Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является - механизм выстраивания взаимоотношений руководителя с трудовым коллективом в процессе адаптации. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и характеристику деятельности руководителя в организации;
выявить требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению;
изучить цели адаптации и обоснование ее необходимости;
выявить особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации;
проанализировать общую характеристику и производственно-экономические показатели деятельности организации ЗАО «Метаприбор»;
проанализировать процесс адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»;
разработать проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор».
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роль и значение руководителя в организации
6
§1. Сущность и характеристика деятельности руководителя в организации
6
§2. Требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению
12
Глава 2. Специфика и особенности адаптации руководителя в организации
25
§1. Цели адаптации и обоснование ее необходимости
25
§2. Особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации
33
Глава 3. Анализ процесса адаптации руководителя и выстраивания взаимоотношений с трудовым коллективом организации на примере ЗАО «Метаприбор»
44
§1. Общая характеристика и производственно-экономические показатели деятельности организации
44
§2. Анализ процесса адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»
50
§3. Проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор»
58
Заключение
69
Библиографический список
72
Приложения
79
63
Дипломный проект
Содержание
Введение | 3 |
|
|
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роль и значение руководителя в организации | 6 |
§1. Сущность и характеристика деятельности руководителя в организации | 6 |
§2. Требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению | 12 |
|
|
Глава 2. Специфика и особенности адаптации руководителя в организации | 25 |
§1. Цели адаптации и обоснование ее необходимости | 25 |
§2. Особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации | 33 |
|
|
Глава 3. Анализ процесса адаптации руководителя и выстраивания взаимоотношений с трудовым коллективом организации на примере ЗАО «Метаприбор» | 44 |
§1. Общая характеристика и производственно-экономические показатели деятельности организации | 44 |
§2. Анализ процесса адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор» | 50 |
§3. Проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор» | 58 |
|
|
Заключение | 69 |
Библиографический список | 72 |
Приложения | 79 |
Введение
Одним из главных направлений работы HR-менеджмента в условиях рыночной экономики является подготовка и проведение адаптационных мероприятий. Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огромное внимание уделяется процессу включения нового сотрудника в производственные и межличностные отношения. Важным фактором, влияющим на дальнейшую эффективность работы принятых сотрудников, становится наличие в организации программы вхождения в должность, основная задача которой – помочь сотруднику адаптироваться к новой обстановке и достичь необходимой эффективности работы в наиболее короткий срок.
Переход на новую работу – психологически сложный момент для любого человека. Если он не ощущает поддержки со стороны руководства и сотрудников организации, появляются сомнения в правильности выбора нового места работы, происходят ошибки в рабочем процессе, причины которых кроются в психологически некомфортном, неуверенном состоянии, снижается эффективность работы. Становится возможным самый нежелательный, но вполне вероятный исход – увольнение человека, не освоившегося на рабочем месте, не вписавшегося в коллектив и производственный процесс.
Действия по осуществлению адаптационных мероприятий призваны улучшить организационные условия работы новых сотрудников для быстрого их вхождения в производственный процесс, а также помочь избежать снижения эффективности работы всего предприятия.
Процесс адаптации, который способствует формированию у работника положительного отношения к организации, является непременным условием высоких профессиональных показателей. Поступая на работу, человек уже имеет свои представления о том, что и как должно происходить при вхождении в коллектив и освоении рабочего пространства. Вместе с тем организация является сложившейся общностью людей со своими целями, задачами, системой ценностей и способами построения отношений. В процессе адаптации должно произойти оптимальное приспособление нового сотрудника и организации друг к другу.
Для новых сотрудников любого уровня этапы аттестации являются комплексом необходимых действий, предписываемых общими правилами процесса адаптации. Вместе с тем процесс адаптации сотрудника индивидуален как с точки зрения его личностных качеств, так и с точки зрения его работы.
Существенные различия в адаптационных программах касаются, в первую очередь, объема и содержания предоставляемой новому работнику информации, а также необходимости ознакомления с рабочей документацией. Различия могут касаться и участников самого процесса. Для рабочего наставником может быть коллега по подразделению или линейный руководитель. В адаптации менеджера среднего звена необходимо активное участие сотрудников службы управления персоналом и руководителей более высокого звена. Кроме того, могут различаться сроки адаптации работников разных уровней. Все это обуславливает актуальность данной проблемы.
Целью дипломного проекта является - механизм выстраивания взаимоотношений руководителя с трудовым коллективом в процессе адаптации. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и характеристику деятельности руководителя в организации;
выявить требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению;
изучить цели адаптации и обоснование ее необходимости;
выявить особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации;
проанализировать общую характеристику и производственно-экономические показатели деятельности организации ЗАО «Метаприбор»;
проанализировать процесс адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»;
разработать проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор».
Объектом исследования является - процесс адаптации руководителя, а предметом - механизм выстраивания взаимоотношений руководителя с трудовым коллективом в процессе адаптации.
Методы исследования – социологический, интервью, тестирование, опрос, анализ документации предприятия, сравнительный анализ.
Изученность тематики исследования. Вопросы, посвященные адаптации сотрудников на предприятии, достаточно активно освещаются в профессиональных изданиях, отечественной и зарубежной специальной литературе по управлению персоналом.
Методологической базой исследования послужили работы Ардальона Кибанова, Николая Маусова, Натальи Володиной, Майкла Мескона, Майкла Альберта и Франклина Хедоури, а также других авторов, затрагивающих в своих трудах тему управления персоналом и адаптации работников на предприятии.
Практическая значимость - изучение проблем применения адаптации сотрудников ФГУП «Северное» позволит разработать конкретные рекомендации по совершенствованию процесса адаптации на предприятии, и как результат - существенно повысить эффективность работы персонала с первых дней, обеспечить преемственность знаний и навыков, накопленных организацией и ее сотрудниками.
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роль и значение руководителя в организации
§1. Сущность и характеристика деятельности руководителя в организации
Работа по управлению организацией, учреждением является частью совокупного труда, который необходим для того, чтобы достичь ее целей. Это один из видов профессиональной деятельности человека. Реализация этого вида деятельности осуществляется управленческими работниками, ключевое место среди которых занимают руководители – менеджеры.
Менеджер (руководитель) - это должностное лицо, профессионально осуществляющее управление организацией, функционирующей в рыночных условиях. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются ключевыми людьми в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны [13, с.33]. Это связано с тем, что в организации выполняются различные функции, и, наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности.
Организация не может существовать без менеджеров, и для этого существует ряд причин:
1) менеджеры обеспечивают выполнение организацией её основного предназначения;
2) менеджеры проектируют и устанавливают взаимодействие между отдельными операциями и действиями, выполняемыми в организации;
3) менеджеры разрабатывают стратегию поведения организации в изменяющемся окружении;
4) менеджеры несут формальную ответственность за результаты деятельности организации;
5) менеджеры официально представляют организацию в церемониальных мероприятиях.
Менеджеры - это люди, которые достигают цели, стоящие перед организацией, посредством других людей. Менеджеры принимают решения, аккумулируют ресурсы, координируют деятельность других и направляют ее на достижение целей организации (иногда их называют администраторами, особенно если речь идет о некоммерческих организациях). Под организацией при этом принято понимать координируемый союз двух и более людей, который функционирует на относительно постоянной основе для достижения общих целей. Организациями являются, например, промышленные и торговые предприятия, магазины, государственные службы, а также школы, институты, больницы и церкви.
В начале XX в. французский промышленник Г. Файоль писал, что все менеджеры выполняют пять основных управленческих функций. Они планируют, организуют, руководят, координируют и контролируют. В настоящее время эти функции обычно сводят к следующим:
• планирование;
• организация работы;
• координация;
• мотивация;
• контроль.
Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в организации ряд разнообразных ролей.
Роль – это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной должности менеджера. Менеджеры занимают определённые должности в качестве руководителей организационных подразделений, что и обуславливает их служебное поведение.
Г. Минцберг [14, с.38] удачно обобщил и классифицировал деятельность менеджеров в форме десяти ролей в рамках трёх крупных категорий: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. В таблице 1 представлены типы ролей и приводятся примеры для каждого из них. Все десять ролей взаимозависимы и взаимодействуют.
Таблица 1
Десять управленческих ролей по Минцбергу
Роль | Описание | Характер деятельности |
1 | 2 | 3 |
Межличностные роли | ||
Главный руководитель | Символический глава, который выполняет обычные обязанности правового или социального характера | Церемонии, действия, обусловленные положением |
Лидер | Ответственный за мотивацию и активизацию подчиненных, набор, подготовку работников | Фактически все управленческие действия с участием подчинённых |
Связывающее звено | Обеспечивает саморазвитие сети внешних контактов и источников информации, которые предоставляют информацию и оказывают услуги | Переписка, участие в совещаниях |
Информационные роли | ||
Приемник информации | Разыскивает специальную информацию, которую, зная организацию и внешние условия, успешно использует в интересах своего дела; центр внешний и внутренней информации | Обработка почты, контакты, связанные преимущественно с получением информации (ознакомительные поездки) |
Распространитель информации | Передаёт информацию, полученную из внешних источников или от подчинённых, членами организации | Рассылка почты по организациям с целью получения информации, контакты для передачи информации подчиненным |
Представитель | Передаёт информацию для внешних контактов организации относительно планов, политики, результатов работы, действует как эксперт по вопросам данной отрасли | Участие в заседаниях, обращение по почте, выступления |
Роли, связанные с принятием решений | ||
Предприниматель | Разрабатывает и запускает « проекты по совершенствованию», приносящие изменения, контролирует разработку определённых проектов | Обсуждение стратегии, обзоры ситуации |
Устраняющий нарушения | Отвечает за корректировочные действия, когда организацию ожидают важные и неожиданные отклонения | Обсуждение стратегических и текущих вопросов, включая проблемы и кризисы |
Распределитель ресурсов | Ответственный за распределение всевозможных ресурсов организации | Составление графиков, составление и контроль бюджетов, планирование работы подчинённых |
Переговорщик | Ответственный за представительство в организации на важных переговоров | Ведение переговоров |
Информация о работе Адаптация руководителя: пути совершенствования на примере ЗАО «Метаприбор»