Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого финансового состояния предприятия и проведения оценки качества управления его денежными потоками. В настоящее время, более 60% российских предприятий не имеют ясного понимания структуры своих денежных потоков и не могут оценить качество управления. Поэтому очень важно исследовать принципы и цели управления денежными потоками предприятия, которые являются той первоосновой, в результате которой формируются денежные фонды предприятий, возникают финансовые отношения между экономическими субъектами и решаются разнообразные задачи финансового менеджмента.
Введение
3
1. Теоретические аспекты управления денежными потоками
организации
7
1.1. Система управления денежными потоками как элемент
финансовой политики предприятия
8
1.2. Цели, задачи, информационная база оценки денежных потоков
предприятия
14
2. Методологические основы управления денежными потоками
организации
19
2.1. Классификация денежных потоков по видам деятельности
19
2.2. Оценка эффективности денежного потока, финансовый цикл
26
2.3. Формирование отчета о движении денежных средств
29
2.4. Пути оптимизации денежных потоков организации
36
3. Управление денежными потоками ЗАО «НКЗ»
41
3.1. Краткая характеристика предприятия
41
3.2. Оценка движения денежных средств ЗАО «НКЗ»
45
3.3. Управление финансовым циклом ЗАО «НКЗ»
49
3.4. Предложения по оптимизации денежных потоков ЗАО «НКЗ»
53
Заключение
56
Список литературы
59
Введение
Основополагающие принципы управления потоком денежных средств[21]:
1. Продавать как можно больше и по разумным ценам. Цена продажи включает в себя не только реальные денежные затраты, но и амортизацию (некассовую статью), которая на деле увеличивает денежный поток.
2. Как можно больше ускорять оборачиваемость всех видов запасов, избегая их дефицита, который может привести к падению объема продаж.
3. Как можно быстрее собирать деньги у дебиторов, не забывая, что чрезмерное давление на всех без исключения потребителей может привести к снижению объема будущих продаж.
4. Постараться достичь разумных сроков выплаты кредиторской задолженности без ущерба для дальнейшей деятельности компании.
Система управления денежными потоками призвана обеспечить:
- выполнение краткосрочных и стратегических планов предприятия;
- сохранение платежеспособности и финансовой устойчивости;
- рациональное использование активов и источников финансирования;
- минимизацию затрат на финансирование хозяйственной деятельности.
3. Управление денежными потоками ЗАО «НКЗ»
3.1. Краткая характеристика предприятия
Предприятие ЗАО «Норский керамический завод» (НКЗ) расположено в г. Ярославле и занимается выпуском строительных материалов. Завод располагается в поселке Норское, где ведется разработка глиняных месторождений и намывается речной песок.
Краткие сведения о НКЗ представлены в табл. 4.
Таблица 4
Основные сведения о предприятии
Наименование | Закрытое акционерное общество «Норский керамический завод» |
Адрес | 150019, г. Ярославль, Красноперевальский переулок, д. 1 |
Орган регистрации | Глава Администрации Дзержинского района г. Ярославля (Россия) |
Регистрац. номер | 661 |
Дата регистрации | 20 ноября 1992 г. |
Код по ОКОНХ | 61110 |
Код по ОКПО | 33448939 |
ИНН | 7602013169 |
Ген. директор | Марченко Ю.И. |
Главный бухгалтер | Карташова Т.К. |
Телефон/факс | (0852) 57-97-04, 57-92-02, 57-94-15 |
ЗАО «Норский керамический завод» производит керамические стеновые материалы. История развития предприятия насчитывает более 30 лет. В начале 90-х гг. деятельность предприятия была дифференцирована. Завод занимался производством керамических стеновых материалов, выпуском товаров народного потребления из керамики, изготовлением пенобетонных блоков, производством металопесчаной черепицы, изготовлением сухих кладочных смесей. Завод обладал обширным вспомогательным производством. Котельной завода производился отпуск тепла сторонним потребителям. На балансе завода находились объекты социальной сферы: кафе, кинотеатр, детский сад.
В настоящее время ЗАО «Норский керамический завод» специализируется на выпуске кирпича и камня керамического. Объекты социальной сферы были переданы муниципалитету города, производство металлочерепицы и сухих кладочных смесей закрыто. Производство товаров народного потребления из керамики и производство пенобетонных блоков были выделены в самостоятельные юридические лица. Котельная НКЗ отпускает 40 % произведенной тепловой энергии сторонним потребителям (дирекции единого заказчика, обслуживающей поселковые здания и сооружения), но выручка от реализации продукции котельной составляет менее 3 % в совокупной выручке предприятия.
Продукция НКЗ - товары производственного назначения, поскольку потребление продукции населением не превышает 10%. Основными потребителями выступают строительные организации. Кирпич и камень керамический являются материалами для отрасли строительства.
Выпускаемые НКЗ товары могут быть упорядочены с помощью следующей классификации:
1. По виду продукции:
кирпич керамический одинарный;
кирпич керамический утолщенный (полуторный кирпич);
камень керамический (двойной кирпич).
Вопрос выбора вида кирпича носит скорее эстетический характер, нежели функциональный. Тем не менее, на практике рекомендуется использовать одинарный кирпич при строительстве невысоких зданий, утолщенный для возведения высотных сооружений, двойной кирпич для кладки внутренних стен и перегородок.
2. По объему технологических пустот:
полнотелый 0 %;
полнотелый 6-8 %;
пустотелый 19-21 %;
пустотелый 39-40 %.
