Отчет по практике на предприятии ОАО ХК «Татнефтепродукт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:26, отчет по практике

Описание

В 90-х годах XIX века в Поволжье основными поставщиками нефти и продуктов ее переработки были фирмы “Братья Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”. В промышленных целях ими были построены первые резервуары, оборудованные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. После революции 1917 года, на основании Декрета Совета Народных Комиссаров «О национализации нефтяной промышленности» от 20 июня 1918 года, все имеющиеся нефтебазы были национализированы, и управление перешло в руки государства. В июле 1918 года при Казанском совете народного хозяйства был создан отдел топлива с нефтяной секцией, на которую возлагалось управление предприятиями “Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”.

Работа состоит из  1 файл

отчет доработка.doc

— 1.06 Мб (Скачать документ)

организаций, финансируемых из федерального, республиканского и местных бюджетов;

крупных промышленных, строительных и транспортных предприятий.

Продажи через АЗС на федеральных трассах. Спецификой данного сегмента является более низкий уровень цен на топливо по сравнению с АЗС, находящимися в населенных пунктах. Разница в ценах составляет 5-7%. Основные направления работы: конкурентная ценовая политика; привлечение к сотрудничеству компаний, обслуживающих топливные карты и установка их терминалов на АЗС «Татнефтепродукт».

Продажи оптом через сеть нефтебаз. Преимуществами компании являются: крупнейшая сеть нефтебаз в ре6спублике; возможность получать дизельное топливо по трубопроводу из Нижнекамска и Уфы на нефтебазах в г.Казань и г.Чистополь; сложившиеся деловые контакты с потребителями.

              В остальных сегментах маркетинговая политика опирается на конкурентное ценообразование и выполнение мероприятий по продажам.

Методы маркетинговой деятельности предприятия заключаются в том, что проводятся:

-  анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;

-              анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;

-              изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д.

-              планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами;

-              обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;

-              обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.

-              управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.

Планы будущей деятельности эмитента

Приоритетными направлениями деятельности общества являются:
- расширение, модернизация и реконструкция сбытовой инфраструктуры Компании, в том числе увеличение количества действующих АЗС и АГЗС в Республике Татарстан и за ее пределами;
- дальнейшее повышение качества нефтепродуктов и обслуживания на АЗС, оказание услуг, которые отвечают требованиям и ожиданиям потребителей;
- расширение и оптимизация ассортимента реализуемых товаров и услуг с учетом специфики каждой АЗС;
- проведение маркетинговой политики, направленной на удержание и расширение круга лояльных потребителей;
- совершенствование корпоративного управления, детального планирования, использования информационных технологий и мотивации сотрудников, деятельность по международным стандартам системы менеджмента качества ISO 9000.
- увеличение доли продаж по банковским картам.

Перспективные направления развития Компании:
- повышение эффективности использования объектов нефтебазового хозяйства и сети АЗС;
- оптимизация логистической системы обеспечения нефтепродуктами с целью максимального снижения затрат на транспортировку;
- расширение и наращивание объемов оказываемых Компанией услуг, в том числе от сдачи в наем имущества, производственных и иных фондов;
- работа по оптимизации организационной структуры предприятия;
- совершенствование и оптимизация структуры управления.

  3.2 Организация маркетинговой деятельности

Служба маркетинга на предприятии имеет линейную структуру  и представлена Управлением развития и маркетинга, подотчетного Заместителю генерального директора по общим вопросам .

Перед управлением маркетинга предприятия стоят следующие задачи:

- тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потре­бителей;

- приспосабливать процесс продаж к этим требованиям, предлагать услуги, отвечающие спросу;

- воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.

Эти задачи предопределяют и основные функции службы маркетинга:

- комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности;

- формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулиро­ванию сбыта;

- планирование сбытовых операций;

- управление товародвижением;

- формирование ценовой политики.

Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями  предприятия:       

На сегодняшний день создано специальное предприятие, занимающееся рекламной и иной маркетинговой деятельностью, обслуживающее холдинг – это ООО «Татнефтепродукт- медиа». Координация деятельности отдела маркетинга и ТНП-медиа  заключается в совместной работе по расчету издержек и составлению смет, т.е. специалисты отдела маркетинга обязаны представлять методы калькуляции издержек производства и бюджетного контроля, поскольку отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. О работе отдела маркетинга в конечном итоге судят по результатам финансовой деятельности всего предприятия.      

         Координация взаимодействия служб маркетинга и финансовой на предприятии заключается в составлении отделом маркетинга квартальных смет (бюджетов) расходов на маркетинг и подаче на рассмотрение и утверждение в финансово- экономическое управление. Кроме того, все документы на отпуск продукции, оформляемые отделом сбыта, проходят через утверждение в финансовом отделе. 

         Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой: специалисты отдела должны иметь возможность получения быстрой и квалифицированной консультации специалистов по юридическим вопросам. Юридическое бюро в обязательном порядке визирует все заключаемые отделом маркетинга и сбыта договоры и консультирует сотрудников отдела по различным правовым аспектам их деятельности.

Контроль маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления маркетин­гом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия спо­собы и инструменты воздействия на контролируемые факторы и адаптации к неуправляемым (жестким) факторам внутренней и внешней среды.

Основные объекты контроля - это объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием  товары, соответствие запланированных и реальных (фактических) резуль­татов производственно-коммерческой деятельности.

Маркетинговый контроль позволяет выявить положи­тельные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях предприятия и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности.

3.3 Маркетинговые исследования рынка

Общая емкость рынка нефтепродуктов Республики Татарстан рассчитана по согласованию с данными Минэкономики РТ, УФНС РФ по РТ и оценкам экспертов. Его годовая емкость на сегодняшний день оценивается в 800-900 тыс. тонн высокооктановых бензинов и 1,2-1,3 млн. тонн дизтоплива.

Ежегодный прирост автотранспорта в Татарстане, по данным ГИБДД МВД РТ составляет около 7 %.

По оценкам ОАО ХК «Татнефтепродукт» емкость рынка нефтепродуктов составляет около 2200 тыс.тонн, в том числе автомобильные бензины 900 тыс.тонн, дизельное топливо 1200 тыс.тонн. Расчеты розничного рынка представлены в таблице «Прогноз емкости рынка РТ на 2006 год».

К 2010 году  емкость рынка нефтепродуктов составит около 2900 тыс.тонн, в том числе автомобильные бензины 1300 тыс.тонн, дизельное топливо 1600 тыс.тонн. Расчеты розничного рынка представлены в таблице «Прогноз емкости рынка РТ на 2010 год».

Основные конкурентные преимущества Компании:

              - активная маркетинговая политика;

              - развитая сбытовая инфраструктура;

              - система постоянного и регулярного контроля деятельности АЗС;

              - сформировавшееся потребительское предпочтение.

Крупным оператором и основным конкурентом ОАО ХК «Татнефтепродукт» на топливном рынке РТ является ОАО «Татнефть». Розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Татарстан в 2011 году осуществляют более чем 50 хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Основными конкурентами ОАО ХК «Татнефтепродукт» на розничном рынке нефтепродуктов Республики Татарстан являются: ОАО «Татнефть» - 154 АЗС, ООО «Автодорстрой» - 37 АЗС, группа компаний «ТАИФ» - 24 АЗС, ООО «Лукойл» - 25 АЗС. На розничном рынке нефтепродуктов представлено большое количество предприятий среднего и малого бизнеса. Наиболее значительную роль эти предприятия играют в крупных городах республики, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.
Доля Компании по количеству АЗС в Республике Татарстан составляет около 25% розничного рынка нефтепродуктов.
Розничный рынок Республики Татарстан является  высококонкурентным и демонополизированым. Каждый участник проводит самостоятельную ценовую политику. На АЗС можно встретить большой разброс цен (до 2,5 рублей за 1 литр топлива), причем как на АЗС частных владельцев, так и на АЗС, принадлежащих крупным операторам. Наиболее конкурентными являются локальные рынки Закамского региона (Тукаевский, Нижнекамский и Елабужский районы) и г.Казани, где наблюдается наивысшая конкуренция. Ситуация на данных рынках отягчается большим количеством операторов и низкими ценами на АЗС конкурентного окружения.

Розничный рынок характеризуется значительной конкуренцией. На нем представлено большое количество предприятий среднего и малого бизнеса. Среди наиболее крупных из них можно назвать Автодорстрой, Татсол, Карт Ойл, Транзит. На рынке работает также целый ряд небольших розничных предприятий и частных предпринимателей имеющих 2-3 АЗС.

Распределение по основным группам потребителей получено опираясь на данные МВД о численности транспортных средств в собственности физических лиц и организаций. Величина транзитных потоков оценена в 10 % от общей емкости рынка нефтепродуктов РТ.

тыс.тонн

Наименование

товара

Всего

Кол-во

Физические

лица

Предприятия

Кол-во

%

Кол-во

%

Дизельное топливо

1250

375

30

875

70

Бензин А-76 (80)

320

96

30

224

70

Бензин АИ-92

480

408

85

72

15

Бензин АИ-95,98

150

128

85

22

15

Масла

16

12

75

4

25

Всего

2216

1019

46

1197

54

Информация о работе Отчет по практике на предприятии ОАО ХК «Татнефтепродукт»