Совершенствование управления активами в кредитной организации на примере ОАО "ОТП Банк"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:16, курсовая работа

Описание

Современная банковская деятельность не свободна от недостатков. Нередко банки злоупотребляют своим положением и доверием, оказываем им. Свободные капиталы, которые сосредотачиваются в их кассах, не всегда расходуются ими производительно и в соответствии с интересами народного хозяйства. Очень часто деятельность банков носит характер сильной спекуляции, вредной с экономической точки зрения и убыточной — с коммерческой. Они безразборчиво и легкомысленно разбрасывают доверенные им народные средства, и это приводит их к катастрофе, а народное хозяйство — к кризисам.

Содержание

Введение
1. Краткая характеристика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2. Анализ деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.1 Экспресс-диагностика деятельности ОАО «ОТП Банк»
2.2 Анализ активов и активных операций банка за 2007-2009 годы
3. Разработка мероприятий, направленных на совершенствование управления активами коммерческого банка
3.1 Работа с проблемными кредитами и пути улучшения методов кредитного обслуживания населения
3.2 Совершенствование расчетно-кассового обслуживания в коммерческом банке
3.3 Разработка нового кредитного продукта
4. Оценка проекта
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа состоит из  1 файл

К.р. по адкб.doc

— 935.00 Кб (Скачать документ)

Таблица 18 - Элементы решения при организации  и автоматизации бизнес-процессов  кредитования физических лиц и индивидуальных предпринимателей

Наименование  модуля

Характеристика

А

Б

Потреб-Кредитование EGAR InstallmentLoans

Модуль  предназначен для автоматизации розничных услуг банка, связанных с потребительским кредитованием физических лиц. Поддерживается весь спектр банковских операций по выдаче и обслуживанию потребительских кредитов. включая документооборот, скоринг и другие аналитические инструменты.

Пластиковые карты EGAR CreditCards

Модуль  предназначен для сквозной автоматизации  розничных услуг банка по выдаче и обслуживанию пластиковых карт, включая полную автоматизацию документооборота по выдаче и обслуживанию пластиковых  карт, скоринг, взаимодействие с процессинговым центром и другие функции.

Ипотека EGAR Mortgage

Система сквозной автоматизации операций банка  в области ипотечного кредитования. Обеспечивает ведение кредитного дела, поддержку связанных договоров  и рефинансирования, а также оценку кредитоспособности заемщиков. Документооборот, аналитика.

Авто-кредитование

EGAR AutoLoans

Модуль  предназначен для автоматизации  розничных услуг банка, связанных  с кредитованием физических лиц  на покупку автомобиля. EGAR Autoloans обеспечивает автоматизацию широкого спектра операций, связанных с предоставлением населению автокредитов, а также их последующим обслуживанием. Документооборот, аналитика.

Урегулирование  просроченной задолженности

EGAR Collection

Полноценное решение по автоматизации процессов урегулирования просроченной задолженности, предназначенное для подразделений банков, занимающихся взысканием долгов по договорам с физическими лицами. EGAR Collection включает в себя гибкие механизмы сегментации кредитных сделок, позволяющие осуществлять настройку политики взыскания задолженности с клиентов. Аналитический инструментарий EGAR Collection позволяет принимать решения об изменении критериев сегментации сделок, перепланировании состава необходимых мероприятий, а также изменении модели поведенческого скоринга в процессе получения истории взаимоотношений с клиентом.

Call-центр EGAR Call Center

Модуль  полностью автоматизирует процесс  работы контактного центра кредитной  организации, включая обслуживание клиентов и управление продажами.

Депозиты EGAR Deposits

Модуль EGAR Deposits предназначен для автоматизации  розничных услуг банка, связанных  с размещением денежных вкладов  населения.

РКО EGAR Settlement & Cash services

Модуль  предназначен для автоматизации  услуг банка, связанных с расчетно-кассовым обслуживанием клиентов.

Скоринг EGAR Scoring

Система оценки кредитоспособности потенциальных  заемщиков - физических лиц и индивидуальных предпринимателей по информации, указанной  ими в заявлениях на получение  кредита на основе анализа исторических данных и применения современных макроэкономических моделей. Система применяется в процессе андеррайтинга заёмщиков по потребительским кредитам, кредитным картам, автокредитованию, ипотеке и кредитам малому бизнесу. По результатам скоринга формируются отчеты с обоснованием принятого решения о кредитоспособности. Поддерживаются функции скоринга по анкетным данным (EGAR Application Scoring),поведенческий анализ (EGAR Behavior Scoring), расчет рисков по портфелю (EGAR Collection Scoring).


