Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 16:05, курс лекций
1. Значение финансового менеджмента и функции финансового менеджера.
2. Финансовые показатели, используемые в финансовом менеджменте.
3. Основные принципы анализа, применяемые в финансовом менеджменте.
4. Информационное обеспечение деятельности финансового менеджера.
Основной причиной поиска источников внешнего роста является потенциал, заложенной в действующем предприятии, т.е. стоимостной разрыв между стоимостью предприятия (бизнеса) до реструктуризации и после неё.
Реструктуризация – это изменение структуры активов или капитала предприятия, не связанное с ведением текущей деятельности бизнеса. Многие предприятия, используя стратегии внутреннего роста, стремятся привлечь и факторы внешнего роста предприятия.
Это направление реструктуризации предприятия называется стратегическим. Юридические аспекты реструктуризации определены ст. 57-60 ГК РФ (реорганизации предприятия), они касаются правомочий учредителей, а так же правопреемства вновь возникающих и реорганизуемых юридических лиц. Правопреемства оформляется передаточным актом и раздельным балансом. В целях гарантии прав кредиторов руководство реорганизуемого предприятия обязано письменно уведомить (30 дней) их с тем, чтобы кредиторы имели возможность потребовать прекращения или досрочного использования обязательств (60 дней). Так же необходимо уведомить налоговые органы (3 дня)
2. Цели и формы реструктуризации предприятия
Цели и формы реструктуризации:
Здесь реструктуризация проходит в следующих формах:
а) слияние
б) присоединение
в) расширение (а +б)
г) разделение
д) выделение
е) сокращение (г +д)
ж) преобразование акционерного капитала
(это может считаться
При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят вновь и вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом общества, участвующие в слиянии заключают договор по которому
определяется порядок и
Экономические процессы слияния и присоединения обладают рядом преимуществ по сравнению со стратегиями внутреннего роста, а именно:
Реструктурирование в формах разделения и выделения приводит к появлению более мелких предприятий и созданию новых юридических лиц.
При РАЗДЕЛЕНИИ вместо одного юридического лица появляются несколько самостоятельных предприятий.
С
А >
В
При ВЫДЕЛЕНИИ появляются новые предприятия при сохранении прежнего юридического лица.
С
А > , но А
В
Целью СОКРАЩЕНИЯ является выбор
стратегического направления
а) реорганизационные: внешнее управление имуществом должника, санкия или меры по оздоровлению предприятия;
б) ликвидационные: определяется конкурентный управляющий, занимающейся продажей имущества предприятия и погашением долгов предприятия;
в) мировое соглашение.
Главной задачей данного направления
- сохранить предприятие Òàê
Способы защиты:
3. Расширение как
форма реструктуризации
Мотивы расширения
Синергетический эффект может возникнуть из 4-х источников:
а) действие эффекта масштаба (при увеличении объёма производства, уменьшаются средние издержки, больший объём производства при использовании технологических мощностей, численности рабочих, системе сбыта, т.е. увеличение объёма позволяет более эффективно использовать имеющиеся в наличии ресурсов).
б) финансовая экономия, которая может включать:
в) разница в эффективности
г) возросшая власть на рынке вследствие уменьшение конкуренции.
Иногда компания становится
привлекательной для слияния,
поскольку стоимость её активов
ниже их рыночной стоимости,
тогда как восстановительная
стоимость активов
Типы объединений.
Когда анализируется возможность объединений компаний, нужно определить какой это тип слияния, так как от этого зависит экономическая выгода.
Пример: экономия на затратах в ходе
слияния произойдёт при горизонтальном
слиянии, а т.ж. здесь будет более
заметен противоконкурентный
Виды слияний.
С точки зрения финансового анализа различают два вида слияний:
Методы объединений.
Дружественное – слияние, при котором условия одобрены приобретаемой компанией (компанией -–целью).
Враждебное – слияние, при котором руководство компании – цели сопротивляются реструктуризации в виду различных причин 9боязнь потерять место работы, недовольство назначенной ценой и т.д.). тогда условия слияния оговариваются напрямую с акционерами.
При оценке целесообразности расширения предприятия слияние и поглощение характеризуется как одна их форм капиталовложений. Поэтому для определения эффективности этого процесса используется традиционная методика расчёта чистой приведенной стоимости.
Причины не достижения желаемых результатов:
Большое значение при определение целесообразности присоединения компаний имеет МЕНОВОЕ СООТНОШЕНИЕ, характеризуется удельный вес каждого из ранее самостоятельных предприятий в новом образовании на основе рыночных цен их акций.
Пример: Оценивая возможный результат присоединения, руководство присоединяющего предприятия должно учесть, как изменится её показатель прибыли на акцию при присоединении компании – цели.
Показатели |
А |
В |
А1 |
А2 |
1. Чистая прибыль (руб.) |
20000 |
5000 |
25000 |
25000 |
2. Количество акций |
5000 |
2000 |
6094 |
6406 |
3. прибыль на акцию |
4,0 |
2,5 |
4,1 |
3,9 |
4. Цена одной акции |
64,0 |
30,0 |
65,6 |
62,4 |
5. Цена акции / прибыль на акцию |
16 |
12 |
14 |
18 |
Компания А предлагает акционерам В продать ей акции по цене 35 рублей за 1 акцию. Таким образом, меновое соотношение = 35/64 = 0,547 (акции компании А на каждую акцию компании В) Þ Всего для поглощения компании В компании А нужно выпустить 2000*0,547 = 1094 своих акций.
Предполагается , что прибыль сливающихся компаний осталась прежней после его осуществления, тогда показатель прибыли на акцию компании А после поглощения = (табл. А1 ) тогда предполагаемая рыночная цена акции будет =
4 – 64
Þ х = 65,6 рублей
4,1 – х
Для акции В ¯ прибыль на акцию, поскольку на 1 акцию В они получили 0,547 акции А Þ прибыль на акцию компании В = 0,547 * 4,1 = 2,24 руб.
Второй вариант
Цена В акцию приобретения = 45 руб
45/65 = 0,703 Þ2000 * 0,703 = 1406 Þтабл. А2
Рыночная цена
Такая цена неприемлема, т.к. наблюдается эффект размывание первоначальной величины прибыли на акцию компании а из-за поглощения В. Размывания прибыли на акцию происходит в том случае, когда отношение цены акции к прибыли на акцию, рассчитанное на основе цены, уплачиваемой за акцию поглощаемой компании, превышает аналогичный показатель компании, осуществляющей поглощение, т.е. увеличивать цену за акцию компании – цели выгодно до тех пор, пока цена / акции, для компании В ниже чем для А.