Курс лекций по финансовому менеджменту

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:12, курс лекций

Описание

Цель и сущность финансового менеджмента.
Информационное обеспечение финансового менеджмента.
Организация и управление финансовым обеспечением предпринимательства.
Финансовое планирование и прогнозирование.
Управление текущими издержками и доходностью.
Управление активами.
Финансовая среда предпринимательства.

Работа состоит из  8 файлов

Лекция 1 по финансовому менеджмент..doc

— 101.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тема 6 Лекция.doc

— 361.00 Кб (Скачать документ)

Управление дебиторской  задолженностью предполагает, прежде всего, контроль за оборачиваемостью средств  в расчётах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция. Большое значение имеет отбор потенциальных покупателей и определение условий оплаты товаров, предусматриваемых в контрактах.

Отбор осуществляется на основе неформальных критериев: это соблюдение платёжной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объёма товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т.п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчётности, из неформальных источников.

Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.

1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизированные по условиям оплаты договоры. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, влияние инфляции).

2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определяя в нём условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей. В зависимости от того, насколько кредитоспособен и надёжен покупатель, условия договора, в том числе в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, формы оплаты и др., могут меняться.

3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако, не исключены варианты с появлением просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Возникают понятия сомнительного и безнадёжного долга.

Под сомнительным долгом понимается любая задолженность перед налогоплательщиком, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не имеет соответствующего обеспечения (залог, поручительство, банковская гарантия). Исходя из принципа осмотрительности (осторожности), для подобной задолженности создают резерв за счёт прибыли до налогообложения и в балансе показывают дебиторскую задолженность за вычетом резерва. Формирование резерва по сомнительным долгам осуществляется в соответствии с ст. 266 Налогового кодекса РФ.

Безнадёжный долг – это долг, нереальный к взысканию, то есть долг перед налогоплательщиком, по которому истёк установленный срок исковой давности, а также долг, по которому обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации (ст. 266 Налогового кодекса РФ).

Практика создания резервов по сомнительным долгам существует во всех экономически развитых странах. Проведённое Министерством торговли США исследование показало, что доля безнадёжных долгов прямо зависит от продолжительности периода, в течение которого дебитор обязуется погасить свою задолженность. В общей сумме дебиторской задолженности со сроком погашения до 30 дней около 4% относится к разряду безнадёжной; со сроком полгашения 31 - 60 дней – 10% относится к разряду безнадёжной; со сроком погашения 61 – 90 дней – 17% относится к разряду безнадёжной; со сроком погашения 91 – 120 дней – 26% относится к разряду безнадёжной; при дальнейшем увеличении срока погашения на очередные 30 дней доля безнадёжных долгов повышается на 3 – 4%. Эти данные используются в России для ранжирования дебиторской задолженности по срокам её возникновения (чаще всего: 0 – 30; 31 – 60; 61 – 90; 91 – 120; свыше 120 дней).  

4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты; критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений; системы наказания недобросовестных контрагентов.

5. Система предоставляемых скидок. Выше делался акцент на репрессивные методы работы с недобросовестными дебиторами. Гораздо больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям опциона на получение скидки с отпускной цены.

В экономически развитых странах  одной из наиболее распространённых является схема типа или , означающая, что: а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара); б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершена в период с по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка слова к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком); в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден заплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты.

Предоставление скидок выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая (как и производственные запасы) представляет собой по сути иммобилизацию денежных средств. Скидка может устанавливаться разными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на поддержку источников финансирования дебиторской задолженности.

Алгоритм установления размера скидки включает следующие расчёты:

1. Производится расчёт снижения потерь от инфляции (в процентах) по следующей формуле:                            ,

где - потери от инфляции, %; k – продолжительность периода, по которому накоплены данные о темпах инфляции, в днях; - темп удорожания затрат (темп инфляции) за конкретный период, в долях единицы; - сокращение периода погашения дебиторской задолженности, в днях;

2. Далее производится расчёт снижения процентных потерь, вызванных использованием заёмных источников, по следующей формуле:          ,

где - снижение потерь, вызванных использованием заёмных средств, %; СП – годовая ставка по краткосрочному банковскому кредиту, %;

3. Сейчас сравниваем размер скидки в процентах с выраженным в процентах размером выгоды от снижения потерь. Это сравнение осуществляется посредством выполнения следующего неравенства:                             > С,

где С – размер предлагаемой клиентам скидки, %;

4. Теперь определяется величина денежных средств, дополнительно получаемых предприятием за год в связи с ускорением оплаты по счетам дебиторов. Осуществляется это посредством следующей формулы:                 ,

где - величина денежных средств, дополнительно получаемых предприятием за год в связи с ускорением оплаты по счетам дебиторов, руб.; - среднегодовая величина дебиторской задолженности, руб.; - средний период погашения дебиторской задолженности, в днях.

 

При отказе от скидки с цены товара сразу возникает вопросы цены отказа и что выгоднее: оплатить до заветной даты, даже если придётся воспользоваться для этого банковским кредитом, или дотянуть до последнего и потерять скидку? Сопоставим «Цену отказа от скидки» со стоимостью банковского кредита (и то, и другое – на базе годовых процентных ставок). Для этого воспользуемся следующей формулой:

 

                

 

Если результат превысит ставку банковского процента, то лучше обратиться в банк за кредитом и оплатить товар в течение льготного периода.