 

Таким образом, по данным рисунка 4 видно, что внедрение системы определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов дает ряд преимуществ коммерческому банку, что в значительной степени повышает эффективность осуществления кредитных операций. Разработка системы определения кредитоспособности заемщиков с использованием современных скоринговых и макроэкономических подходов предполагает поэтапную реализацию:

1) первый  этап – решение задачи соответствия  требованиям федерального закона для родительского банка;

2) второй  этап – решение задачи предоставления  услуг кредитного бюро пользователям,  источникам и субъектам, не  являющимся родительским банком  или его клиентом;

3) третий  этап – развитие функциональности  кредитного бюро для предоставления дополнительных аналитических услуг его клиентам.

Более подробно этапы реализации можно  представить в виде таблицы (См.: Приложение А).

Реализация  предлагаемого мероприятия возможна на основе высокопроизводительной транзакциональной  базы данных с высокопроизводительной фронт-офисной частью, реализованных в гибко настраиваемой интеграционной среде. Такая база данных позволяет обеспечить гарантированную доставку, аудируемость и управление электронным документооборотом с использованием сертифицированных средств безопасности. Это связано с тем, что кредитное бюро аккумулирует в себе инфраструктуры выдачи кредитов сразу нескольких банков, что повышает требования к производительности, масштабируемости и безопасности в десятки раз и позволяет избежать риска потери инвестиций в случае роста числа обрабатываемых операций. Предлагаемая архитектура строится на принципах концепции «трех И»: 1) интегральная доступность; 2) интегральные знания; 3) интегральное управление.

Она состоит  из трех основных компонентов: продуктов Фронт-офис и Фронт-офис самообслуживания, обеспечивающих интегральную доступность, и Хранилища данных, обеспечивающего интегральность знаний. Интегральное управление реализовано на основе Интеграционной платформы, которая является составной частью первых двух продуктов.

Таким образом, мы получаем одновременно и  масштабируемость, и производительность, а именно: возможность добавления новых модулей дистанционного обслуживания по мере роста бизнеса банка; высокую  производительность системы (миллионы обслуживаемых клиентов при ежедневном документообороте в сотни тысяч операций); возможность наращивания производительности простой заменой технической платформы; платформонезависимость (поддержка основных платформ аппаратного и системного программного обеспечения); работу в режиме 24 х 7 (единая установка и единообразное ведение клиентов системы).

Кроме того, представленная платформа не имеет альтернативы как платформа, позволяющая обеспечивать операции сотен тысяч и миллионов клиентов в режиме онлайн. Учитывая же бум розничного кредитования и микрокредитования малого и среднего бизнеса, а также то, что кредитных бюро все-таки не должно быть слишком много, от подобной системы как раз и требуется полная производительность. Проследим динамику доходности после создания система автоматизации бизнес-процессов кредитования по данным таблицы 19 и представим полученные данные графически (рисунок 5). Доходность от кредитных операций рассчитаем по формуле 1.

 

Доходность = (доход – издержки) *100% / издержки (1)

 

Таким образом, получаем:

 

Доходность  до реализации = (780939 – 408414)*100% / 408414 = 91,2 (тыс.р.)

Доходность  после реализации = (1561878 – 702845)*100% / 702845 = 122,2 (тыс. р.)

 

Таблица 19 – Расчет доходности кредитных  операций после внедрения системы автоматизации бизнес-процессов кредитования

Показатель

До реализации мероприятия

После реализации мероприятия

Темп  роста, %

А

1

2

3

1. Количество  выдаваемых кредитов в месяц,  единиц

300

600

200,0

2. Скорость  обработки заявок заемщиков, дней

10

2

20,0

3. Процент  невозврата кредитов, %

30,0

10,0

33,3

4. Затраты  на содержание службы безопасности, тыс. руб.

 

35,0

 

20,0

 

57,1

5. Доход  от кредитных операций, тыс. р.

780939

1561878

200,0

6. Затраты,  связанные с осуществлением кредитных  операций:

- тыс.  р.

-%

 

408414

52,1

 

702845

45,0

 

172,1

86,4

7. Резервы  на возможные потери:

- тыс.  р.

- %

 

29217

7,2

 

44279,2

6,3

 

151,6

87,5

8. Доходность  кредитных операций, тыс. р.

91,2

122,2

134,0


 

Таким образом, из произведенных расчетов, данных таблицы 19 и рисунка 5 наблюдается следующая динамика: отмечено увеличение показателей: количество выдаваемых кредитов в месяц с 300 единиц договоров до 600 единиц договоров или в два раза; дохода от кредитных операций с 780939 тыс. р. до 1561878 тыс. р. или в два раза; доходность от кредитных операций с 91,2 тыс. р. до 122,2 тыс. р. (прирост – 34,0%).

