Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа
Современная банковская деятельность не свободна от недостатков. Нередко банки злоупотребляют своим положением и доверием, оказываем им. Свободные капиталы, которые сосредотачиваются в их кассах, не всегда расходуются ими производительно и в соответствии с интересами народного хозяйства. Очень часто деятельность банков носит характер сильной спекуляции, вредной с экономической точки зрения и убыточной — с коммерческой. Они безразборчиво и легкомысленно разбрасывают доверенные им народные средства, и это приводит их к катастрофе, а народное хозяйство — к кризисам.
Введение
1. Краткая характеристика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2. Анализ деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.1 Экспресс-диагностика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.2 Анализ активов и активных операций банка за 2007-2009 годы
3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления активами коммерческого банка
3.1 Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения
3.2 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке
3.3 Разработка нового кредитного продукта
4. Оценка проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения
- увеличение степени
покрытия собственным
- повышение степени
обеспеченности деятельности
- повышение защищенности
капитала банка от риска и
инфляции за счет вложений
средств в недвижимость и
- повышение способности
банка обеспечивать
- снижение степени зависимости от заемных средств, то есть банк использует потенциал роста по валюте баланса;
- сбалансированность
активов и пассивов Банка
- банк наращивает
общую обеспеченность
- по анализируемым статьям актива наблюдается положительная динамика;
- увеличение расчетных счетов юридических лиц;
- увеличение величины платежных поручений;
- увеличение доходности по кассовым операциям;
- увеличение
величины доходности по
- увеличение величины доходов, полученных от операций с иностранной валютой;
- увеличение величины платежных поручений;
Так же проведенный анализ позволил выявить следующие недостатки в финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка:
- в управлении активными и пассивными операциями по срокам, объемам привлечения и размещения ресурсов;
- снижение
уровня защищенности
- банк
не способен исполнять
- снижение
уровня иммобилизации банковско
- недостаточный уровень основного капитала;
- снижение
возможности банка вернуть
- недостаточная
обеспеченность основных
- снижение
степени зависимости от
- неспособность
Банка в течение 30 дней с
анализируемой даты исполнить
обязательства до
- низкая доля свободных (неиммобилизованных) собственных средств, размещенных в активных операциях, которыми могут быть покрыты привлеченные средства;
- снижение
доли кредитов в иностранной
валюте в общей величине
- снижение числа клиентов;
- снижение по рублевым счетам;
- снижение
доходности по расчетным
- снижение
доходности по прочим
3. Разработка мероприятий,
3.1 Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения
Практически решение проблемы управления просроченной задолженностью во многом зависит от двух условий. Во-первых, содержит ли кредитный договор положения, дающие банку право проверять бухгалтерскую и финансовую отчетность заемщика путем осуществления проверок непосредственно на предприятии, а также имеется ли возможность прекратить действие кредитного договора и обратить взыскание на залог при наличии у банка обоснованных подозрений о неплатежеспособности заемщика. Во-вторых, какими полномочиями наделен кредитный специалист банка, под постоянным контролем которого должен находиться каждый выданный кредит. Существует базовый «набор сигналов», индикаторов, характеризующих появление некачественного, «проблемного» кредита. В отношении стратегии «спасения» кредитов не существует каких-либо универсальных правил, поскольку каждый «проблемный» кредит по-своему уникален. Поэтому представляет интерес обобщить приемы, применяемые в банковской практике. Наиболее широко распространены следующие подходы. Во-первых, в процессе контроля за соблюдением условий исполнения обязательств заемщиками, «тревожные» сигналы систематизируются по двум группам: 1) имеющие признаки организованного (нефинансового) и 2) экономического (финансового) характера. Это позволяет выработать обоснованную и эффективную реакцию на них. Во-вторых, разрабатывают план мероприятий, который будет способствовать улучшению качества предоставленного кредита. В-третьих, принимают (выбирают) способы разрешения конфликта между банком и клиентом по конкретному кредиту.
К организационным признакам можно отнести:
— необоснованные задержки в получении от заемщика финансовой отчетности. Они особенно показательны, когда в кредитном договоре содержатся условия, требующие ежеквартального предоставления отчетности;
— нежелание заемщика дать детальное разъяснение финансовой отчетности. В этом случае кредитному специалисту необходимо провести тщательный анализ ситуации и определить, не злоупотребляет ли заемщик своим правом на неразглашение определенной информации;
— резкие изменения в планах деятельности заемщика, переход на новые рынки деятельности и сбыта;
— радикальные
изменения в составе
— неблагоприятные тенденции развития рынка, на котором осуществляет свою финансово-хозяйственную деятельность заемщик;
— частое изменение юридического адреса, места нахождения, номеров телефонов и т.д.;
— длительное отсутствие контактов с руководством и сотрудниками предприятия;
— просьбы отсрочить выплаты по ранее пролонгированным ссудам.
