Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 09:34, дипломная работа

Описание

Цель работы – изучение в теории и на практике анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере ГОУ НПО профессионального училища № 44 города Уфы.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть экономическую сущность и содержание анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации;
- провести расчет и дать оценку системе показателей, характеризующих финансовое состояние ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы;
- разработать предложения по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности ГОУ НПО профессиональное училище №44 города Уфы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений
1.2 Сметное финансирование бюджетных учреждений
1.3 Особенности налогообложения бюджетных учреждений
1.4 Содержание и задачи анализа финансово – хозяйственной деятельности
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
2.1 Общая характеристика деятельности ГОУ НПО профессионального училища №44 г. Уфы
2.2 Анализ финансирования бюджетного учреждения
2.3 Анализ финансово-экономических показателей деятельности учреждения
2.4 Анализ ведения документации
2.5 Сравнительный анализ деятельности государственного учреждения
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВО – ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОУ НПО ПУ № 4 г. УФЫ
3.1 Совершенствование предпринимательской деятельности образовательного учреждения
3.2 Совершенствование бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа состоит из  1 файл

особен.анал.финансово - хозяйственной деятельности бюджетной организации.docx

— 196.84 Кб (Скачать документ)

Роспись расходов по распорядителям средств республиканского бюджета  осуществляется главными распорядителями  средств на основании утвержденных смет учреждений и организаций, а  также смет на осуществление отдельных  целевых программ и мероприятий  и представляется ими в Министерство финансов. Ее регистрация в АСГК осуществляется после согласования с отраслевыми и бюджетным управлениями Минфина РБ. Финансирование расходов организаций, содержащихся за счет средств республиканского бюджета, осуществляется органами государственного казначейства. Его территориальные органы перечисляют средства в пределах сметных назначений распорядителя средств (организации) по предъявленным им платежным поручениям:

- на счета поставщиков  - за поставленные товары, оказанные  услуги, выполненные работы;

- на счета получателей  - по обязательным расчетам и  нетоварным операциям;

- на текущий счет организации  в банке - для получения наличных  денежных средств.

Перед перечислением средств  учреждению сметные назначения должны быть обязательно уточнены. Это делается в следующих случаях:

- при необходимости изменения  данных плана по сети, штатам  и контингентам;

- при изменении профиля  деятельности или режима работы  учреждения;

- при выделении дополнительных  ассигнований на содержание учреждения;

- при необходимости учета  имеющихся сверхнормативных запасов  товарно-материальных ценностей  (ТМЦ);

- при уменьшении сумм  ассигнований в связи с нарушением  сметно-штатной дисциплины и превышении  утвержденных норм и нормативов, выявленных при проверке сметы;

- при изменениях оплаты  труда и цен на материальные  ценности и оказанные услуги  в связи с инфляцией. Как  правило, в адрес бюджетного  учреждения направляются справки-извещения,  в которых отражается сумма  изменений с указанием причин. В процессе анализа по каждой  статье расходов вносятся уточнения  в план финансирования. Расчет  полноты использования средств  финансирования за 2009 г. учреждения  приведен в таблице 1.

Таблица 1 – Анализ полноты  использования средств финансирования учреждения за 2009 г., тыс.руб.

Направление расходов

Утверждено по смете

за 2009 г.

Кассовые 

расходы

Результат использования  средств финансирования

1

2

3

4

Текущие расходы

558 894,3

558 156,8

-737,5

Оплата труда

253 551,5

253 415,5

-136,0

Начисления на оплату труда

83 978,5

83 584,0

-394,5

Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов

18 781,0

18 720,6

-60,4

Командировки и служебные  разъезды

18,3

18,2

-0,1

Оплата транспортных услуг

750,0

750,0

0

Оплата услуг по связи

770,0

769,8

-0,2

Оплата коммунальных услуг

31 040,0

31 008,5

-31,5

Прочие текущие расходы

4656,0

4636,9

-19,1

Стипендии

165 349,0

165 253,3

-95,7

Капитальные расходы

50 350,0

50 326,9

-23,1

Приобретение оборудования

7350,0

7327,1

-22,9

Капитальный ремонт

43 000,0

42 999,8

-0,2

Итого по смете

609 244,3

608 483,7

-760,6


В результате расчетов уточненная сумма сметных назначений составляет 609 244,3 тыс.руб., а кассовые расходы - 608 483,7 тыс.руб. Эти данные можно получить из отчетности об исполнении сметы расходов организаций, финансируемых из бюджета (ф.2). Учреждение недоиспользовало 760,6 (608 483,7 - 609 244,3) тыс.руб.

Недоиспользование средств, выделенных по смете, нежелательно, если это приводит к ухудшению условий  обслуживания учреждений; необоснованному  снижению норм расходов на питание  больных, стипендий студентов и  учащихся, воспитанников; неудовлетворительному  снабжению учреждений необходимыми материальными ресурсами и т.д.

Необходимо отметить, что  недовыполнение сметных назначений может быть связано с инфляционными  процессами и отсутствием бюджетных  средств.

Важной задачей анализа  финансирования бюджетных учреждений является выявление обеспеченности их финансовыми ресурсами. С этой целью суммы фактически выделенных учреждению средств сопоставляются со сметными назначениями и устанавливаются  факты недофинансирования (таблица 2). Их наличие отрицательно влияет на деятельность учреждений по оказанию населению в необходимом объеме социально-культурных услуг и эффективность  использования ресурсов.

В учреждении сумма недофинансирования составила 760,3 тыс.руб. (608 484,0 - 609 244,3). Недофинансирование наблюдается по всем рассматриваемым статьям за исключением расходов на транспортные услуги. В ходе финансирования бюджетные средства учреждению должны выделяться своевременно и непрерывно. Только при этом условии обеспечивается нормальная работа учреждения и соблюдение им расчетной дисциплины. Средства на заработную плату необходимы ко дню ее выплаты рабочим и служащим, для расчетов с подрядчиком за работы по капитальному ремонту зданий и сооружений - к моменту сдачи объектов и предъявления к оплате расчетных документов и т.д. Поэтому при анализе финансирования сроки перечисления денежных средств учреждений сопоставляют со сроками производства отдельных расчетных операций, устанавливают количество, продолжительность и частоту несвоевременного выделения средств.

Таблица 2 – Анализ обеспеченности учреждения финансовыми ресурсами  за 2009 г., тыс.руб.

Направление расходов

Профинансировано

По смете

Недофинан-

сированно

1

2

3

4

Текущие расходы

558 157,1

558 984,3

-737,2

Оплата труда

253 415,5

253 551,5

-136,0

Начисления на оплату труда

83 584,0

83 978,5

-394,5

Приобретение предметов  снабжения и расходных материалов

18 720,6

18 781,0

-60,4

Командировки и служебные  разъезды

18,2

18,3

-0,1

Оплата транспортных услуг

750,0

750,0

0

Оплата услуг по связи

769,8

770,0

-0,2

Оплата коммунальных услуг

31 008,5

31 040,0

-31,5

Прочие текущие расходы

4636,9

4656,0

-19,1

Стипендии

165 253,3

165 349,0

-95,7

Капитальные расходы

50 326,9

50 350,0

-23,1

Приобретение оборудования

7327,1

7350,0

-22,9

Капитальный ремонт

42 999,8

43 000,0

-0,2

Итого по смете

608 483,7

609 244,3

-760,2


При анализе финансирования устанавливается также полнота  обеспечения учреждения бюджетными ассигнованиями для организации  нормальной работы. Выявляют факты  задержки расчетов в связи с отсутствием  средств.

В распоряжении бюджетных  учреждений кроме бюджетных могут  быть и те средства, которые у  них образуются за счет платных услуг. Все дополнительные средства, которые  получены помимо бюджета, проходят по сметам внебюджетных средств.

Внебюджетными средствами называются доходы, образующиеся в результате деятельности бюджетных учреждений по оказанию платных услуг населению  или предприятиям или сдачи в  аренду принадлежащих им зданий, помещений  и инвентаря. Значение каждого вида специальных средств в отдельности  определяется важностью осуществляемых за счет них мероприятий.

Доходы, получаемые от хозяйственной  деятельности, не включаются в республиканский или местные бюджеты и расходуются строго по целевому назначению в соответствии со сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Планирование доходов  и расходов по внебюджетным средствам  производится в порядке, установленном  Методическими указаниями о порядке  планирования, использования и учета  доходов, получаемых от хозяйственной  деятельности юридических лиц, финансируемых  из бюджета, утвержденными приказом Минфина РБ от 11.11.1999 № 324.

Бюджетные учреждения, имеющие  внебюджетные средства, обязаны составлять сметы доходов и расходов по каждому  виду внебюджетных средств по утвержденной Минфином РБ форме и отчетность об использовании сметы доходов  и расходов по каждому внебюджетному  средству, а также сводный отчет, если имеется несколько внебюджетных средств. В доходную часть сметы  включаются планируемые поступления  денежных средств по соответствующему виду внебюджетных средств.

В расходной части сметы  предусматриваются планируемые  расходы по этой деятельности с распределением их по статьям бюджетной классификации.

Расходы по смете доходов  и расходов по внебюджетным средствам  не могут превышать суммы, предусматриваемой  в доходной части сметы.