 

Теперь для закрепления материала решим следующую задачку. Условие задачи: банковский процент равен 10%; товар продаётся по схеме « ». Представленная схема означает, что покупатель: 1) получает скидку в размере 3% в случае оплаты полученного товара в течение 15 дней с момента получения товара; 2) оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершена в период с 16-го по 45-й день с момента получения товара; 3) в случае неуплаты в течение 45 дней будет вынужден заплатить штраф.

Если покупатель оплатит товар с 16-го по 45-й день с момента получения товара, то это он считает приемлемым для себя и думает воспользоваться скидкой, ибо величина цены отказа от скидки составляет

 

                              

 

Покупатель, произведя такие расчёты, хочет спокойно воспользоваться скидкой. Но это нарушение условий задачи, поскольку скидка предоставляется в случае оплаты полученного товара в течение 15 дней с момента получения товара. Из расчёта ясно, что платёж осуществлён на 20-й день с момента получения товара. Поэтому покупатель в данном случае не может пользоваться скидкой и в этом случае все наши симпатии должны быть на стороне поставщика. В противном случае поставщик имеет все основания для взыскания недополученной суммы, возможно, и с процентами за каждый день просрочки.

Если покупатель не захочет оплатить товар в срок до 15-ти дней с момента  получения товара, то величина цены отказа от скидки будет следующей:

  

                           

 

Поскольку банковский процент равен 10% и величина 37,1% > 10%, то покупателю есть всё-таки смысл воспользоваться предложением поставщика. Отказ от скидки обойдётся покупателю на 27,1% (= 37,1% - 10%) дороже банковского кредита.

 

2.2. Эффективность управления текущими активами можно повысить, разумно используя учёт векселей и факторинг с целью превращения текущих финансовых потребностей в отрицательную величину (см. формулу (1)) и ускорения оборачиваемости оборотных средств (см. формулу (2)). Факторинг и учёт векселей – это один из важнейших аспектов управления дебиторской задолженностью. Факторинг и учёт векселей – это две формы, в которых поставщик продаёт задолженность покупателя другим организациям.  

Учёт в банке векселя – это покупка банком векселя у поставщика, полученного от покупателя в уплату за товар. Учёт векселя банком является разновидностью кредитных операций, за которую банк получает доход в форме дисконта векселя. Величина дисконта, удерживаемого банком в свою пользу от номинала векселя при его приобретении у поставщика, определяется по следующей формуле:

                 

 

Сделать вывод о целесообразности использования векселя для поставщика и покупателя в сравнении с краткосрочным кредитом можно путём сравнения годовой ставки по краткосрочному банковскому кредиту с величиной:

  •   годовая дисконтная ставка по коммерческому кредиту, предоставляемому покупателю поставщиком;
  •   годовой ставки финансовых затрат поставщика по схеме с векселем.

Формулы соответственно будут иметь  следующий вид:

                               и      ,

где СД – годовая дисконтная ставка по коммерческому кредиту, предоставляемому покупателю поставщиком, %; В – номинал векселя (сумма векселя), руб.; - стоимость партии товара, руб.; Т – период погашения векселя, в днях; СФЗ – годовая ставка финансовых затрат поставщика по схеме с векселем, %; Д – дисконт векселя, руб.; t – период от даты учёта до даты погашения векселя, в днях.

 

Теперь о факторинге. Слово factor в переводе с английского языка означает маклер, посредник. С экономической точки зрения, факторинг относится к посредническим операциям. Факторинг – это переуступка поставщиком права получения средств за реализованную им продукцию (товары) факторинговому отделу банка или специализированной организации. Расчёт целесообразности услуг факторинга может быть выполнен в соответствии со следующими формулами:

                ,

                                                    ,

                                                    ,

                                                    ,

где - доход банка от услуг факторинга; - сумма долга, переуступаемая банку; К – процент оплаты услуг факторинга (комиссионные); ПП – доля первоначального платежа; СП – проценты за краткосрочный кредит; - период задержки поступления средств (время транспортировки + время задержки оплаты); - доход поставщика (экономия на процентах); - дополнительные затраты поставщика; - темп удорожания материальных затрат под влиянием инфляции (например, в месяц); - период, в течение которого измеряется показатель (например, в месяц, то есть в течение 30 дней), при этом учитывается размерность показателя (если размерность в днях, размерность в , то k = 30 дней); - экономия (перерасход) средств от схемы с факторингом.

 

2.3. К важнейшим аспектам системы управления дебиторской задолженностью относят выбор формы безналичных расчётов и вида платёжных документов. Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 г. №2-П предусмотрено применение расчётов посредством следующих документов: платёжными поручениями; аккредитивом; чеком, по инкассо с использованием платёжных требований или инкассовых поручений.

Платёжное поручение – это распоряжение владельца банковского счёта (плательщика), оформленное в виде расчётного документа, перевести определённую денежную сумму на банковский счёт получателя средств, открытого в этом или другом банке.

Информация о работе Курс лекций по финансовому менеджменту