можно сформулировать следующим  образом:

- реструктурирование действующих  потоков финансовых средств, направленное  на более эффективное их использование.  
- создание условий, стимулирующих развитие платежеспособного спроса на подготовку и переподготовку по конкретным профессиям и уровням квалификации, а также на получение дополнительного образования, т.е. формирование дополнительных (внебюджетных) источников финансирования этой сферы.

Финансирование образовательных  учреждений должно осуществляться по следующим направлениям.

- Государственный заказ. 

Финансирование госзаказа  должно осуществляться на основе нормативов в расчете на 1 студента (учащегося), которые будут дифференцированы с учетом трудоемкости и капиталоемкости  подготовки по различным специальностям. Финансирование будет производиться  без разбивки выделяемых средств  на отдельные предметные статьи. В  общий объем финансирования госзаказа  будет входить стипендиальный фонд. В то же время в нормативы финансирования госзаказа не включаются средства на инновации в сфере профессионального  образования (инновационный фонд).

Эти средства будут поступать  образовательным учреждениям из федерального бюджета пропорционально  объему получаемого ими государственного заказа.

- Региональный заказ на  подготовку специалистов устанавливается  
регионами и финансируется из региональных бюджетов.

Заказы предприятий и  частных лиц на образовательные  услуги стимулируются налоговыми льготами и, в среднесрочной перспективе, образовательными кредитами и образовательным  страхованием.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Важность финансового  анализа как одного из основных элементов  стратегического управления образовательным  учреждением сложно переоценить. Значение его возросло с тех пор, как  была расширена экономическая свобода  образовательных учреждений и их хозяйственная самостоятельность.

Очевидно, что от эффективности  управления финансовыми ресурсами  государственных образовательных  учреждений целиком и полностью  зависит результат деятельности организации в целом. Если дела в  учреждении идут самотеком, а стиль  управления в новых рыночных условиях не меняется, то никакое бюджетное  финансирование не позволит образовательному учреждению «держаться на плаву». В  первой главе данной работы рассматривались  особенности организации финансово  – хозяйственной деятельности государственного образовательного учреждения и особенности  анализа финансового состояния  государственного образовательного учреждения. Рассмотрены основные теоретические  методы проведения финансового анализа деятельности бюджетной организации, раскрыта экономическая сущность коэффициентов, применяемых при проведении анализа финансового состояния учреждения.

В главе второй, занимающей большую часть работы, было исследовано  государственное образовательное  учреждение НПО профессионального  училища № 44 города Уфы и его  финансовое положение. В ходе работы было установлено реальное положение  дел на предприятии; выявлены изменения  в финансовом состоянии и факторы, вызвавшие эти изменения.  
Динамика изменения показателей оценки имущественного состояния ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы позволяет судить о том, что величина фактических расходов на капитальный ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению, что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.

В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности  бюджетной организации:

1) Бюджетное учреждение  – организация, созданная органами  государственной власти РФ для  осуществления функций некоммерческого  характера, поэтому ее основной  деятельностью не может быть  извлечение прибыли, но в тоже  время хозрасчетная деятельность  допускается с условием направления  полученной прибыли на осуществление  уставных задач. 

2) Бюджетное финансирование  осуществляется по смете и ведение бухгалтерского учета ведется по инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях №107н.

3) Использование бюджетных  средств на цели, непредусмотренные  сметой, не разрешается.

4) Фактические расходы  на 1 января следующего года не  могут превышать объемы бюджетного  финансирования

Доходы бюджетной организации складываются из бюджетных средств и внебюджетных средств, т.к. в современных условиях бюджетные организации вынуждены самостоятельно искать дополнительные источники финансирования, оказывая платные услуги и выполняя различного рода работы.

В ходе выполнения исследования были выявлены особенности анализа  деятельности бюджетной организации:

1) Некоммерческий характер  их деятельности и затратный  принцип финансирования не предполагают  формирование позитивного финансового  результата.

2) Организации вынуждены  расходовать ресурсы не столько  в соответствии с фактической  необходимостью в них, сколько  исходя из объема выделенных  средств. 

3) Анализ проводится с  целью установить, насколько эффективно  используются бюджетные средства  и соответствуют ли качество  и объем услуг, оказываемых  населению или другим субъектам  хозяйствования, затратам, которые  несет государство по их оказанию.

4) Анализ финансирования  предполагает изучение обеспеченности  учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования.

5) Для этого плановое  финансирование сравнивается с  фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.

6) Основным источником  информации при этом является  «Отчет об исполнении сметы  расходов формы №2».

ГОУ НПО профессиональное училище № 44 города Уфы по Уставу для реализации основных задач имеет  право:

- самостоятельно с учетом  государственных образовательных  стандартов разрабатывать, принимать,  реализовывать образовательные  программы начального профессионального  образования на базе основного  общего и среднего общего образования;

- разрабатывать и утверждать  учебный план, годовой календарный  учебный график и расписание  занятий; выбирать формы, средства  и методы обучения и воспитания  в пределах, определенных Законом  Российской Федерации "Об образовании"  и Законом Республики Башкортостан  «Об образовании»;

- самостоятельно выбирать  систему оценок, формы, порядок  и периодичность промежуточной  аттестации обучающихся. 

Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей и видам, ради которых оно  создано.

Учреждение имеет право  осуществлять следующие виды предпринимательской  и иной приносящей доход деятельности:

1) оказывать дополнительные  образовательные услуги (на договорной  основе), в том числе за плату,  за пределами основных образовательных  программ начального профессионального  образования, определяющих статус  Учреждения: физкультурно-оздоровительные  услуги (спортзал);

2) оказывать услуги по  эксплуатации подразделения общественного  питания (столовая):

3) привлекать для осуществления  своей уставной деятельности  дополнительные источники финансов  и материальных средств;

4) реализовывать собственную  продукцию, изготовленную учебными  мастерскими, работы и услуги, выполняемые Учреждением;

5) проводить благотворительные  мероприятия в порядке, установленном  законодательством Российской Федерации  и Республики Башкортостан;

6) вести другие приносящие  доход внереализационные операции, непосредственно не связанные  с собственным производством  предусмотренных настоящим Уставом  продукции, работ, услуг и с  их реализацией;

7) устанавливать прямые  связи с иностранными организациями.

Анализ структуры доходов  бюджета ГОУ НПО профессионального  училища № 44 города Уфы показал, что финансовое обеспечение деятельности этой организации формируется за счет средств бюджета Республики Башкортостан на основе утверждаемой сметы доходов и расходов.

Показатели деловой активности имеют тенденцию к снижению, что  свидетельствует о снижении эффективности  использования финансовых ресурсов ГОУ НПО профессионального училища  № 44 города Уфы.

Вышеперечисленные тенденции  свидетельствуют о назревшей  необходимости руководству ГОУ  НПО профессионального училища  № 44 города Уфы обратить внимание на оценку финансового состояния учреждения.

Нужно сказать, что необоснованно  высокий уровень производственных запасов, значительно влияющий на общую  оборачиваемость активов предприятия; негибкая политика расчетов с заказчиком и клиентом на условиях взаимной выгоды, предполагающей в частности систему  скидок - все это говорит о неумелом управлении капиталом. Проведенный  анализ также показал, что доходность собственного капитала снизилась в  отчетном году. Это вызвало уменьшение отдачи с каждого рубля вложенных  средств за прошлый год. Показатель фондоотдачи в 2009 году сократился на 11 % по сравнению с 2008 годом.

Налицо тенденция к  снижению финансовой устойчивости. Поэтому  для стабилизации финансового состояния  учреждения хотя бы до уровня прошлых  лет предлагается провести следующие  мероприятия, позволяющие оптимизировать финансово-экономическую деятельность рассматриваемого учреждения:

В целях увеличения поступлений  от платной образовательной деятельности предлагается провести ряд мероприятий:  
- разработать рекламную кампанию по продвижению образовательных услуг ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы;

- организовать работу  по проведению рекламной кампании  на территории г. Уфы и Республики  Башкортостан;

- провести просветительскую  работу среди выпускников школ  и лиц, состоящих на учете  в центрах занятости и на  биржах труда; 

- организовать день открытых  дверей, в рамках которого провести  презентационные занятия по коммерческим  курсам.

В целях увеличения добровольных пожертвований и взносов рекомендуется  разработать и внедрить ПР – кампанию для привлечения благотворительных организаций на территории г. Уфы и РБ. Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Во избежание осложнения проведения финансового анализа, снижения оперативности принятия управленческих решений и увеличения вероятность возникновения ошибок в отчетной документации, предлагается внедрить автоматизированная система бухгалтерского учета «Смета», разработанную НПО «Криста».

Перечисленные мероприятия  позволят усовершенствовать финансовую деятельность ГОУ НПО профессионального  училища № 44 города Уфы, получить дополнительные внебюджетные источники финансирования.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюджетный кодекс Российской  Федерации от 31.07.98г. № 145-ФЗ // Информационно – правовая база данных «Консультант - плюс».

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации. Часть 1. – М., 1998.

3. Приказ Минфина России  от 30.12.99г. № 107н «Об утверждении  Инструкции по бухгалтерскому  учету в бюджетных учреждениях» // Информационно – правовая база  данных «Консультант - плюс».

4. Федеральный закон “Об  образовании” (в ред. Федерального  закона от 3.01.96 № 12-ФЗ)

5. Федеральный закон «О  федеральном бюджете на 2004 год»  от 10.12.2003 г.

6. Федеральный закон «  О некоммерческих организациях»  от 12 января 1996 года N 7-ФЗ

7. Положение по ведению  бухгалтерского учета и бухгалтерской  отчетности в Российской Федерации,  утвержденное Приказом Минфина  России от 29.06.98 г № 34н п. 79.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации