Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 14:54, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является проведение анализа производства и реализации продукции.
Исходя из поставленной цели, задачами курсовой работы являться:
Рассмотрение теоретических основ анализа производства и реализации продукции;
Проведение анализа производства и реализации продукции на примере ООО «Преображение».
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ производства и реализации продукции…………………………4
Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции……………………………………………………………………………4
Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………….7
Анализ качества продукции………………………………………………..10
Анализ ритмичности продукции…………………………………………..13
Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции………………………………………………………………………….15
Глава 2. Анализ производства и реализации продукции ООО «Преображение»……………………………………………………………………20
2.1. Характеристика ООО «Преображение»……………………………………20
2.2. Анализ динамики и выполнения плана производства и реализации продукции на предприятии………………………………………………………..26
2.3. Анализ ассортимента и структуры продукции…………………………..27
2.4. Анализ качества произведенной продукции………………………………30
2.5. Анализ ритмичности предприятия…………………………………………31
2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции…………………………………………………………………………...33
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………….37
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой - наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в распоряжении.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту на общий плановых выпуск продукции.
Таблица 5. Оценка выполнения плана по ассортименту за 2010 г.(тыс.руб.)
Изделие |
Объем производства продукции в плановых ценах, руб. |
Процент выполнения плана |
Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, руб. | |
план |
факт | |||
Салат "Сельдь под шубой" |
6166 |
6252 |
101,4 |
6252 |
Салат "Мимоза |
977 |
986 |
100,9 |
977 |
Салат "Пикантный" |
8864 |
9209 |
103,9 |
3677 |
Салат "Оливье" |
3677 |
3682 |
100,1 |
2769 |
Салат "Вдохновение" |
2769 |
2800 |
101,1 |
2800 |
Мясо "по-французски" |
5395 |
5446 |
100,9 |
5395 |
Итого |
27848 |
28375 |
101,9 |
21870 |
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 78,5 % (21870 : 27848 * 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние.
Увеличение объема производства по одним видам и сокращение по другим видам продукции приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношение отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства
оказывает большое влияние на
все экономические показатели: объем
выпуска в стоимостной оценке,
материалоемкость, себестоимость товарной
продукции, прибыль, рентабельность.
Если увеличивается удельный вес
более дорогой продукции, то объем
ее выпуска в стоимостном
Таблица 6. Анализ структуры товарной продукции за 2010 г. (тыс.руб.)
Изделие |
Оптовая цена за 1 шт. в руб. |
Объем производства продукции, шт. |
Товарная продукция в ценах плана, руб. |
Изменение товарной продукции за счет структуры, руб. | |||
план |
факт |
план |
факт при план структур |
факт | |||
Салат "Сельдь под шубой" |
370 |
17 |
19 |
6166 |
6225 |
6252 |
27 |
Салат "Мимоза |
270 |
4 |
6 |
977 |
987 |
986 |
-1 |
Салат "Пикантный" |
400 |
22 |
23 |
8864 |
8948 |
9209 |
261 |
Салат "Оливье" |
250 |
15 |
16 |
3677 |
3712 |
3682 |
-30 |
Салат "Вдохновение" |
350 |
7 |
8 |
2769 |
2795 |
2800 |
5 |
Мясо "по-французски" |
750 |
8 |
9 |
5395 |
5448 |
5446 |
-2 |
Итого |
- |
73 |
81 |
27848 |
28115 |
28375 |
260 |
Данные графы товарная продукции факт при плановой структуре рассчитывается умножением товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:
К вп = 81 : 73 = 1,0095
Если бы план производства был равномерно перевыполнен на 100,95 % по всем видам продукции и не нарушилась запланированная структура, то общий объем производства в ценах плана составил бы 28115 руб. При фактической структуре он выше на 260 руб.
2.4. Анализ качества произведенной продукции.
Важным показателем деятельности предприятия является качество продукции. Его повышение - одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.
Таблица 7. Анализ качества продукции. (тыс.руб.)
Сорт продукции |
Цена за 1 шт., руб. |
Выпуск продукции, шт. |
Стоимость выпуска, руб. | ||||
план |
факт |
план |
факт |
По цене 1 сорта | |||
план |
Факт | ||||||
1 |
750 |
8 |
9 |
5395 |
5446 |
5395 |
5446 |
2 |
328 |
14 |
16 |
4491 |
4586 |
10500 |
12000 |
ИТОГО |
- |
22 |
25 |
9886 |
10032 |
15895 |
17446 |
К сорт план = 9886 : 15895 = 0,623 = 62,3 %.
К сорт факт = 10032 : 17446= 0,575 = 57,5 %.
Выполнение плана по качеству – 0,575:0,623=92,3 %.
2.5. Анализ ритмичности работы предприятия.
При изучении деятельности предприятия важен анализ ритмичности производства и реализации продукции.
Один из наиболее распространенных показателей ритмичности продукции - коэффициент ритмичности.
Таблица 9. Анализ ритмичности предприятия за 2010г. (тыс.руб.)
