Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 19:27, дипломная работа
Целью дипломного проекта является - механизм выстраивания взаимоотношений руководителя с трудовым коллективом в процессе адаптации. Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность и характеристику деятельности руководителя в организации;
выявить требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению;
изучить цели адаптации и обоснование ее необходимости;
выявить особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации;
проанализировать общую характеристику и производственно-экономические показатели деятельности организации ЗАО «Метаприбор»;
проанализировать процесс адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»;
разработать проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор».
Введение
3
Глава 1. Теоретико-методологические аспекты роль и значение руководителя в организации
6
§1. Сущность и характеристика деятельности руководителя в организации
6
§2. Требования предъявляемые к руководителя в коллективе и его поведению
12
Глава 2. Специфика и особенности адаптации руководителя в организации
25
§1. Цели адаптации и обоснование ее необходимости
25
§2. Особенности поведения руководителя в коллективе в период адаптации
33
Глава 3. Анализ процесса адаптации руководителя и выстраивания взаимоотношений с трудовым коллективом организации на примере ЗАО «Метаприбор»
44
§1. Общая характеристика и производственно-экономические показатели деятельности организации
44
§2. Анализ процесса адаптации персонала и руководителя в ЗАО «Метаприбор»
50
§3. Проект совершенствования процесса адаптации работников и руководителя по выстраиванию взаимоотношений в ЗАО «Метаприбор»
58
Заключение
69
Библиографический список
72
Приложения
79
Таким образом, руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации деятельности, несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования - наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.
Глава 2. Специфика и особенности адаптации руководителя в организации
§1. Цели адаптации и обоснование ее необходимости
Подбор и прием на работу представляет собой довольно длительный и дорогостоящий процесс - к первому дню работы нового сотрудника организация уже затрачивает на него значительные средства. Поэтому организация заинтересована в том, чтобы принятый на работу сотрудник не уволился через несколько месяцев. Однако, как показывает статистика, наиболее высокий процент принятых на работу покидает организацию именно в течение первых трех месяцев. Основные причины ухода - несовпадение реальности с ожиданиями и сложность интеграции в новую организацию. Помочь сотруднику успешно влиться в новую организацию - важнейшая задача его руководителя и специалистов по кадрам.
Зачастую «новичок» приходит на предприятие, а его рабочее место не подготовлено, и никто особенно этим не озабочен, новичкам предоставляют право выплывать самим. Но поскольку первое впечатление обычно оставляет глубокий след, такая процедура может оказать длительное отрицательное воздействие на мотивацию и отношение сотрудника к работе. «Опыт» такого рода может зачастую объяснять высокую текучесть кадров в первые недели или месяцы работы и причины, по которым новый сотрудник может испытывать чувство отчуждения и занять негативную позицию по отношению к организации с первого дня работы. Если новые сотрудники предоставляются самим себе, то организация не может влиять на то, что они случайно узнают, и потеряет возможность сформировать у них положительное отношение к работе и преданность традициям фирмы [63, с.10].
Цель адаптации - облегчить вхождение новых сотрудников в организацию, для чего и разрабатывается программа адаптации на предприятии. В самом общем виде адаптация — процесс приспособления работника к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная — включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.
С позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки. Мероприятия по адаптации персонала организации позволяют уменьшить стартовые издержки, т. к. пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат, новый сотрудник не будет чувствовать себя ненужным на новом рабочем месте, снизится озабоченность и неопределенность, появится позитивное отношение к работе, удовлетворенность работой.
Можно привести определение адаптации Эдгара Шейна: « Процесс познания нитей власти, процесс достижения доктрин, принятых в организации, процесс обучения, осознания того, что является важным в этой организации или ее подразделениях» [35, с.58]. Кроме того, способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать творческий потенциал уже работающих сотрудников и усилить их включенность в организационную культуру.
Для руководителя же информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции. Система адаптации предполагает проведение ряда взаимосвязанных процедур и действий, направленных на решение обозначенных задач. Состав процедур может варьироваться в зависимости от специфики организации и статуса нового сотрудника, однако в обязательном порядке он включает следующие базовые компоненты:
выделение рабочего места новому сотруднику;
представление сотрудника коллективу;
ознакомление сотрудника со сложившимися традициями, стилем общения и взаимоотношений организации;
ознакомление сотрудника с правилами внутреннего трудового распорядка;
ознакомление сотрудника с должностными обязанностями, способами взаимодействия в коллективе, оформление кадровых документов;
проведение необходимого инструктажа (техника безопасности, охрана труда, противопожарные меры и т.д.);
ознакомление сотрудника с историей организации, ее миссией, миссией самого сотрудника, его зоной ответственности и полномочий;
ознакомление сотрудника с системой материальной и нематериальной мотивации и социальным пакетом организации;
назначение наставника новому сотруднику;
ознакомление сотрудника с требованиями к обеспечению
качества работ;
ознакомление сотрудника с бизнес-процессами,
технологическими процессами и используемым в организации оборудованием;
постановка задач новому сотруднику на испытательный срок, объяснение критериев оценки выполнения поставленных задач;
корректировка и контроль выполнения задач, поставленных на испытательный срок;
завершение процесса адаптации (как правило, окончание испытательного срока);
поддержка и дальнейшее развитие нового сотрудника на протяжении всего периода работы в организации.
Успешность адаптации зависит от ряда следующих условий:
качественный уровень работы по профессиональной ориентации потенциальных сотрудников;
объективность деловой оценки персонала (как при отборе, так и в процессе трудовой адаптации работников);
отработанность организационного механизма управления процессом адаптации;
престиж и привлекательность профессии, работы по определенной специальности именно в данной организации;
особенности организации труда, реализующие мотивационные установки сотрудника;
наличие отработанной системы внедрения новшеств;
гибкость системы обучения персонала, действующей внутри организации;
особенности социально-психологического климата, сложившегося в коллективе;
личностные свойства адаптируемого сотрудника, связанные с его психологическими чертами, возрастом, семейным положением и т. п.
Процесс адаптации сотрудника будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника. Показателем низкой адаптации или дезадаптации будет желание сменить коллектив или организацию, а так же отклоняющееся и даже девиантное поведение. Чаще всего дезадаптация проявляется в следующих поведенческих признаках:
- недоумение (все позитивные представления, связанные с организацией, рушатся);
- испуг (неизвестно что делать и как себя вести);
- уныние (ощущение, что нет необходимости проявлять себя);
- возмущение (появляется склонность негодовать по пустякам);
- псевдоответственность (утрачивается всякий авторитет начальства);
- нарушение режима работы (предпринимается любое нарушение распорядка);
- пассивное принятие (подчинение любому распоряжению);
- притязание (склонность присоединяться к коллективным протестам и др.);
- лень (индифферентность и апатия становятся каждодневными);
- отсутствие диалога с начальством (делает проблемы неразрешимыми);
- отсутствие коллективной цели (работник не чувствует свой труд достаточно мотивированным; возникает отсутствие доверия к себе, которое работник усматривает в действиях начальства);
- отсутствие участия (работник все меньше отождествляет себя с коллективом);
- отсутствие цели (работник осознает, что организация не предоставляет ему никаких возможностей для развития).
При выборе стратегий, по которым осуществляются адаптивные механизмы, личностью оцениваются:
- требования социальной среды: их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностей личности, степень дестабилизирующего влияния;
- потенциал личности в плане изменения, приспособления среды к себе;
- цена усилий при выборе стратегии изменения среды или стратегии изменения себя.
Оценка всех этих параметров часто происходит в свернутом виде или даже на неосознаваемом, интуитивном уровне. Для того чтобы эта оценка прошла наиболее успешно, с минимальными физическими и духовными потерями для личности, необходимо использовать практический материал, направленный на решение следующих задач:
- развитие и улучшение коммуникативных навыков, так как важнейшей особенностью коллективной деятельности сотрудников УИС является наличие многообразных контактов между сотрудниками, передача ими информации друг другу, взаимодействие и взаимовлияние;
- помощь в решении собственных личных проблем;
- создание состояния эмоционального комфорта на рабочем месте и в целом.
Фактически, адаптация к определенной среде и деятельности в ней зависит от успешности процесса накопления людьми опыта и социальных установок, соответствующих их социальным ролям и адекватных ожиданиям окружающей среды. Можно сказать, что успешность социально-психологической адаптации определяется уровнем освоения ожиданий социальной среды, или уровнем освоения культуры сообщества.
Согласно Л. Филипсу, адаптированность обозначается двумя типами ответов на воздействие среды:
а) принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждый, в соответствии со своим возрастом и полом;
б) в более специфическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм: она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциально опасными условиями, а также способность придавать событиям желательные для себя направления. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуется создавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений. Адаптивное поведение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы и ясным определением собственного будущего.
Все это говорит о безусловной важности системы адаптации. Тем не менее, словосочетание «адаптация новичков» для отечественных работодателей еще довольно непривычно. Это можно объяснить тем, что в классическом виде адаптация сотрудников относится к западным технологиям управления персоналом, и, несмотря на стремление все большего числа организаций перейти на западную модель ведения бизнеса и управления персоналом, в частности, далеко не всем удается быстро и эффективно перенять этот опыт. Многие по-прежнему перекладывают всю ответственность на кадровиков, считая, что текучесть кадров среди новичков вызвана, в основном, ошибками службы по подбору персонала. Однако для комплексного решения проблем, возникающих в области управления новым персоналом, необходимы не отдельные меры по введению в должность, а именно документировано оформленная и строго контролируемая система адаптации персонала как часть общей системы управления в организации.
Суммировав высказывания различных авторов и вычленив главное, можно осуществить классификацию адаптации по следующим критериям:
1. По отношениям субъект-объект: активная - когда индивид стремится воздействовать на среду с тем, чтобы изменить ее (в том числе и те нормы, ценности, формы взаимодействия и деятельности, которые он должен освоить); пассивная - когда он не стремится к такому воздействию и изменению.
2. По воздействию на работника: прогрессивная - благоприятно воздействующая на работника; регрессивная - пассивная адаптации к среде с отрицательным содержанием (например, с низкой трудовой дисциплиной).
А так же стихийная (программы по адаптации не применяются, процесс адаптации сотрудника проходит стихийно, уровень адаптированности сотрудников никто не измеряет) и управляемая.
3. По уровню: первичная - когда человек, не имеющий опыта профессиональной деятельности, впервые включается в постоянную трудовую деятельность на конкретном предприятии; вторичная - приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности. Они, как правило, меняют объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителей.
Информация о работе Адаптация руководителя: пути совершенствования на примере ЗАО «Метаприбор»