Лекции по "Финансовому менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:05, курс лекций

Описание

1. Значение финансового менеджмента и функции финансового менеджера.
2. Финансовые показатели, используемые в финансовом менеджменте.
3. Основные принципы анализа, применяемые в финансовом менеджменте.
4. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.

Работа состоит из  1 файл

Фин.менедж..doc

— 444.50 Кб (Скачать документ)

Безнадежными долгами  признается та дебиторская задолженность, по которой истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения.

Эффект, таким образом, достигается путем отсрочки платежа  по налогу на прибыль.

Пример: На начало года на предприятии создан резерв по сомнительным долгам на сумму 100 тыс. руб. За счет резерва списана безнадежная дебиторская задолженность в размере 50 тыс. руб. Остаток отнесен на внереализационные доходы следующего года. Бизнес обеспечивает доходность 20%.

Эффект = [(100 тыс. руб. – 50 тыс. руб.) * 0,24] - [(100 тыс. руб. – 50 тыс. руб.) * 0,24 * (1 / 1 + 0,20)] = 2 тыс. р.

 

Кроме анализа дебиторской  задолженности управление этим элементом оборотных активов включает:

1 Определение приемов  ускорения расчетов с покупателями.

2 Применение АВС метода контроля дебиторской задолженности (дебиторская задолженность ранжируется и анализируется по аналогии с АВС методом контроля за запасами)

3 Оценка реальной  стоимости дебиторской задолженности с учетом временного фактора. Первым этапом оценки является проверка наличия документов, подтверждающих отгрузку товаров (накладная, доверенность, акт приема-передачи и т.п.) и имеющих юридическую силу. Если аналитиком выявлено отсутствие документов по каким-то суммам дебиторской задолженности, то вероятность ее инкассации очень низка. Вероятность возврата долгов может быть определена путем оценки финансового состояния покупателей. Скорректировав таким образом сумму дебиторской задолженности и разбив ее по срокам предполагаемой оплаты, применив соответствующий коэффициент дисконтирования, можно определить ее стоимость с целью проведения операции факторинга или переуступки суммы долга третьему лицу.

 

4 Уменьшение  дебиторской задолженности на  сумму безнадежных долгов. Дебиторская задолженность, признанная безнадежной, при оценке уменьшает общую сумму задолженности.

 

Классификация дебиторской задолженности по срокам погашения

Сумма дебиторской задолженности, тыс. руб.

Вероятность безнадежных долгов

Сумма безнадежных долгов

Коэффициент дисконтирования

Реальная величина дебиторской задолженности. тыс. руб.

1

2

3

4

5

6

0 – 30 дней

5100

0,025

127,5

0,99185

4932

31 – 60 дней

4800

0,05

240

0,97594

4450

61 – 90 дней

2400

0,075

180

0,96053

2132

91 – 120 дней

2300

0,1

230

0,94560

1957

121 – 150 дней

1500

0,15

225

0,93112

1187

151 – 180 дней

1200

0,3

360

0,91709

770

181 – 360 дней

800

0,5

400

0,87112

348

360 – 720 дней

600

0,75

450

0,77167

116

Свыше 2 лет

410

0,95

389,5

0,71709

15

Итого

19110

 

2602

 

15908


 

5 Контроль  за  соотношением дебиторской  и кредиторской задолженности.

Работа с дебиторами по взысканию дебиторской задолженности включает переговоры, направление претензионных писем и обращение в суд. Затраты на проведение этих мероприятий связано со значительным объемом издержек. Поэтому целесообразно из всей совокупности дебиторов выделить наиболее крупных и направить усилия менеджмента по взысканию долгов на них. Управление дебиторской задолженности будет тем эффективнее, чем большая доля задолженности будет приходиться на 10 самых крупных дебиторов.

 

Наименование предприятия

Сумма долга

Доля в общей сумме дебиторской задолженности

1

1 258 450

18

2

1 112 000

16

3

954 870

14

4

860 100

12

5

600 000

9

6

200 000

3

7

120 300

2

8

115 600

2

9

95 000

1

10

87 000

1

Прочие

1 540 000

22

Итого:

6 943 320

100


 

Большую роль в минимизации  суммы дебиторской задолженности  играет правильное заключение договоров с покупателями и поставщиками. С целью максимизации притока денежных средств предприятию необходимо использовать договора с гибкими условиями, сроками и формами оплаты.

Формы оплаты, позволяющие  снизить риск не возврата долга и  минимизировать объем дебиторской задолженности.

  • предоплата (обычно сопровождается скидкой);
  • частичная предоплата;
  • передача на реализацию (предприятие сохраняет право собственности на товар до момента оплаты и может его вернуть, если за продукцию не рассчитаются);
  • выставление промежуточного счета (эта форма характерна при длительных договорах; она предполагает оплату по мере закрытия этапов работ; применяется в строительстве, при оказании консультационных, научных, конструкторских услуг);
  • банковская гарантия (банк возмещает поставщику некоторую сумму, если должник не оплатит товар).