Месяцы |
Выпуск продукции, тыс.руб. |
Удельный вес, % |
Выполнение плана |
Доля продукции, зачтенная в выполнение плана по ритмичности, % | ||
план |
факт |
План |
Факт |
|||
Январь |
2455 |
2500 |
8,8 |
8,8 |
1,018 |
8,8 |
Февраль |
2690 |
2730 |
9,7 |
9,6 |
1,015 |
9,6 |
Март |
2350 |
2270 |
8,4 |
8,0 |
0,966 |
8,0 |
Апрель |
2010 |
2025 |
7,2 |
7,1 |
1,007 |
7,1 |
Май |
2070 |
2030 |
7,4 |
7,2 |
0,981 |
7,2 |
Июнь |
2030 |
2015 |
7,3 |
7,1 |
0,993 |
7,1 |
Июль |
1858 |
1950 |
6,7 |
6,8 |
1,054 |
6,7 |
Август |
1820 |
1860 |
6,5 |
6,6 |
1,022 |
6,5 |
Сентябрь |
2015 |
2040 |
7,3 |
7,2 |
1,012 |
7,2 |
Октябрь |
2920 |
2995 |
10,5 |
10,6 |
1,026 |
10,5 |
Ноябрь |
2818 |
2970 |
10,1 |
10,5 |
1,057 |
10,1 |
Декабрь |
2812 |
2990 |
10,1 |
10,5 |
1,068 |
10,1 |
Итого: |
27848 |
28375 |
100 |
100 |
1,019 |
98,9 |
Из таблицы видно, что в течение года удельный вес фактически выпущенной продукции незначительно расходится с плановым показателем. В целом можно сделать вывод, что отклонения настолько незначительны, что при оценке равномерности продаж ими можно пренебречь.
График 3. Коэффициент выполнение плана ритмичности предприятия.
Величина коэффициента ритмичности определяется путем суммирования фактических удельных весов выпуска за каждый период, но не более планового их уровня:
Крит = 98,9 %.
Для оценки ритмичности производства на предприятии рассчитывается также показатель аритмичности как сумма положительных и отрицательных отклонений в выпуске продукции от плана, чем менее ритмично работает предприятие, тем выше показатель аритмичности.
К аритм = 0,018+0,015+0,034+0,007+ 0,019+0,007+0,054+0,022+0,012+
Внутренние причины аритмичности - тяжелое финансовое состояние предприятия. Низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля, внешние - несвоевременная поставка сырья и материалов поставщиками, недостаток энергоресурсов не по вине предприятия и др.
Также
для анализа ритмичности
Где, δ – среднеквадратического отклонения, который рассчитывается по следующей формуле:
Где, n-число суммарных отклонений от планового задания; - фактических объем продаж в отчетном периоде; - средний объем продаж за период.
= 28375/12=2365
= 227,9
V=
Значение коэффициента, не выходящие за пределы 10%, принято считать нормальным. Коэффициент вариации показывает, что степень отклонения плановых значений показателя от фактических составляет 9,6%, и хоть данный процент и не выходит за пределы, но все-таки очень приближен к 10%.
2.6. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции.
Рассмотрев динамику и выполнение плана по реализации продукции и выполнение договоров поставки, необходимо установить факторы изменения ее объема.
Расчет
влияния данных факторов на объем
реализации продукции производится
сравнением фактических уровней
факторных показателей с
Таблица 10. Анализ изменения объема реализации продукции
за 2010 г. (тыс.руб.)
Показатель |
Сумма в плановых ценах в руб. | |||
План |
Факт |
+, -, |
% | |
1. Остаток ГП на н.г. |
2800 |
2800 |
- |
|
2. Выпуск товарной продукции |
27848 |
28375 |
+ 527 |
+ 1,9 |
3. Остаток ГП на к.г. |
3700 |
3500 |
-200 |
- 5,4 |
4. Отгрузка продукции |
26948 |
27675 |
+ 727 |
+ 2,7 |
5.Остаток товаров, на н.г на к.г. |
782 300 |
1005 340 |
+223 +40 |
+28,5 +13 |
6. Реализация продукции |
27430 |
28340 |
+910 |
+ 3,3 |
РП = 2800 + 28375- 3500 + 1005 - 340 = 28340
Из
таблицы видно, что план реализации
продукции перевыполнен за счет увеличения
ее выпуска и сверхплановых
Заключение
Объём производства и объём реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объёму производства продукции, который определяет объём продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а наоборот, возможный объем продаж является основной разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Большое влияние
на результаты хозяйственной деятельности
оказывают ассортимент и
Важным показателем деятельности промышленных предприятий является качество продукции. Его повышение - одна их форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы за счет не только объема продаж, но и более высоких цен.
Также важным является ритмичность работы предприятия. Ритмичность – это равномерный выпуск и отгрузка продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом. Ритмичная работа является условием своевременного выпуска и реализации продукции. Неритмичность ухудшает все экономические показатели.
По данным проведенного анализа производства и реализации на предприятии можно сделать следующие выводы: в целом производственная и сбытовая деятельность предприятия в норме.
В целом за 2010 год план по выпуску готовой продукции перевыполнен на 1,9 %, а по реализации - на 3,3 %. Это свидетельствует о снижении остатков нереализованной продукции.