Экономические (финансовые) признаки «проблемности» кредита. Финансовые признаки проблемности кредита проявляются при анализе финансовой отчетности заемщика и его бухгалтерской отчетности непосредственно в процессе проведения проверок на предприятии заемщика (данные проверки проводит кредитный специалист в период действия кредитного договора). В механизме возвратности кредита этот этап представляется наиболее ответственным. Экономические (финансовые) признаки проявляются в ухудшении показателей, полученных в результате анализа ликвидности, платежеспособности, структуры капитала, оборачиваемости и рентабельности.
Независимо от того,
являются ли признаки «проблемности»
кредита финансовыми или
— провести полный анализ финансового обеспечения кредита заемщика и составить заключение;
— собрать полную информацию о том, в каких направлениях работа банка с данным заемщиком подвержена риску;
— ежедневно контролировать поступления денежных средств за счет заемщика и в случае длительного отсутствия поступлений средств на расчетный (валютный) счет потребовать объяснения причин;
— проверить правильность юридического оформления всей кредитной документации, особенно документации по обеспечению возврата кредита;
— изучить возможность
получения обеспечения в
В случае признания кредита «проблемным» разрабатывается план действий банка, направленный на возврат кредита, который включает в себя ряд мероприятий. Их можно разделить на две основные группы:
1. Мероприятия по организационной, финансовой и иной помощи банка проблемному заемщику, способствующие преодолению кризиса и выполнению обязательств заемщика перед банком, в том числе:
— разработка программы
изменения структуры
— работа с руководством заемщика по выявлению проблем и поиску их решений;
— назначение управляющих, консультантов и кураторов для работы с предприятием от имени банка;
— расширение кредита, выдача дополнительных ссуд, перевод долга с «просроченного» на текущий;
— увеличение собственного капитала компании за счет владельцев или других сторон;
— получение дополнительной документации и гарантий и др.
2. Мероприятия, непосредственной
целью которых является
— реализация обеспечения;
— продажа долга заемщика третьей стороне;
— обращение к Гарантам и Поручителям;
— принятие мер правового характера;
— оформление документов о банкротстве и др.
Можно выделить четыре основных способа разрешения конфликта «Заемщик — Банк» с помощью этой группы мероприятий.
Первое, что возможно предпринять в данной ситуации, — это пересмотреть условия действующего кредитного договора, например, изменить процентную ставку и сроки платежей. В пользу пересмотра условий соглашения свидетельствует относительно положительная рентабельность предприятия заемщика, а также то, что он является постоянным клиентом банка. Второй способ — расширение кредита, т.е. выдача дополнительных средств. При этом статус долга изменяется с «просроченного» на «текущий». Тем самым банк признает, что трудности заемщика временны, а дальнейшее сотрудничество — выгодно. Третьим способом, связанным с прерыванием действующего кредитного договора, является продажа части активов заемщика для погашения долга. Решение о продаже части активов принимается клиентом добровольно, поскольку он отвечает перед банком только залогом.
Наиболее радикальный, четвертый, способ — ликвидация залога. При его реализации взаимоотношения между банком и клиентом, как правило, полностью прерываются. Чтобы приведенные схемы действий с «проблемными» кредитами были успешно реализованы на практике, нужно наладить систему учета, анализа, а также управления кредитным риском.
Единственное условие, которое должно быть соблюдено банком-кредитором, — это предварительное обращение со своим письменным требованием к основному должнику. Отказ последнего от его удовлетворения дают кредитору право обратиться непосредственно к поручителю. Важным является также положение о том, что поручительство прекращается по истечении указанного в договоре срока окончания поручительства. Если же договором такой срок не предусмотрен, он считается равным одному году со дня наступления срока исполнения должником основного обязательства.
В рамках
первого мероприятия
EGAR Technology
предлагает
Функционально система полностью покрывает операции фронт- и бэк-офисов кредитной организации, включая модули по обработке кредитной заявки, скорингу, учету кредитных договоров, управлению резервом и задолженностью, управленческому учету для продуктов, резервов и групп рисков, а также бухгалтерскому учету в стандартах РФ (на основании инструкций ЦБ: 39-П, 54-П, 205-П, 254-П).
Системой формируются четкие критерии определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов.
К числу поддерживаемых типов продуктов относятся: целевой кредит, кредит на неотложные нужды, кредиты под залог покупаемого имущества (авто- и ипотека) и возобновляемые кредитные линии (кредитные карточки, овердрафт).
Предлагаемое решение обеспечивает:
- эффективную
масштабируемость бизнеса (
- быстроту его развертывания (1-4 месяца);
- производительность обработки (миллионы клиентских счетов);
- легкость
обновления и поддержки (
- быстрое
подключение разнообразных
- скоринг
физических лиц с учетом
- минимальное время для принятия решения о кредитовании о оформления сделки.
Технологическая платформа EGAR E4 Banking реализована в стандартах J2EE c использованием преимуществ SOA-архитектуры. Решение построено на концепции тонкого клиента и централизованного хранилища данных и обладает широкими интеграционными возможностями. Масштабирование системы достигается простым наращиванием централизованных серверных ресурсов без изменения состава ПО в точках развертывания при минимальном участии IT-специалистов.
Ключевыми
элементами решения при организации
и автоматизации бизнес-