К смете доходов и расходов по внебюджетным средствам прилагаются  расчеты показателей работы учреждения, которые влияют на объемы доходов  и расходов по внебюджетным средствам, расчеты по доходам, расчеты по расходам по каждой статье, подстатье, элементу, а также пояснительная записка. Кроме этого, к каждой смете внебюджетных средств должен быть приложен отчет  о выполнении плана по сети, штатам и контингентам в соответствии с  конкретным внебюджетным средством.

Содержание анализа исполнения сметы внебюджетных средств определяет следующие его задачи:

- анализ производственных  показателей по каждому конкретному  внебюджетному средству;

- анализ соответствия  сумм полученных доходов суммам  осуществленных расходов;

- изучение соблюдения  сметно-финансовой дисциплины по  сметам внебюджетных средств;

- разработку мероприятий,  направленных на повышение эффективности  использования специальных средств,  а также производственно-хозяйственной  деятельности по оказанию платных  услуг.

В качестве источников информации анализа используются:

- смета доходов и расходов  по каждому внебюджетному средству;

- отчет об исполнении  сметы доходов и расходов по  внебюджетным средствам (ф.4);

- подробные расчеты, обоснования как доходов, так и расходов по статьям бюджетной классификации;

- отчет о выполнении  плана по сети, штатам и контингентам;

- пояснительная записка.

При проведении анализа внебюджетных средств производится проверка правильности образования и использования внебюджетных средств. Для этого проверяется:

- наличие документов (разрешения) на открытие или образование  того или иного внебюджетного  средства со стороны вышестоящей  организации;

- правильность применения  тех или иных норм, цен, тарифов,  которыми должно пользоваться  само бюджетное учреждение в  своей основной деятельности;

- соответствие сумм полученных  доходов суммам произведенных  расходов. В случае недополучения доходов должна быть сокращена расходная часть по конкретному виду внебюджетных средств;

- наличие случаев передвижения  сметных назначений из сметы  одного вида внебюджетных средств в смету другого вида внебюджетных средств, что категорически не допускается.

Изучение исполнения сметы  доходов и расходов по внебюджетным средствам начинается с анализа  источников их образования. Обусловлено  это тем, что формирование внебюджетных средств в бюджетных учреждениях осуществляется в пределах разрешенных видов деятельности. Поэтому изучение источников их образования связано с проверкой правильности получения доходов. С этой целью поименованный в отчете вид внебюджетных средств и источники поступлений сверяются с их утвержденным перечнем.

В процессе анализа устанавливается  состав специальных средств учреждения и выполнение плана по поступлениям текущего года в целом и по каждому  их виду. Анализ образования внебюджетных средств каждого вида имеет особенности, обусловленные характером оказываемых  услуг, производственных показателей  для определения размера поступлений. При этом учитывается, что в доходную часть сметы и отчета включаются сведения о поступлениях и источниках денежных средств, остатки денежных средств по каждому виду внебюджетных средств на текущем счете на начало планируемого года в смету не включаются. Остатки материальных ценностей  также не отражаются в доходной части. Данные для характеристики исполнения сметы по доходам приводятся в  таблице 3.

Таблица 3 – Анализ источников поступления внебюджетных средств  за 2009 г., тыс.руб.

Источники средств

Утверждено по смете |

Исполнено

Отклонения от сметы

(+, -)

по сумме

(гр.3

- гр.2)

%(гр.4 /| гр.2 x

x 100)

1. Платное обучение – 

всего

1 054 400

1 047 400

-7000

-0,66

В том числе:

- обучение в вузе

993 000

992 000

-1000

-0,1

- довузовская подготовка

46 800

40 800

-6000

-12,8

- прочее платное обучение

(семинары; повышение

квалификации и т.д.)

14 600

14 600

-

-

2. Плата за работу изда-

тельского центра

13 300

11 100

-2200

-16,5

3. Плата за сдачу помещений  в аренду

20 300

19 200

-1100

-5,4

4. Прочие поступления

107 500

106 200

-1300

-1,2

Всего средств (доходов)

(стр.1 + стр.2 + стр.3 +| стр.4)

1 195 500

1 183 900

-11 600

-0,97


Из таблицы 3 следует, что  учебное заведение имеет несколько  источников финансирования (внебюджетных средств). В соответствии с профилем деятельности вуз сверх основных функций оказывает дополнительные услуги населению и предприятиям промышленности в области повышения  квалификации специалистов, подготовки молодежи к поступлению в высшие и средние учебные заведения, колледжи и т.д.

Под источниками доходов  по внебюджетной деятельности по статье «Прочие доходы» в учреждении могут учитываться проценты по депозитам, финансовая помощь, дивиденды по акциям, прочие хозяйственные услуги и др.

Информация о работе Особенности анализа финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации