Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:34, дипломная работа

Описание

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

особен.анал.финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации.docx

— 196.84 Кб (Скачать документ)

При исполнении сметы бюджетное  учреждение самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников[1] (п.6 ст. 161 БК РФ). Данная норма корреспондирует статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой «если в соответствии с учредительными документами учреждению предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на отдельном балансе». Таким образом, возможность бюджетного учреждения распоряжения внебюджетными доходами, предусмотренная Бюджетным кодексом РФ, полностью соответствует гражданскому законодательству, однако, как представляется, это значительно снижает его заинтересованность в качественном осуществлении основной деятельности (предоставление государственных, муниципальных услуг). Кроме того, деятельность на нерыночной основе создает необоснованные конкурентные преимущества бюджетных учреждений перед негосударственными организациями.

1.2 Сметное финансирование  бюджетного учреждения

Каждая отдельная сфера  экономики, перечисленная в функциональной классификации расходов бюджетов РФ, представляется совокупностью отдельных  бюджетных учреждений, обеспечивающих ее функционирование.

Бюджетное учреждение –  организация, созданная органами государственной  власти РФ, органами государственной  власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления  управленческих, социально-культурных, научно-технических и иных функций  некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета. Выделение ассигнований на содержание бюджетных учреждений строится на сметном порядке финансирования, который включает в себя важнейшие  основные принципы:

-соблюдение режима экономии  в расходовании средств государственного  бюджета;

-строгое целевое использование  бюджетных средств;

-соблюдение правильности  и своевременности выделения  ассигнований на содержание учреждения;

-систематический контроль  со стороны вышестоящих организаций  и финансовых органов за деятельностью  бюджетного учреждения.

Различают следующие виды смет:

-индивидуальные и общие  сметы учреждений;

-сметы расходов на  централизованные мероприятия, осуществляемые  непосредственно Министерствами  и Ведомствами, администрациям  областей, городов и районов;

-сметы специальных средств;

-сводные отраслевые сметы.

При составлении сметы  во внимание принимается специфика  деятельности организации, его функциональные особенности и индивидуальные показатели, характерные для него (кол-во штатных  работников, кол-во коек мест, занимаемая площадь и т.п.) При составлении  сметы заполняются все предусмотренные  типовой формой строки и графы, подписывает  смету руководитель и главный  бухгалтер. Правильно оформленную  смету передают на утверждение в  вышестоящую организацию, которая  будет осуществлять финансирование указанных в ней расходов. Смета  бюджетной организации составляется на основе Экономической классификации  расходов бюджетов РФ, которая дает полный перечень групп, подгрупп расходов и предметных, целевых статей расходов.

Смета расходов на 2009 год  приведена в ПРИЛОЖЕНИИ Б.

1.3 Особенности  налогообложения бюджетных учреждений

Федеральным законом от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» была введена  в НК РФ статья 321.1 «Особенности ведения  налогового учета бюджетными учреждениями». В соответствии с этой статьей налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней; государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения; и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников. [17]

Иными источниками доходов, или доходами от коммерческой деятельности, признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и  внереализационные доходы.

Налоговая база бюджетных  учреждений определяется как разница  между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг и внереализационных  доходов (без учета налога на добавленную  стоимость, акцизов по подакцизным  товарам), за минусом фактических  расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Налоговый учет операций по исчислению доходов от коммерческой деятельности и расходов, связанных  с ведением этой деятельности, ведется  в порядке, установленном 25 главой Налогового кодекса Российской Федерации (далее  НК РФ). [2] Сумма превышения доходов  над расходами от коммерческой деятельности до исчисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных  за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и  расходов бюджетного учреждения. В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организации, не учитываются доходы, полученные (подпункт 14 пункт 1 статьи 251 НК РФ):

- в виде средств целевого  финансирования (имущество, полученное  налогоплательщиком в виде средств  государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям  по смете расходов и доходов  бюджетного учреждения);

- целевых поступлений  на содержание бюджетных учреждений;

- целевых средств на  ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных  источников;

- а так же, расходы,  производимые за счет этих  средств.

Аналитический учет доходов  и расходов по средствам целевого финансирования и целевых поступлений  ведется по каждому виду поступлений  с учетом требований главы 25 НК РФ, то есть – раздельно.

В сметах доходов и расходов бюджетного учреждения может быть предусмотрено  финансирование расходов по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого  персонала за счет разных источников.

В этом случае, в целях  налогообложения принятие таких  расходов на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности и средств целевого финансирования, производится пропорционально объему средств, полученных от предпринимательской  деятельности, в общей сумме доходов (включая средства целевого финансирования).

При этом в общей сумме  доходов для целей налогообложения  не учитываются внереализационные  доходы. К внереализационным доходам  относятся:

- доходы, полученные в  виде банковских процентов по  средствам, находящимся на расчетном,  депозитном счетах;

- полученные от сдачи  имущества в аренду;

- курсовые разницы;

- другие доходы.

При определении налоговой  базы по налогу на прибыль бюджетные  организации к расходам, связанным  с осуществлением коммерческой деятельности, относят:

- расходы, произведенные  в целях осуществления предпринимательской  деятельности;

- суммы амортизации, начисленные  по имуществу, приобретенному  за счет средств, полученных  от коммерческой деятельности, и  используемому для осуществления  этой деятельности (обращаем Ваше  внимание на то, что обязательным  является одновременное соблюдение  обоих условий).

Внесенные Федеральным законом  от 24 июля 2002 года №110-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и  некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» изменения являются недостаточно конкретными. Ведь зачастую, определить, какая часть имущества  бюджетного учреждения используется для  уставной деятельности, а какая –  для предпринимательской, просто невозможно.

В результате может возникнуть ситуация, когда налоговые органы будут облагать налогом на прибыль  часть стоимости бюджетного учреждения, закупленного за счет бюджета, если будет  доказан факт использования этого  имущества в предпринимательской  деятельности.

При этом, имущество для осуществления некоммерческой деятельности, закупленное по причине недостатка бюджетного финансирования за счет внебюджетных средств и фактически не используемое для осуществления предпринимательской деятельности, формально будет исключено из налогооблагаемой базы.

Необходимо обратить внимание и на подпункт 8 пункта 1 статьи 251 НК РФ, согласно которому, при определении  облагаемой базы по налогу на прибыль  не учитываются доходы в виде имущества, полученного бюджетными учреждениями по решению органов исполнительной власти всех уровней;

Орган исполнительной власти может обеспечить бюджетное учреждение необходимым имуществом либо в натуральном  выражении, либо выделить необходимые  ассигнования для закупки этого  имущества.

Исходя из этого, включать стоимость закупленного за счет бюджетных  средств имущества, даже в случае использования его для осуществления  предпринимательской деятельности, в налогооблагаемую базу будет неправомерно.

Рассмотрим вариант, когда  имущество бюджетного учреждения, приобретенное  за счет средств, полученных от предпринимательской  деятельности, используется в некоммерческих целях.

Источником капитальных  вложений основной деятельности бюджетного учреждения является бюджет соответствующего уровня, следовательно, перевод закупленного за счет доходов от предпринимательской  деятельности имущества в основную деятельность фактически создает отдельный  источник финансирования этой деятельности.

Согласно требованиям  статей 41 и 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее БК РФ) при переводе в некоммерческую деятельность, видимо, необходимо начислить налог на прибыль  с остаточной стоимости таких  основных средств.

1.4 Содержание  и задачи анализа финансово-хозяйственной  деятельности

Рассмотрим содержание анализа  хозяйственной деятельности как  науки, направленной на решение определенных задач. Это содержание вытекает прежде всего из тех функций, которые экономический анализ выполняет в системе других прикладных экономических наук.

Одной из таких функций  является изучение характера действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций  происходящих явлений и процессов  в конкретных условиях предприятия.

Важной функцией АХД является научное обоснование текущих  и перспективных планов. Без глубокого  экономического анализа результатов  деятельности предприятия за прошлые  годы (5-10 лет) и без обоснованных прогнозов на перспективу, без выявления  имевших место недостатков и  ошибок нельзя разработать научно обоснованный план, выбрать оптимальный вариант  управленческого решения. К функциям анализа относится также контроль за выполнением планов и управленческих решений, за экономным использованием ресурсов. Ряд экономистов принижают или вовсе отрицают эту функцию анализа, приписывая ее исключительно бухгалтерскому учету и контролю. Однако, анализ проводится не только с целью констатации фактов и оценки достигнутых результатов, но и с целью выявления недостатков, ошибок и оперативного воздействия на процесс производства. Именно поэтому необходимо повышать оперативность и действенность анализа.

Центральная функция АХД, которую он выполняет в учреждении, - поиск резервов повышения эффективности  производства на основе изучения передового опыта и достижений науки и  практики.

Следующая функция анализа - оценка результатов деятельности предприятия по выполнению планов, достигнутому уровню развития экономики, использованию имеющихся возможностей.

И наконец, разработка мероприятий  по использованию выявленных резервов в процессе хозяйственной деятельности - также одна из функций АХД. Таким  образом, анализ хозяйственной деятельности как наука представляет собой  систему специальных знаний, связанных  с исследованием тенденций хозяйственного развития, научным обоснованием планов, управленческих решений, контролем за их выполнением, оценкой достигнутых результатов, поиском, измерением и обоснованием величины хозяйственных резервов повышения мероприятий по их использованию.

Основные задачи анализа  финансово-хозяйственной деятельности:

своевременная и объективная  диагностика финансового состояния  предприятия, установление его «узких мест» и изучение причин их образования;

поиск резервов улучшения  финансового состояния предприятия, его платежеспособности и финансовой устойчивости;

разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное  использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния  предприятия;

прогнозирование возможных  финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния  при разнообразных вариантах  использования ресурсов.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации