Недостатки сетевой структуры
- Отсутствие непосредственного контроля
- Каждый партнер в сети действует в своих интересах
- Нечеткие границы ответственности создают повышенную неопределенность
- Проблемы с лояльностью работников
- Невозможно создать прочную корпоративную культуру
- Текучесть кадров
Виртуальная организация
- Это сетевая, компьютерно интегрированная организационная структура, объединяющая неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах.
- Акцент делается на временный характер объединения ресурсов в виртуальной организации: тогда она понимается как межорганизационное гибкое предприятие, создаваемое на ограниченный период, главная цель которого – получение выгоды благодаря расширению ассортимента товаров и услуг.
Основные характеристики виртуальной организации
- ориентация на заказчика – это быстрота выполнения заказа (Minimal
Time-to-Market) и полнота удовлетворения требований клиента;
- гибкая, адаптивная, динамичная сетевая структура. Такая сеть не существует в реальном физическом пространстве, а создается путем информационной интеграции ресурсов партнеров (квазиструктура);
- виртуальное предприятие объединяет цели, культуру, традиции, ресурсы, опыт ряда предприятий-партнеров, координируя их развитие и представляя собой «предприятие над предприятиями» (метапредприятие);
- Эффективность виртуальной организации обеспечивается системой управления знаниями.
Примеры виртуальных предприятий
- европейский консорциум Airbus
Industries, изготавливающий широко известные аэробусы;
- объединение усилий фирм Apple и Sony при работе над проектом Powerbook;
- деятельность компании Nike.
Достоинства виртуальных организаций
- Возможность выбирать и использовать наилучшие ресурсы, знания и способности с меньшими временными затратами.
- Повышение скорости выполнения рыночного заказа;
- Снижение совокупных затрат;
- Более полное удовлетворение потребностей заказчика;
- Высокая адаптация к изменениям окружающей среды;
- Снижение барьеров выхода на новые рынки.
Недостатки виртуальной организации
- чрезмерная экономическая зависимость от партнеров, что связано с узкой специализацией членов сети;
- практическое отсутствие социальной и материальной поддержки своих партнеров вследствие отказа от классических долгосрочных договорных форм и обычных трудовых отношений;
- опасность чрезмерного усложнения, вытекающая, в частности, из разнородности членов предприятия, неясности в отношении членства в ней, открытости сетей, динамики самоорганизации, неопределенности в планировании для членов виртуального предприятия.
Кластерная структура
- Сконцентрированная по географическому признаку группа взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу
Основные характеристики кластерной структуры
- Инновационный характер деятельности
- Доступность к новым технологиям, используемым предприятиями-контрагентами в различных сферах хозяйственной деятельности.
- Наличие целостности цепочки «поставщик →производитель → потребитель» в инновационном процессе.
- Совместное участие субъектов кластера в разработке и реализации инноваций позволяет адекватно и оперативно реагировать на потребности покупателей.
- Возможность сократить издержки на НИОКР в результате межфирменной кооперации.
- Расширение возможностей фирм-участников использования в своей деятельности бенчмаркинга.
Модель молочного кластера
Ключевой сектор
ОАО «Брянский молочный комбинат»
Сектор производства сырья
Сельскохозяйственные предприятия
Сектор продвижения продукции
Торговые и посреднические организации
Блок финансового обеспечения
–финансовые институты
Блок вспомогательных производств,
поставляющих продукцию и обслуживающих
ОАО «Брянский молочный комбинат»
Блок вспомогательных производств,
поставляющих продукцию и обслуживающих
сельскохозяйственные предприятия
Блок вспомогательных производств,
поставляющих продукцию и обслуживающих
торговые организации
Блок научного и кадрового
обеспечения – ГОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная
академия»,
ГОУ ВПО «Брянский государственный
университет им. И.Г. Петровского»
ПОТРЕБИТЕЛИ
СОВЕТ МОЛОЧНОГО КЛАСТЕРА
Администрация Брянской области
Комитет по сельскому хозяйству
и продовольствию Брянской области
КЛАСТЕРНАЯ СТРУКТУРА