Так же наблюдается снижение показателей: процента невозврата кредитов с 30,0% до 10,0% или на 66,7%; - скорость обработки  заявок заемщиков с 10 дней до 2 дней или на 80,0%; затрат на содержание службы безопасности с 35 тыс. р. до 20 тыс. р. или на 42,9%; резервов на возможные потери сократились с 7,2% до 6,3% или на 12,5% после реализации мероприятия.

В целом  наблюдается положительная динамика анализируемых показателей, что подтверждает целесообразность реализации предлагаемого мероприятия.

 

3.2 Совершенствование расчетно–кассового  обслуживания в коммерческом  банке

 

Совершенствование платежных услуг и повышение  качества расчетно-кассового обслуживания является приоритетным направлением работы большинства российских коммерческих банков, предлагающих такие услуги рыночным клиентам. В эту сферу наиболее активно внедряются информационные технологии, обеспечивая не только совершенствование традиционных банковских услуг, но и создавая новый уровень банковского сервиса.

Расчетно–кассовое обслуживание как комплекс услуг, базирующийся на проведении банком операций по счету  клиента и выполнение иных, связанных  с этим операций, ориентированный  на потребности целевых групп  клиентов и обеспечивающий банкам возмещение затрат, связанных с их проведением, и получение прибыли. Цель совершенствования комплекса услуг РКО состоит в том, чтобы обеспечить повышение скорости и надежности проведения расчетов между хозяйствующими субъектами, снижение их рисков и улучшение качества обслуживания клиентов.

Основные  типы услуг, составляющих в комплексе  расчетно-кассовое обслуживание банком клиента, представлены на рисунке 6.

Современный комплекс расчетно-кассовых услуг базируется на определенных банковских технологиях.

Объемы  расчетно-кассового обслуживания организаций  коммерческими банками, не смотря на кризисные явления в экономике, растут, сервисы усложняются, требования клиентов возрастают.

И чтобы  им соответствовать банки активно  используют современные технологии, разрабатывают новые сервисы, совершенствуют организацию и расширяют коммуникации. В связи с этим бизнес-процессы проведения расчетных операций и оказания расчетно-кассовых услуг усложняются, что приводит к росту связанных с ними издержек и рисков и обусловливает потребность в совершенствовании управления комплексом услуг РКО.

В связи  с этим обоснована необходимость  и выделены предпосылки проведения реинжиниринга бизнес-процессов  расчетно-кассового обслуживания в  ОАО «ОТП Банк».

Реинжиниринг рассматривается как фундаментальное перепланирование бизнес-процессов компаний, которое имеет целью существенное улучшение показателей их деятельности: резкое сокращение затрат, рост качества, сервиса и скорости обслуживания клиентов, внедрением новых информационных технологий. Цель реинжиниринга состоит в улучшении таких показателей, как стоимость процессов, качество обслуживания, уровень сервиса, скорость проведения платежей.

Для большинства  кредитных организаций текущая  ситуация в области бизнес-процессов характеризуется следующими моментами, отображенными на рисунке 7.

Предлагаемый  подход к проведению реинжиниринга  бизнес-процессов призван способствовать повышению управляемости бизнесом, снижению издержек всех подразделений, снижению себестоимости банковских продуктов, и, соответственно, росту эффективности функционирования и достижению поставленных целей. В рамках второго мероприятия представлена методика оценки эффективности бизнес-процессов, основанная на функционально-стоимостном анализе. Эффективными инструментами реинжиниринга расчетно-кассового обслуживания являются унификация технологий, централизация управления и создание единой АБС, что должно привести к централизации IT-поддержки операционной деятельности филиалов (рисунок 8). Общая информатизация банковской деятельности существенно повышает гибкость бизнеса, оперативность и точность в принятии решений, что делает тему настоящего исследования особенно актуальной для периода экономической нестабильности.

Способствовать  сокращению издержек должна реализация в банке системы нормирования, которое выступает основным этапом реинжениринга бизнес-процессов.

В работе нормирование определено как способ организационного воздействия, заключающийся  в установлении нормативов с границами  по верхнему и нижнему пределам, которые служат ориентирами для специалистов той или иной сферы деятельности. Предлагается подход к созданию системы нормирования, оценивающий затраты на выполнение бизнес-процесса, исходя из себестоимости одного человека-часа работы персонала, задействованного в его реализации, и нормативов времени, и сформированы методические основы создания технологических карт ОАО «ОТП Банка».

Наиболее  существенная доля расходов на персонал (удельный вес - 37,0%) среди функциональных подразделений приходится именно на подразделения, осуществляющие операционно-кассовое обслуживание.

Информация о работе Совершенствование управления активами в кредитной организации на примере ОАО "ОТП Банк"