Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 09:26, отчет по практике
В 90-х годах XIX века в Поволжье основными поставщиками нефти и продуктов ее переработки были фирмы “Братья Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”. В промышленных целях ими были построены первые резервуары, оборудованные для приема, хранения и отпуска нефтепродуктов. После революции 1917 года, на основании Декрета Совета Народных Комиссаров «О национализации нефтяной промышленности» от 20 июня 1918 года, все имеющиеся нефтебазы были национализированы, и управление перешло в руки государства. В июле 1918 года при Казанском совете народного хозяйства был создан отдел топлива с нефтяной секцией, на которую возлагалось управление предприятиями “Нобель”, “Каспийское товарищество”, “Мазут”.
организаций, финансируемых из федерального, республиканского и местных бюджетов;
крупных промышленных, строительных и транспортных предприятий.
Продажи через АЗС на федеральных трассах. Спецификой данного сегмента является более низкий уровень цен на топливо по сравнению с АЗС, находящимися в населенных пунктах. Разница в ценах составляет 5-7%. Основные направления работы: конкурентная ценовая политика; привлечение к сотрудничеству компаний, обслуживающих топливные карты и установка их терминалов на АЗС «Татнефтепродукт».
Продажи оптом через сеть нефтебаз. Преимуществами компании являются: крупнейшая сеть нефтебаз в ре6спублике; возможность получать дизельное топливо по трубопроводу из Нижнекамска и Уфы на нефтебазах в г.Казань и г.Чистополь; сложившиеся деловые контакты с потребителями.
В остальных сегментах маркетинговая политика опирается на конкурентное ценообразование и выполнение мероприятий по продажам.
Методы маркетинговой деятельности предприятия заключаются в том, что проводятся:
- анализ внешней (по отношению к предприятию) среды, в которую входит не только рынок, но и политические, социальные, культурные и иные условия. Анализ позволяет выявить факторы, содействующие коммерческому успеху или препятствующие ему. В итоге анализа формируется банк данных для оценки окружающей среды и ее возможностей;
- анализ потребителей, как реальных, так и потенциальных. Данный анализ заключается в исследовании демографических, экономических, социальных, географических и иных характеристик людей, принимающих решение о покупке, а также их потребностей в широком смысле этого понятия и процессов приобретения ими как нашего, так и конкурирующих товаров;
- изучение существующих и планирование будущих товаров, то есть разработка концепций создания новых товаров и/или модернизации старых, включая их ассортимент и параметрические ряды, упаковку и т. д.
- планирование товародвижения и сбыта, включая создание, при необходимости, соответствующих собственных сбытовых сетей со складами и магазинами;
- обеспечение формирования спроса и стимулирование сбыта (ФОССТИС) путем комбинации рекламы, личной продажи, некоммерческих престижных мероприятий (“паблик рилейшнз”) и разного рода материальных стимулов, направленных на покупателей, агентов и конкретных продавцов;
- обеспечение ценовой политики, заключающейся в планировании систем и уровней цен на поставляемые товары, определении “технологии” использования цен, кредитов, скидок и т. п.
- управление маркетинговой деятельностью (маркетингом) как системой, то есть планирование, выполнение и контроль маркетинговой программы и индивидуальных обязанностей каждого участника работы предприятия, оценка рисков и прибылей, эффективности маркетинговых решений.
Планы будущей деятельности эмитента
Приоритетными направлениями деятельности общества являются:
- расширение, модернизация и реконструкция сбытовой инфраструктуры Компании, в том числе увеличение количества действующих АЗС и АГЗС в Республике Татарстан и за ее пределами;
- дальнейшее повышение качества нефтепродуктов и обслуживания на АЗС, оказание услуг, которые отвечают требованиям и ожиданиям потребителей;
- расширение и оптимизация ассортимента реализуемых товаров и услуг с учетом специфики каждой АЗС;
- проведение маркетинговой политики, направленной на удержание и расширение круга лояльных потребителей;
- совершенствование корпоративного управления, детального планирования, использования информационных технологий и мотивации сотрудников, деятельность по международным стандартам системы менеджмента качества ISO 9000.
- увеличение доли продаж по банковским картам.
Перспективные направления развития Компании:
- повышение эффективности использования объектов нефтебазового хозяйства и сети АЗС;
- оптимизация логистической системы обеспечения нефтепродуктами с целью максимального снижения затрат на транспортировку;
- расширение и наращивание объемов оказываемых Компанией услуг, в том числе от сдачи в наем имущества, производственных и иных фондов;
- работа по оптимизации организационной структуры предприятия;
- совершенствование и оптимизация структуры управления.
3.2 Организация маркетинговой деятельности
Служба маркетинга на предприятии имеет линейную структуру и представлена Управлением развития и маркетинга, подотчетного Заместителю генерального директора по общим вопросам .
Перед управлением маркетинга предприятия стоят следующие задачи:
- тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;
- приспосабливать процесс продаж к этим требованиям, предлагать услуги, отвечающие спросу;
- воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.
Эти задачи предопределяют и основные функции службы маркетинга:
- комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности;
- формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
- планирование сбытовых операций;
- управление товародвижением;
- формирование ценовой политики.
Взаимосвязь службы маркетинга с другими подразделениями предприятия:
На сегодняшний день создано специальное предприятие, занимающееся рекламной и иной маркетинговой деятельностью, обслуживающее холдинг – это ООО «Татнефтепродукт- медиа». Координация деятельности отдела маркетинга и ТНП-медиа заключается в совместной работе по расчету издержек и составлению смет, т.е. специалисты отдела маркетинга обязаны представлять методы калькуляции издержек производства и бюджетного контроля, поскольку отвечают за выполнение сметы и за контроль расходов по маркетингу. О работе отдела маркетинга в конечном итоге судят по результатам финансовой деятельности всего предприятия.
