Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:34, дипломная работа

Описание

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

особен.анал.финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации.docx

— 196.84 Кб (Скачать документ)

На следующем этапе  необходимо проанализировать структуру  поступлений, как по утвержденной смете, так и по ее исполнению. Это можно  сделать по данным таблицы 4.

Таблица 4 – Анализ структуры  поступлений внебюджетных средств  по направлениям за 2009 г.

Источники средств

По утвержденной

смете

Исполнение сметы

Отклонение от сметы (+, -)

 

сумма,

тыс.руб.

% к итогу

сумма, тыс.руб.

% к итогу

по сумме

(гр.4 –

|- гр.2)

по уд. весу

(гр.5–

-гр.3)

1

2

3

4

5

6

7

1. Платное обучение

1 054 400

88,20

1 047 400

88,50

-7000

+0,30

2. Плата за работу

издательского центра

13 300

1,11

11 100

0,90

-2200

-0,21

3. Плата за сдачу в

аренду помещения

20 300

1,70

19 200

1,60

-1100

-0,10

4.Прочие поступления

107 500

8,99

106 200

9,00

-1300

+0,01

Всего поступлений

(стр.1 + стр.2 + стр.3+ стр.4)

1 195 500

100,00

1 183 900

100,00

-11 600

-


Из этих данных следует, что  основным источником поступления внебюджетных средств является оплата студентов  за обучение, за подготовку абитуриентов во всех подразделениях учреждения. Что  касается недовыполнения сметных назначений по отдельным направлениям смет, то причины этого явления необходимо устанавливать конкретно при  изучении документов на месте в учреждении - анализе отчетов о выполнении показателей. Поступления за платное  обучение в общем итоге предполагались в размере 88,2% (1 054 400 / 1 195 500 x 100), а  фактически составили 88,5% (1 047 400 / 1 183 900 x 100).

Следовательно, наибольшее внимание необходимо уделять четкости планирования именно этого направления  деятельности, что отвечает функциональным возможностям учреждения.

Доходы по смете внебюджетных средств определяются на основании  установленных норм обслуживания, тарифов  и расценок с использованием по каждому  виду внебюджетных средств специфических измерителей.

Сумма доходов зависит  от объема и характера услуг, а  также от условий их предоставления - отпускной (договорной) стоимости.

В процессе анализа исполнения сметы внебюджетных средств исходят  из того, что они направляются на цели, установленные при их образовании. Размер расходов определяется по каждому  виду внебюджетных средств в соответствии с объемом работы и с учетом необходимости соблюдения режима экономии и хозяйственной целесообразности использования ресурсов. Расходы осуществляются раздельно по каждому виду средств в пределах их остатка. Поэтому сумма расходов по каждому их виду не должна превышать доходы и не может перекрываться доходами по другим видам внебюджетных средств.

При изучении расходов по отдельным  статьям учитывается их зависимость  от доходов.

Если доходы поступают  в меньшем по сравнению со сметой размере, то пропорционально сокращаются  и расходы.

Фактические расходы за счет внебюджетных средств составили 1 182 000 тыс.руб., или 99,8% от поступивших средств (1 182 000 / / 1 183 900 x 100),и распределились по следующим основным статьям сметы согласно бюджетной классификации (таблица 5).

 

Таблица 5 – Фактические  расходы по внебюджетным средствам  за 2009 г., тыс.руб.

Направления расходов

Смета расходов

Фактические поступления  и расходы

Отклонение от сметы(+, -)

1

2

3

4

Всего поступлений

средств

1 195 500

1 183 900

-11 600

Всего расходов

1 195 500

1 182 000

-13 500

В том числе:

- текущие расходы

753 165

744 660

-8505

- капитальные расходы

263 010

260 040

-2970

- налоги и отчисления

167 370

165 480

-1890

- прочие расходы

11 955

11 820

-135


Из таблицы 5 следует, что  планирование расходов в учреждении предусматривало их осуществление  в пределах поступлений, то есть в  сумме 1 195 500 тыс.руб. Однако при фактическом исполнении оказалось, что поступления сократились на 11 600 (1 195 500 - 1 183 900) тыс.руб. В этом случае учреждение должно было сократить и расходы, что и было осуществлено. Фактические затраты по укрупненным статьям бюджетной классификации оказались ниже сметных на 13 500 (1 195 500 - 1 182 000) тыс.руб. Следует отметить, что в учреждении образовался свободный остаток от использования внебюджетных средств в сумме 1900 (1 183 900 - 1 182 000)тыс.руб. В этом случае учреждение может израсходовать свободный остаток, но с составлением дополнительной утвержденной сметы по внебюджетной деятельности конкретного направления или внести его в бюджет, из которого финансируется учреждение, если документами не указаны другие способы его использования.