Выводы:

  • При продаже товаров в кредит возникает дебиторская задолженность.
  • Инвестиции в дебиторскую задолженность должны обеспечивать доходность, позволяющую покрыть издержки, связанные со снижением стоимости денежной единицы во времени и с несвоевременным погашением дебиторской задолженности, расходы на управление дебиторской задолженностью, расходы финансирования дебиторской задолженности.
  • Выделяют три типа кредитной политики: агрессивный, умеренный и консервативный, характеризующиеся подходом к отбору потенциальных покупателей, условиями предоставления кредита и методами инкассирования долгов.
  • В состав кредитных условий входят следующие такие элементы как размер предоставляемого кредита, срок предоставления кредита, стоимость предоставления кредита, система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями.
  • Важнейшим инструментом воздействия на ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности является внутренняя стоимость кредита, которая зависит от предоставляемой скидки при оплате раньше срока, периода скидки и срока предоставления кредита.
  • Инструментами кредитной политики предприятия являются оценка кредитной истории потенциальных покупателей и определение оптимального срока кредитования. Оценка кредитной истории  покупателей позволяет снизить риск не возврата дебиторской задолженности. Определение оптимального срока кредитования позволяет максимизировать эффект от инвестиций в дебиторскую задолженность.
  • Управление дебиторской задолженности связано с оптимизацией ее размера и обеспечением инкассации задолженности покупателей по расчетам за реализованную продукцию.

 

    1. Управление денежными средствами и ликвидными ценными бумагами.

Цель управления денежными средствами состоит в том, чтобы инвестировать  избыток денежных средств для  получения прибыли, но одновременно иметь их необходимую величину для  выполнения обязательств по платежам и страхования на случай непредвиденных ситуаций. Чем более предсказуемы денежные потоки фирмы, тем меньше потребность в страховании.

При рассмотрении основных принципов управления денежными  средствами можно выделить следующие  блоки::

  • анализ потоков денежных средств
  • составление бюджета денежных средств
  • определение оптимального уровня денежных средств

Основная задача анализа денежных потоков заключается в выявлении  причин недостатка (избытка) денежных средств; определении источников  их поступлений и направлений  использования.

Основным документом для анализа  денежных потоков является Отчет  о движении денежных средств, с помощью  которого можно контролировать текущую  платежеспособность предприятия, принимать  оперативные решения по управлению денежными средствами и объяснять расхождения между финансовым результатом и изменением денежных средств.

При анализе потоки денежных  средств  рассматриваются по трем видам деятельности: основная, инвестиционная и финансовая.

Существует два метода расчета  потока денежных средств: прямой и косвенный.

Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по счетам предприятия. Он позволяет показать основные источники притока и направления оттока денежных средств, дает возможность делать оперативные выводы относительно достаточности средств для платежей по текущим обязательствам, устанавливает взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период.

Форма отчета о движении денежных средств зависит от потребности  предприятия в информации для  анализа и управления, например, контроль денежных потоков по бизнес-единицам.

Косвенный метод основан на анализе статей баланса и отчета о прибылях и убытках. Этот метод позволяет показать взаимосвязь между разными видами деятельности предприятия, устанавливает взаимосвязь между чистой прибылью и изменениями в активах предприятия за отчетный период.

По результатам анализа денежных потоков можно сделать заключения по следующим вопросам:

  • в каком объеме и из каких источников получены денежные средства и каковы основные направления их расходования;
  • способно ли предприятие в результате своей текущей деятельности обеспечить превышение поступлений денежных средств над платежами и насколько стабильно такое повышение;
  • в состоянии ли предприятие расплатиться по своим текущим обязательствам;
  • достаточно ли полученной предприятием прибыли для удовлетворения его текущей потребности в деньгах;
  • достаточно ли собственных средств предприятия для инвестиционной деятельности;
  • чем объясняется разница  между величиной полученной прибыли и объемом денежных средств.

Необходимость прогнозирования денежных средств в условиях рыночной экономики  трудно переоценить. Эти расчеты  нередко требуются для составления  бизнес-плана, при обосновании инвестиционных проектов, запрашиваемых кредитов и  в других случаях. Прогнозирование движения денежных средств воплощается в кассовом бюджете компании.

Цель бюджетирования денежных средств состоит в расчете необходимого их объема и определении моментов времени, когда у компании ожидается недостаток или избыток денежных средств для того, чтобы избежать кризисных явлений и рационально использовать денежные средства предприятия.

Кассовый бюджет – это подробная смета ожидаемых поступлений и выплат денежных средств за определенный период, включающая как конкретные статьи поступлений и выплат, так и временные их характеристики.

Кассовый бюджет является составной  частью основного бюджета предприятия  и использует данные бюджетов продаж, закупок, затрат на оплату труда и  др.

Кассовый бюджет позволяет:

  • получить целостное представление о совокупной потребности в денежных средствах;
  • принимать управленческие решения о более рациональном использовании ресурсов;
  • анализировать значительные отклонения по статьям бюджета и оценивать их влияние на финансовые показатели предприятия;
  • своевременно определять потребность в объеме и сроках привлечения заемных средств.

 

Порядок составления  кассового бюджета

Кассовый бюджет должен включать все  денежные поступления и выплаты, которые удобно группировать по видам  деятельности.

На первом этапе необходимо определить поступления и расход денежных средств по основной деятельности компании так как результаты планирования денежного потока по основной деятельности могут использоваться при планировании инвестиций и определении источников финансирования.

Планирование денежных расходов по инвестиционной деятельности выполняется на основе инвестиционных проектов и программы развития производства.

Планирование денежных потоков  по финансовой деятельности осуществляется в целях обеспечения источников финансирования для основной и инвестиционной деятельности предприятия.

 

Основные документы, необходимые  для составления кассового бюджета

Поступление денежных средств

Расходование денежных средств

Основная деятельность

 

Бюджет продаж

Бюджет закупок материалов

Бюджет расходов на оплату труда

Бюджет общепроизводственных расходов

Бюджет коммерческих расходов

Бюджет управленческих расходов

Смета налоговых отчислений

Инвестиционная  деятельность

Прогноз поступлений  от инвестиций

Бюджет капитальных  затрат

Финансовая  деятельность

Проспект эмиссии

Кредитный договор

Кредитный договор

Информация о работе Лекции по "Финансовому менеджменту"