Наличие пустот снижает вес изделия, увеличивает его
теплоизоляционные и шумоизоляционные характеристики, ускоряет
процесс производства изделий.
3. По назначению: рядовой; лицевой; фасонный.
Рядовой кирпич предназначен для кладки стен под штукатурку, лицевой кирпич используется для наружных работ, фасонный кирпич для
выполнения отделочных работ.
4. По составу шихты: предприятие использует более 30 составов
шихты для получения изделий с различными техническими и
эргономическими характеристиками.
По своей архитектуре структура управления НКЗ является линейно-функциональной. Структура этого вида относится к бюрократическому (механическому) типу структур управления организацией. Ее главным преимуществом является четкое разделение функций управления между подразделениями.
НКЗ осуществляет следующие основные виды деятельности:
- совершенствование строительных технологий;
- гражданское и промышленное строительство, включая внутренние и внешние отделочные работы;
- проектирование объектов гражданского и промышленного строительства;
- производство и реализация товаров народного потребления, производственно-технического и социально-культурного назначения, народного промысла, сувениров и другой продукции;
- эксплуатация подъемных сооружений и механизмов;
- транспортные услуги, в том числе международные перевозки, ремонт и обслуживание транспорта;
- транспортно-экспедиционные и погрузочно-разгрузочные услуги, в том числе международные;
- разработка месторождений общераспространенных полезных ископаемых открытым способом.
В настоящее время ЗАО «Норский керамический завод» специализируется на выпуске кирпича и камня керамического и 85% выручки составляет прибыль от основной (производственной) деятельности завода, из них 80% от реализации продукции.
Сегодня НКЗ является одним из крупнейших производителей керамического кирпича в России. В составе завода действуют три самостоятельных технологические линии, отличающиеся технологическими схемами производства.
Продукцию предприятия знают и оценили отечественные и зарубежные строители. Прежде всего потому, что Норский кирпич прочнее обычного и выдерживает многие дополнительные нагрузки, успешно заменяя несущие конструкции при возведении зданий повышенной этажности.
Кирпич Норского керамического завода одним из первых экспонировался на ВДНХ. Впервые в отрасли промышленности строительных материалов кирпичу Норского керамического завода был присвоен Знак качества.
Качеству на НКЗ уделяется особое внимание. Вся продукция, выпускаемая заводом, сертифицирована в системе ГОСТ-Р Госстандарта России и Мосстройсертификации. В январе 2002 года предприятие получило международный сертификат качества по системе ISO 9001.
Коллектив завода, возглавляемый генеральным директором Ю.И. Марченко, успешно работает в условиях рыночной экономики. Под его руководством акционерное общество заняло 37-е место среди всех предприятий строительной индустрии России, стало победителем V Всероссийского конкурса на лучшую строительную организацию в номинации «За достижение высокой эффективности и конкурентоспособности в строительстве и промышленности строительных материалов».
В октябре 2001 года ЗАО Норский керамический завод признано победителем конкурса Лучшие предприятия Ярославской области в номинации «За наиболее динамичное развитие». В 2001 году завод вошел в число 100 лучших предприятий строительного комплекса России.
Норский керамический завод встречает свой 30-летний юбилей как один из лидеров российского рынка керамических строительных материалов. Он обладает высоким кадровым и материально-техническим потенциалом, который сможет реализовать в полной мере при взаимовыгодном сотрудничестве с предприятиями, организациями и предпринимателями России и зарубежья.
3.2. Оценка движении денежных средств ЗАО «НКЗ»
Для составления отчета о движении денежных средств представим баланс и отчет о прибылях и убытках в более удобной для анализа форме.
Таблица 5
Баланс за 2008 г., тыс. руб.
АКТИВ | На начало года | На конец года |
Нематериальные активы | 3 | 3 |
Основные средства | 101 066 | 115 048 |
Незавершенное строительство | 8 852 | 46 086 |
Долгосрочные финансовые вложения | 90 | 32 460 |
Отложенные налоговые активы | 5 | 8 |
Запасы | 69 180 | 82 612 |
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям | 4 611 | 6 860 |
Дебиторская задолженность | 113 540 | 111 016 |
Денежные средства | 88 | 48 |
Прочие оборотные активы | 1 | 5 |
БАЛАНС | 297 436 | 394 146 |
ПАССИВ | На начало года | На конец года |
Уставный капитал | 13 | 13 |
Добавочный капитал | 3 | 3 |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 32 020 | 21 456 |
Отложенные налоговые обязательства | 1 776 | 0 |
Прочие долгосрочные обязательства | 114 923 | 116 430 |
Краткосрочные займы и кредиты | 86 366 | 154 331 |
Кредиторская задолженность | 62 335 | 101 913 |
БАЛАНС | 297 436 | 394 146 |
Таблица 6
Отчет о прибылях и убытках за 2008 г., тыс. руб.
Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) | 424 109 |
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг | (406 503) |
Валовая прибыль | 17 606 |
Коммерческие расходы | 0 |
Управленческие расходы | 0 |
Прибыль (убыток) от продаж | 17 606 |
Проценты к получению | 0 |
Проценты к уплате | (12 516) |
Прочие операционные доходы | 55 936 |
Прочие операционные расходы | (56 158) |
Внереализационные доходы | 1 076 |
Внереализационные расходы | (13 381) |
Прибыль (убыток) до налогообложения | (7 437) |
Отложенные налоговые обязательства | 4 |
Текущий налог на прибыль | ( 3 127) |
Чистая прибыль (убыток) отчетного периода | (10 568) |