В процессе анализа следует  учитывать, что внебюджетные средства используются по целевому назначению и группируются по статьям в соответствии с бюджетной классификацией. В  случае, если планируемая сумма доходов по конкретному виду внебюджетных средств превышает сумму расходов по этому же виду внебюджетных средств, в смете определяется сумма превышения доходов над расходами. Превышение доходов над расходами, остающееся в распоряжении учреждения, определяется путем вычитания из указанной суммы превышения доходов над расходами налога на прибыль, а также других налогов и сборов, уплачиваемых из сумм превышения доходов над расходами.

Необходимо отметить, что  анализ финансирования бюджетных учреждений не ограничивается только рассмотренными аспектами. Следует рассматривать  вопросы образования дебиторской  и кредиторской задолженностей, так  как они оказывают непосредственное влияние на процессы финансирования и деятельность учреждений. Значительное превышение дебиторской задолженности  над кредиторской и наоборот осложняет финансовое положение учреждения. В рамках данной статьи задача анализа образования этих задолженностей не ставится, так как это требует проведения дополнительных исследований, которым будет посвящена статья «Анализ расчетных операций».

2.3 Анализ финансово-экономических  показателей деятельности учреждения

Основная цель анализа финансово-хозяйственной  деятельности организации это получение  максимально качественных информативных  параметров, дающих объективную и  точную картину финансового состояния  организации, ее прибылей и убытков, изменений в структуре активов  и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

В содержательном плане анализ финансово-хозяйственной деятельности учреждения представляет собой целенаправленную деятельность аналитика, состоящую в идентификации показателей, факторов и алгоритмов и позволяющую, во-первых, дать определенную формализованную характеристику, факторное объяснение и/или обоснование фактов хозяйственной жизни, как имевших место в прошлом, так и ожидаемых или планируемых к осуществлению в будущем, и, во-вторых, систематизировать возможные варианты действий.

Рассмотрим структуру  баланса ГОУ НПО профессионального  училища №44 г. Уфы за 9 месяцев 2008-2009 года в таблице 6 представлены данные о имеющихся средствах в распоряжении организации:

Таблица 6 – Сумма средств в распоряжении организации

 

Наименование

9мес. 2008г

9мес. 2009г

I

Внеоборотные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

19134

18414

720

17738

17738

II

Оборотные активы

2.1. Материальные запасы 

2.2. Дт задолженность

2.3. Денежные средства 

2.4. Краткосрочные фин.вложения

15733

9593

2819

3321

21439

7579

5865

7695

300

 

ИТОГО ПО АКТИВУ

34867

39178


На примере таблицы 7 рассмотрим сумму источников формирования средств  учреждения.

Таблица 7 – Сумма источников формирования средств

   

9мес. 2008г

9мес. 2009г

1

2

3

4

III

Капиталы и резервы  Уставной капитал Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

5644

22360

5644

24792

 

Итого по Ш разделу

28004

30436

V

Краткосрочные обязательства

   
 

2.1. Займы и кредиты

2717

2289

 

2.2. Поставщики и подрядчики

   
 

2.3. Задолженность перед

   
 

персоналом по з/плате

801

974

 

2.4. Задолженность перед

   
 

гос. внебюджет. фондом

133

428

 

2.5. Задолженность перед

   
 

бюджетом

934

1627

 

2.6. Прочие кредиторы

102

243

 

2.7. Прочие

2176

3181

 

Итого по V разделу

6863

8742

       
 

ИТОГО ПО ПАССИВУ

34867

39178


Проверкой достоверности  данных финансовых показателей расхождений  не установлено.

Произведем анализ финансово  – экономических показателей, рассмотрим в таблице 8 динамику изменения за 3 года.

Таблица 8 – Анализ финансово-экономических  показателей

№ п/п

Финансовые показатели (тыс. руб. с НДС)

9 мес. 2007 года

9 мес. 2008 года

9 мес. 2009 года

%

1

2

3

4

5

6

1

Объем выполненных работ  и услуг собственными силами

65310,6

44526,4

42785,3

- 3,9

2

Прибыль балансовая (до налогообложения)

1040

198

363

+ 83,3

3

Оборотные активы

20646

15733

21439

+ 36,2

4

Дебиторская задолженность

12662

2819

5865

+ 108

5

Кредиторская задолженность

8512

4687

5561

+ 18,6

6

Общепроизводственные затраты

51183

35232

34354

-2,5

7

Среднесписочная численность (чел.)

39

39

39

---

8

Средняя заработная плата (руб.)

24961,8

25797

26361,3

+ 2,2


В результате сравнительного анализа финансово-экономических  показателей, установлено: Объем выполненных  работ и услуг собственными силами за 9 месяцев 2009 г. снизился на 3,9 % (1741,1 тыс. руб.) по сравнению с аналогичным  периодом прошлого года, но балансовая прибыль увеличилась на 165 тыс. руб. (363 тыс. руб.). Соответственно на 2,5 % снизились  общепроизводственные затраты.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации