Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 16:23, курсовая работа
Объектом исследования в данной работе является механизм стимулирования и мотивации управления снабжения и складской логистики филиала «Волгоградский» ОАО «Северсталь-метиз».
Целью работы является анализ удовлетворенности персонала работой в организации и предложение мероприятий по совершенствованию системы мотивации.
Курсовая работа структурирована в соответствии с поставленными задачами:
-изучение теоретических основ исследования механизма мотивации;
- будет дана общая характеристика развития ОАО « Северсталь-метиз»;
- анализ действующего механизма мотивации и стимулирования на предприятии филиал Волгоградский ОАО «Северсталь-метиз» ( на примере управления снабжения и складской логистики);
-разработка проекта мероприятий по совершенствованию механизма мотивации и стимулирования на предприятии.
Курсовая работа написана на основе материалов учебной, методической и научной литературы, нормативно-правовых актов и законов, статистических данных, справочной информации, а также регламентирующая и отчетная документация исследуемого предприятия.
Введение………………………………………………………………….…………........ 3
Глава 1. Теоретические основы механизма мотивации и стимулирования трудовой деятельности
1.1. Сущность, типы и способы мотивации и стимулирования …………………5
1.2. Классификация теорий мотива-ции…………………………………………......13
1.3. Модели стимулирования внутренней мотивации работни-ка…………………18
Глава 2. Анализ и оценка деятельности ОАО «Северсталь-метиз»
2.1.Общая характеристика ОАО « Северсталь-метиз»………….........................26
2.2.Стратегия развития ОАО «Северсталь-метиз»………………………………..29
2.3.Анализ действующего механизма мотивации и стимулирования на предпри-ятии филиал Волгоградский ОАО «Северсталь-метиз» (на примере управления снабжения и складской логистики)………………………………………………………………..36
Глава 3. Совершенствование механизма мотивации и стимулирования на предприятии филиал «Волгоградский» ОАО «Северсталь-метиз»
3.1.Основные направления совершенствования механизмов мотивации и
стимулирования на предприятии филиал «Волгоградский» ОАО «Северсталь-метиз» ( на примере управления снабжения и складской логистики)....................... …….46
Заключение………………………………………………………………………….. .50
Список использованных источников……………………………......................…. .52
Приложения……………………………………………………………………………54
Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потреб-ности человека, которые можно разделить на пять групп [10]:
-физиологические потребности:
- потребности необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
-потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем;
-социальные потребности:
- необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
-потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
-потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
С
развитием экономических
Теория мотивации Фредерика Герцберга появилась в связи с растущей необходи-мостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотива-цию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таб. № 1 Две группы факторов в теории Ф. Герцберга
Гигиенические факторы | Мотивация |
Политика фирмы и администрации | Успех |
Условия работы | Продвижение по службе |
Заработок | Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения | Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой | Возможность творческого и делового потенциала |
Факторы, влияющие на удовлетворенность в работе:
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характе-ром и сущностью самой работы.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.
Согласно теории ожиданий по В. Вруму не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением [8]:
-руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотруд-ника;
-сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
-сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении -качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
-сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.
Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в преобладании повышения качества труда и уверенности в том, что это будет отмечено руководителем, что позволяет ему реально удовлетворить свою потребность.
Исходя из теории ожиданий можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде опреде-ленных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Согласно
теории справедливости, эффективность
мотивации оценивается
Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами [7]. Л. Портер и Э. Лоулер ввели три переменные, которые влияют на размер вознаграждения: затраченные усилия, личностные качества человека и его способности и осознание своей роли в процессе труда. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что работник оценивает вознаграждение в соответствии с затраченными усилиями и верит в то, что это вознаграждение будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. По сему мнению, эта теория более прогрессивна, чем любая другая. Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.
1.3. Модели стимулирования внутренней мотивации работников
На Западе существует множество теорий мотивации труда. К примеру, в практике американских фирм «Форд», «Дженерал Моторс» и других используются различные методы мотивации и гуманизации труда. Многие из них связаны с материальным поощрением. Часто применяют так называемые аналитические системы заработной платы, особенность которых - дифференциальная оценка в баллах степени сложнос-ти выполняемой работы с учётом квалификации исполнителей, физических усилий, условий труда и другие. При этом переменная часть заработной платы, которая выступает в качестве награды за повышение качества продукции, рост производи-тельности труда, экономию сырья достигает 1/3 зарплаты. Используются различные формы участия рабочих в распределении прибыли. Для решения производственных задач формируются кружки качества и совместные комиссии рабочих и администра-ции, принимающие решения о материальном поощрении рабочих в зависимости от вклада, в том числе в повышении производительности труда.
Материальное поощрение практикуется в различных видах. Большое распространение в британских фирмах получило поощрение в форме подарков. Так, в компании «British Telecom» награждают ценными подарками и туристическими путёвками. Процедура награждения проводится в соответствии с достигнутыми успехами: на рабочих местах, на публичных мероприятиях и празднованиях. Это позволяет популяризировать достижения в области повышения эффективности работы ее качества, которые прежде оставались незамеченными.
Применяемые промышленными фирмами системы мотивации работников путем продвижения их по службе можно свести к ротации с учетом личных качеств и стажа работы. Первое чаще применяется на предприятиях США, второе характерно для Японии. Одной из форм мотивации, нашедшей широкое применение в практике зарубежных и отечественных предприятий стало внедрение гибких графиков работы.
Анализ
мотивационных моделей
Исходя из предлагаемой концепции мотивации с учетом результатов исследования на предприятиях России и накопленного опыта организации стимулирования предлагается модель мотивации, включающая в себя:
-материальное стимулирование (оплата по труду, премиальные системы);
-моральное поощрение, в котором проявляется объективный характер личных моральных интересов отдельного индивида, признание его значимости;
-социально-натуральное поощрение;
-поощрение социально-должностной карьеры;
-дополнительное поощрение за достижения в труде;
-социальное.
Модель мотивации в общем виде приведена в таблице №2 в соответствии с изложенной выше классификацией и структурой мотивов [15].
Таблица 2. Модель мотивации персонала
Мотиваторы | |||
Материальные | Социальной карьеры | ||
Моральные | Дополнительные
стимулы | ||
Социальные | Социально-натуральные | ||