Координация взаимодействия служб маркетинга и финансовой на предприятии заключается в составлении отделом маркетинга квартальных смет (бюджетов) расходов на маркетинг и подаче на рассмотрение и утверждение в финансово- экономическое управление. Кроме того, все документы на отпуск продукции, оформляемые отделом сбыта, проходят через утверждение в финансовом отделе.
Взаимодействие отдела маркетинга с юридической службой: специалисты отдела должны иметь возможность получения быстрой и квалифицированной консультации специалистов по юридическим вопросам. Юридическое бюро в обязательном порядке визирует все заключаемые отделом маркетинга и сбыта договоры и консультирует сотрудников отдела по различным правовым аспектам их деятельности.
Контроль маркетинга представляет собой глубокую аналитическую работу, в результате которой администрация предприятия отказывается от неэффективных методов управления маркетингом и изыскивает новые, отвечающие условиям выживания предприятия способы и инструменты воздействия на контролируемые факторы и адаптации к неуправляемым (жестким) факторам внутренней и внешней среды.
Основные объекты контроля - это объем продаж, размеры прибылей и убытков, реакция покупателей на предлагаемые предприятием товары, соответствие запланированных и реальных (фактических) результатов производственно-коммерческой деятельности.
Маркетинговый контроль позволяет выявить положительные и отрицательные моменты в конкурентных возможностях предприятия и внести соответствующие коррективы в ее маркетинговые программы и планы предпринимательской деятельности.
3.3 Маркетинговые исследования рынка
Общая емкость рынка нефтепродуктов Республики Татарстан рассчитана по согласованию с данными Минэкономики РТ, УФНС РФ по РТ и оценкам экспертов. Его годовая емкость на сегодняшний день оценивается в 800-900 тыс. тонн высокооктановых бензинов и 1,2-1,3 млн. тонн дизтоплива.
Ежегодный прирост автотранспорта в Татарстане, по данным ГИБДД МВД РТ составляет около 7 %.
По оценкам ОАО ХК «Татнефтепродукт» емкость рынка нефтепродуктов составляет около 2200 тыс.тонн, в том числе автомобильные бензины 900 тыс.тонн, дизельное топливо 1200 тыс.тонн. Расчеты розничного рынка представлены в таблице «Прогноз емкости рынка РТ на 2006 год».
К 2010 году емкость рынка нефтепродуктов составит около 2900 тыс.тонн, в том числе автомобильные бензины 1300 тыс.тонн, дизельное топливо 1600 тыс.тонн. Расчеты розничного рынка представлены в таблице «Прогноз емкости рынка РТ на 2010 год».
- активная маркетинговая политика;
- развитая сбытовая инфраструктура;
- система постоянного и регулярного контроля деятельности АЗС;
- сформировавшееся потребительское предпочтение.
Крупным оператором и основным конкурентом ОАО ХК «Татнефтепродукт» на топливном рынке РТ является ОАО «Татнефть». Розничную реализацию нефтепродуктов на территории Республики Татарстан в 2011 году осуществляют более чем 50 хозяйствующих субъектов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
Основными конкурентами ОАО ХК «Татнефтепродукт» на розничном рынке нефтепродуктов Республики Татарстан являются: ОАО «Татнефть» - 154 АЗС, ООО «Автодорстрой» - 37 АЗС, группа компаний «ТАИФ» - 24 АЗС, ООО «Лукойл» - 25 АЗС. На розничном рынке нефтепродуктов представлено большое количество предприятий среднего и малого бизнеса. Наиболее значительную роль эти предприятия играют в крупных городах республики, таких как Казань, Набережные Челны, Нижнекамск.
Доля Компании по количеству АЗС в Республике Татарстан составляет около 25% розничного рынка нефтепродуктов.
Розничный рынок Республики Татарстан является высококонкурентным и демонополизированым. Каждый участник проводит самостоятельную ценовую политику. На АЗС можно встретить большой разброс цен (до 2,5 рублей за 1 литр топлива), причем как на АЗС частных владельцев, так и на АЗС, принадлежащих крупным операторам. Наиболее конкурентными являются локальные рынки Закамского региона (Тукаевский, Нижнекамский и Елабужский районы) и г.Казани, где наблюдается наивысшая конкуренция. Ситуация на данных рынках отягчается большим количеством операторов и низкими ценами на АЗС конкурентного окружения.
Розничный рынок характеризуется значительной конкуренцией. На нем представлено большое количество предприятий среднего и малого бизнеса. Среди наиболее крупных из них можно назвать Автодорстрой, Татсол, Карт Ойл, Транзит. На рынке работает также целый ряд небольших розничных предприятий и частных предпринимателей имеющих 2-3 АЗС.
Распределение по основным группам потребителей получено опираясь на данные МВД о численности транспортных средств в собственности физических лиц и организаций. Величина транзитных потоков оценена в 10 % от общей емкости рынка нефтепродуктов РТ.
тыс.тонн
Наименование товара | Всего Кол-во | Физические лица | Предприятия | ||
Кол-во | % | Кол-во | % | ||
Дизельное топливо | 1250 | 375 | 30 | 875 | 70 |
Бензин А-76 (80) | 320 | 96 | 30 | 224 | 70 |
Бензин АИ-92 | 480 | 408 | 85 | 72 | 15 |
Бензин АИ-95,98 | 150 | 128 | 85 | 22 | 15 |
Масла | 16 | 12 | 75 | 4 | 25 |
Всего | 2216 | 1019 | 46 | 1197 | 54 |
Информация о работе Отчет по практике на предприятии ОАО ХК «Татнефтепродукт»